Чижик, Мельхиор Осипович
- 1 year ago
- 0
- 0
Мельхиор Хоффманн ( нем. Melchior Hoffmann , ок. 1495, Швебиш-Халль — 1543 , Страсбург ) — один из лидеров анабаптистского движения в Нидерландах.
Познакомившись с Лютером и Меланхтоном в 1525 году , он ревностно стал пропагандировать Реформацию в Дерпте , Ревеле , Стокгольме , но позже примкнул к анабаптистам и повсюду стал распространять это учение. Его последователи, мельхиориты (иначе: гоффманиты), некоторое время держались в Страсбурге и Южной Германии .
Мельхиор Хоффман родился в южно-германском городе Швебиш-Халль ( Швабия ) и был скорняком по профессии. Его связь с реформационным движением началась с обращения в лютеранство в Прибалтике .
Находясь под влиянием богословских взглядов Карлштадта , Хоффман участвовал в движении иконокластов , распространившемся среди прибалтийских лютеран, и в результате был вынужден бежать из Ливонии в связи с начавшимися преследованиями. Некоторое время Хоффман провёл в Швеции, а затем в Дании, где он нашёл поддержку в лице датского короля . Однако его богословские взгляды, в частности отрицание реального присутствия в Евхаристии, настроили местных лютеран против него и в 1529 году Хоффман был вынужден уехать в Восточную Фризию , которая оказалась своего рода пристанью для многих радикалов.
В 1530 году Хоффман предпринял поездку в Страсбург , где встречался с Карлштадтом и Швенкфельдом . Под влиянием Карлштадта он отверг крещение в младенческом возрасте, но не принял идею перекрещивания для взрослых. Однако уже через год Хоффман был крещён, после чего занял видное место в Анабаптистском движении. Собрав вокруг себя разрозненные радикальные группы так называемых «сакраментарианцев» (такое название Лютер дал радикалам, отрицавшим как крещение младенцев, так и перекрещивание для взрослых), Хоффман стал фактическим лидером движения в Нидерландах и Нижней Германии . Некоторое время Хоффману приходится провести в Эмдене , в Нидерландах, так как власти Страсбурга пытались его арестовать. Когда волнения улеглись, он вернулся в Страсбург, где был арестован в мае 1533 года и окончил свои дни в тюрьме.
Богословие Хоффмана очень схоже с богословием Швейцарских братьев. Однако был ряд отличительных особенностей. Во-первых, очевидно под влиянием Швенкфельда, он принял учение о «Небесном Теле» Христа. Во-вторых, его отличал крайний апокалипсизм. По учению Хоффмана, количество перекрещённых должно достичь 144 тысяч избранных, которые должны ожидать Второе Пришествие Христа в 1533 году в Новом Иерусалиме, каковым был объявлен Страсбург. В этом же году Хоффман, объявивший себя пророком Илией , отправился в Страсбург где был арестован и содержался в заточении в ужасных условиях вплоть до своей смерти.
Учение Хоффмана, особенно его апокалиптические воззрения, создали радикальное апокалиптическое движение в среде анабаптистов, получивших название мельхиориты, от имени Хоффмана. Среди них особо выделились Ян Матис и Иоанн Лейденский , которые объявили, что Второе Пришествие не состоится, пока Новый Иерусалим не будет приготовлен. Новым Иерусалимом они объявили Мюнстер . Мюнстерская коммуна под их предводительством просуществовала 14 месяцев, после чего была жестоко разгромлена католическо-протестантской коалицией.