Interested Article - Бургер, Хануш

Хануш Бургер ( чеш. Hanuš Burger ), или Ганс Герберт Бургер ( нем. Hans Herbert Burger ), также известный как Ян Бургер ( Jan Burger ), под псевдонимом Ганс Герберт ( Hans Herbert ) и под кодовым именем Петр Градец ( Petr Hradec ) ( 4 июня 1909 , Прага , Королевство Богемия 13 ноября 1990 , Мюнхен , ФРГ ) — режиссёр театра , кино и телевидения , драматург , сценарист и писатель . Участник Второй мировой войны . Антифашист . Жил в Веймарской Германии , довоенной Чехословакии , США , ЧССР и ФРГ .

Биография

Детство и начало карьеры

Хануш Бургер родился в Праге в семье германизированных евреев . Его отец занимался оптовой торговлей кожгалантереей , мать была дочерью часового мастера из Невеклова . Через два года после образования Чехословакии, в 1920 году , семья переехала в Франкфурт-на-Майне , и в 1928 году Хануш Бургер окончил там школу. Отец желал, чтобы сын продолжил его дело, и отослал его в Вену учиться коммерции у одного знакомого, а затем — на обувную фабрику в пражских Высочанах. Хануш же, стремившийся заниматься искусством, попытался устроиться сценографом в Немецком театре в Праге. В театр его не приняли, однако дали рекомендацию для обучения в Мюнхене в классе иллюстрации и сценографии Эмиля Преториуса .

В 1930 году Бургер окончил курс и стал помощником режиссёра в Бременском драматическом театре ( нем. Schauspielhaus , а на следующий год — режиссёром, драматургом ( ) и художником декораций в , объединённом тогда с . Участвовал в работе связанного с Коммунистической партией Германии Коллектива гамбургских актёров под руководством . Его постановка «Наша раненая нога» (май 1932 года ) сопровождалась протестами нацистских штурмовиков .

После этого, будучи евреем и обладателем левых политических взглядов, Бургер окончательно потерял возможность работать в Германии и переехал в Чехословакию .

Творчество в довоенной Чехословакии

До 1936 года работал режиссёром, завлитом и сценографом Нового немецкого театра в Праге под руководством , где поставил, в частности, пьесы « Человеческий голос » Жана Кокто ( нем. Geliebte Stimme , 1933) и «Бесси Бош» .

Однако и в этом театре Бургер испытывал трудности из-за своей репутации коммуниста. Параллельно он пытался организовать рабочий театр , в 1933—1934 годах участвовал в работе антифашистского политического кабаре «Студия-1934» Хедды Циннер , а также стал соучредителем и председателем клуба « Берт-Брехт » .

10 февраля 1937 года в пражском авангардистском состоялась премьера антирасистской пьесы «Большое приключение Тома Сойера » (по Марку Твену ), написанной Бургером и Стефаном Геймом (последний на премьере не присутствовал, так как к тому времени вынужден был эмигрировать); пьесу играли затем в Теплице-Шёнау и Вене .

Сотрудничая с , выполнял курьерские поручения Коммунистической партии Чехословакии , в частности, в 1935 году ездил в Берлин ; по некоторым данным, тогда же стал членом партии . Кроме того, как журналист он сотрудничал с подпольной тогда газетой немецких коммунистов и с немецкой редакцией Пражского радио , был ответственным редактором германоязычного издания «Фольксиллюстриртен» ( Volksillustrierten ) .

В 1937 году Бургер побывал в Австрии , где поставил несколько спектаклей в театре « Ан дер Вин » и в Йозефштадте .

По возвращении Бургера в Прагу американский журналист предложил ему поучаствовать в создании документального фильма о росте влияния Судето-немецкой партии и о сопротивлении нацизму . Результатом их совместной работы стал фильм , съёмки которого были завершены в мае 1938 года . Материалы для фильма были тайно переправлены в США через Австрию под названием «Богемские рощи и озёра» . Фильм увидел свет в марте 1939-го и вошёл в десятку лучших фильмов года по мнению американских кинокритиков .

