Interested Article - Де Росси, Проперция

Проперция де Росси ( итал. Properzia de' Rossi ; 1490 , Болонья 1530 , Болонья ) — итальянская женщина-скульптор XVI века.

Ранние годы

Резная миниатюра Проперции де Росси

Проперция родилась в Болонье в семье нотариуса Джованни Мартино Росси да Модена . Как и все состоятельные женщины эпохи ренессанса , она училась рисованию, музыке, танцам, поэзии и классической литературе. Её учителем рисования был Маркантонио Раймонди . Проперция долго не могла определиться, какое направление искусства ей выбрать в качестве приоритетного. Тогда она стала вырезать маленькие, но замысловатые миниатюры из персиковых, абрикосовых и черешневых косточек . Тематика этих работ была в основном религиозная, одна из самых известных работ — распятие Иисуса на персиковой косточке. Хотя точная дата её перехода с живописи на скульптуру неизвестна, очевидно, что это произошло в 20-х годах XVI века: согласно документам, тогда она впервые приняла участие в конкурсе на право украсить главный алтарь храма в Болонье .

Помимо художественного дарования, Проперция была также известна благодаря своему уму, красоте и музыкальному таланту. Но, так как Проперция не происходила из семьи художников или скульпторов, это создавало дополнительный барьер для неё как для скульптора (особенно работающего с мрамором). Тем более, что женщины-скульпторы в её время были редкостью, потому что это считалось мужской профессией. Но, несмотря на это, де Росси удалось поступить в Болонский университет и успешно его окончить . Де Росси стала одной из четырёх женщин, которых Джорджо Вазари включил в свои « Жизнеописания прославленных живописцев, скульпторов и архитекторов » .


Работа с мрамором

В тридцать лет де Росси начала работать с большими масштабами. Она стала известна своими мраморными портретными бюстами, которые обеспечили ей хорошую репутацию. Несмотря на то, что её конкурентами были мужчины-архитекторы, Проперции удалось выиграть право украсить западный фасад Базилики Сан-Петронио в 1524 году. Для базилики она создала скульптуры трёх предсказательниц и двух ангелов, а также пару барельефов, включая панель с изображением Иосифа и жены Потифара . Джорджио Вазари в своей «Жизни мадонны Проперции де Росси» писал, что Проперция получила «самую нищенскую оплату за свою работу». Виной этому, по мнению Вазари, стал художник Амико Аспертини , пытавшийся помешать её работе .

Смерть

Изначально прославившись своими мастерскими миниатюрами на фруктовых косточках, а позже победив своих соперников-мужчин в борьбе за право украшать базилику Сан-Петроно, Проперция, тем не менее, умерла в нищете . Согласно записям, де Росси умерла в день коронации императора Карла V . Узнав о её смерти Климент VII сказал, что Проперция была «благородным и возвышенным гением» .

Примечания

  1. Properzia de Rossi // (итал.)
  2. Witcombe C. L. C. E. Properzia de’ Rossi // (англ.) // / — Oxford, Basingstoke, New York City: OUP , 2017. — ISBN 978-1-884446-05-4
  3. Laura M. Ragg. . — London :, [1907]..
  4. Heller, Nancy. . — 3rd ed. — New York: Abbeville Press, 1997. — 280 pages с. — ISBN 0789203456 .
  5. Properzia de Rossi // Database of Women Artists. National Museum of Women in the Arts.
  6. Vasari, Giorgio. Life of Madonna Properzia de’ Rossi. — Florence: Torrentino.
  7. Campbell-Johnston, Rachel. The women artists painted over by history // News International Trading Limited.
  8. Bluestone, Natalie Harris. Double Vision: Perspectives on Gender and the Visual Arts.. — Toronto: Farleigh Dickinson University Press. — С. 43.
Источник —

Same as Де Росси, Проперция