Лица смерти
- 1 year ago
- 0
- 0
Клоде́н де Сермизи́ , также Клод де Сермизи ( фр. Claudin de Sermisy, Claude de Sermisy ; ок. 1490 года — 13 октября 1562 , Париж ) — французский композитор .
Впервые упоминается в 1508 как певчий королевской капеллы Сент-Шапель (Париж). В 1510 году был солистом в капелле Анны Бретонской ; после её смерти — при дворе Людовика XII , а затем Франциска I . Вместе с Жаном Мутоном пел на похоронах Людовика XII , во время встречи папы Льва X и Франциска I (1515 год) и во время встреч Генриха VIII и Франциска I ( 1520 и 1532 гг.). В 1533 году стал заместителем придворного капельмейстера и до конца жизни был связан с часовней Сент-Шапель , где и был похоронен.
Автор двенадцати месс и заупокойной мессы ( реквиема ), магнификатов на каждый из восьми псалмовых тонов , страстей по Матфею, Плача пророка Иеремии ( ламентаций ), 78 мотетов (преимущественно на тексты Псалтири ). Был также широко известен как автор многоголосных строфических песен — шансон (всего около 175, из них более 20 на стихи К. Маро ).
Большинство месс Сермизи — яркие образцы типичных для того времени пародий . Мессы «Domine quis habitabit», «Domini est terra», «Quare fremuerunt gentes» и «Tota pulchra es» основаны на его собственных мотетах. «Месса из многих мотетов» («Missa plurium motetorum») основана на музыкальном материале прежде созданных мотетов разных композиторов — Жоскена , Гасконя (Gascongne), Конселя (Conseil), Февена (Févin), неизвестного автора и самого Сермизи. В основе «Мессы из многих напевов» («Missa plurium modulorum») лежат светские модели (шансон разных композиторов, в том числе «J’ayme bien mon amy» и «Jouyssance vous donneray» самого Сермизи). Более традиционна месса «на девять чтений» («Missa novem lectionum»), основанная на григорианских хоралах .
Популярность шансон Сермизи обеспечили ясность музыкальной формы (иногда — простые четырёхтакты), склонность к функциональному выделению верхнего голоса (наподобие мелодии в позднейшем гомофонно-гармоническом складе), отсутствие экспериментальных «сложностей» в гармонии и ритме. Наиболее известна шансон Сермизи «Tant que vivray» («Пока живу в расцвете лет»), а также «Tu disoys que j’en mourroys», «Joyssance vous donneray», «Languir me fait».
В прологе четвёртой книги «Пантагрюэля» Рабле изображает Сермизи на отдыхе в саду, в компании с другими французскими композиторами распевающим неприличную песню (шансон) . в своём «Плаче на смерть Сермизи» называет его «большим мастером, знатоком [музыки] и великолепным композитором» (grand maistre, expert et magnificque compositeur), а его творческое наследие — «сокровищницей музыки» (le thresor de musique). О популярности музыки Сермизи среди современников свидетельствуют сохранившиеся интабуляции (и др. инструментальные обработки) во Франции ( Пьер Аттеньян ) и за её пределами ( Франческо да Милано ).
Сермизи написал популярную арию на стихи французского поэта Клемана Маро . Её исполняют девушки на картине « Музыкантши » Мастера женских полуфигур , хранящейся в Эрмитаже, — нотная и текстовая запись на картине прекрасно читаются .