Работа в США

В декабре 1938 года Бургер бежал из Чехословакии . Через Францию в январе 1939 года он добрался до США. Там в 1939—1940 годах он читал лекции по истории театра в школе Ли Страсберга . Кроме того, он продолжил заниматься кинопроизводством. Он стал соучредителем Ассоциации продюсеров документальных фильмов, в которую вошли такие режиссеры, как Роберт Флаэрти , Йорис Ивенс и Джозеф Лоузи . Сам Бургер снял ряд фильмов, в том числе полнометражную картину «Семена свободы» (1943) с и Алин Макмагон — переработку « Броненосца „Потемкин“ » Эйзенштейна с добавлением кадров обороны Одессы 1941 года . По сценарию, который написал Альберт Мальц , командир восставших на броненосце доживает до Второй мировой и организует сопротивление горожан нацистам . В числе его короткометражек этого периода — музыкальный фильм «Сон о буги-вуги» с Линой Хорн , Альбертом Аммонсом , и оркестром Тедди Уилсона (вышел в прокат в 1944 году).

Наконец, под впечатлением от развития телевидения Бургер начал разрабатывать эстетическую теорию новых медиа и в 1939 году опубликовал серию статей на эту тему в журнале Theatre Arts Monthly. Высказанная им идея постановки телеспектаклей привлекла внимание телекомпании Си-би-эс , однако проект был свёрнут из-за начавшейся войны .

Вторая мировая: «1212» и «Мельницы смерти»

В 1942 году поступил в вооружённые силы США . Проходил подготовку в лагере « Ритчи ». Там он взял на себя роль режиссёра учебного театра и снял учебный фильм «Убей или будь убитым». По воспоминаниям дочери, Бургер считал, что сталкивался в армии с дискриминацией из-за своих политических взглядов и еврейского происхождения . В итоге он всё же был зачислен в отряд пропаганды и психологической войны 12-й группы армий , который в 1944 году занялся изданием пропагандистских газет на немецком, а также допросами пленных . Осенью 1944 года Бургер был завербован Управлением стратегических служб и вошёл в состав 2-й мобильной радиороты , в составе которой проводил операцию «Анни» — обеспечивал работу , американской радиостанции, вещавшей ночью на волне люксембургского радио под видом сепаратистского радио и использовавшейся для подрыва боевого духа противника; Бургер был режиссёром трансляций.

По окончании войны Бургер устроился в , где ему было поручено снять для немецкой аудитории документальный фильм о концлагерях . Первоначальный замысел Бургера о большом сюжетном документальном фильме воплощён в жизнь не был, итогом редактирования материала по указаниям лондонского бюро Управления военной информации и под руководством знаменитого Билли Уайлдера стал двадцатиминутный фильм (1945). По воспоминаниям Бургера, изменение концепции фильма Уайлдер объяснил так: «Мы не можем позволить себе оскорблять чувства наших будущих союзников» . Историю своей работы с передатчиком «1212» и съёмок «Мельниц смерти» Бургер в беллетризованной форме описал в романе «1212 передаёт» (1965).

Послевоенная карьера в Америке

По возвращении в США считался «преждевременным антифашистом» (то есть симпатизирующим коммунистам) и некоторое время испытывал трудности с поиском работы. Однако в феврале 1946 года он возглавил киностудию телеканала Си-би-эс, которая под его началом выпустила первый цветной телефильм. В условиях разворачивающейся «холодной войны», будучи заподозренным в работе на Советский Союз , он перешёл на работу в ООН по приглашению руководителя отдела визуальной информации, французского кинематографиста . Бургер занялся продюсированием документальных фильмов, разработал концепцию наднациональной кинопрограммы на тему мирного сотрудничества народов с участием кинематографистов всего мира. Сам снял два фильма: «Расчищая путь» (о строительстве здания ООН глазами детьми из трущоб) и «Знание — сила» (о борьбе с неграмотностью в Мексике ) . Утверждается также, что он принимал участие в выпуске получившего «Оскар» фильма (1947) .

Затем Бургер, по его воспоминаниям, планировал выпустить фильм об экспансии американского капитала в Латинской Америке . Однако в США началась эпоха маккартизма ; он был вызван в Комиссию по расследованию антиамериканской деятельности , а его коллега Альберт Мальц был приговорён к году тюрьмы. В 1950 году Бургер принял решение переехать в Прагу .

Работа в социалистической Чехословакии и ГДР. Эмиграция в ФРГ

В сталинистской ЧССР американского офицера и гражданина (Бургер получил гражданство США в 1944 году ) встретили с подозрением. Некоторое время он работал в еженедельной кинохронике на студии короткометражных фильмов, несколько раз его увольняли, но затем восстаналивали на работе . Он также писал для пражского немецкого издания «Ауфбау унд фриден» ( Aufbau und Frieden , позднее — «Дойче фольксцайтунг», Deutsche Volkszeitung ). Со временем стал режиссёром, а затем, в 1961 году, и главным режиссёром Чехословацкого молодежного телевидения. В 1961 году Бургер снял свой первый полнометражный детский фильм «Ледяное море зовёт» (по книге Греты Вайскопф о реакции пражских детей на экспедицию челюскинцев ). В 1965 году на студии DEFA он снял фильм «Ничего, кроме греха» (по « Двенадцатой ночи » Шекспира ).

Бургер много работал и в театре. В частности, плодотворное сотрудничество началось с восточноберлинским детско-юношеским . Там вновь был поставлен спектакль «Большое приключение Тома Сойера». Он пользовался большим успехом и был показан шесть с половиной тысяч раз . Заметного успеха добилась и пьеса Бургера «Ла Фарола» о кубинских революционерах : она была показана почти тысячу раз в ГДР и за её пределами, в том числе на югославском телевидении .

« Пражскую весну » 1968 года Бургер воспринял с большим энтузиазмом и подписал манифест « Две тысячи слов ». После подавления «пражской весны» бежал в Западную Германию . Бургер обосновался в Мюнхене , но немецкого гражданства не получил и был объектом пристального внимания местной полиции . Работал сценаристом на телевидении (в частности, написал сценарий для одной из ранних серий « Места преступления ») и режиссёром в небольших театрах . В 1977 году опубликовал автобиографическую книгу «Весна того стоила». К 9 мая 1983 года снял телефильм «Секретный передатчик 1212» для канала ZDF .

Личная жизнь

Хануш Бургер был дважды женат. Первый брак продлился с 1940 по 1947 год. Познакомился со второй женой, Аннетт Розе Рихтер , в 1945 году на премьере фильма «Мельницы смерти», в 1947 году они вступили в брак. Аннетт умерла в 1973 году в Мюнхене. Дочь Яна Бургерова (р. 1950) — психотерапевт, живёт в Дахау .

Последние годы жизни Бургер провёл в доме престарелых , тяжело болел диабетом .

Избранные театральные постановки и сценарии

  • май 1932 — Наша раненая нога. Ограниченное по времени ревю в трёх частях. По пьесе Яна Мангельса Пригге. Коллектив гамбургских актёров на сцене Гамбургской народной оперы. ( нем. Unser Schaden am Bein. Zeitkritische Revue in drei Teilen. Nach einem Stück von J. M. Prigge, Regie: Hans Burger, Kollektiv Hamburger Schauspieler, Gastspiel in der Volksoper Hamburg, Mai 1932. )
  • 1933 — Жан Кокто . Человеческий голос ( Geliebte Stimme ). Новый немецкий театр (Прага).
  • февраль 1937 — Большое приключение Тома Сойера ( Tom Sawyers grosses Abenteuer ). Совместно со Стефаном Геймом , по Марку Твену . Освобождённый театр (Прага).
  • 1954 — Большое приключение Тома Сойера ( Tom Sawyers grosses Abenteuer ). Совместно со Стефаном Геймом, по Марку Твену. Режиссёр . Театр дружбы (Берлин).
  • 1954 — Большое приключение Тома Сойера. Совместно со Стефаном Геймом, по Марку Твену. Режиссёр Хануш Бургер. Театр дружбы (Берлин).
  • 1962 — Большое приключение Тома Сойера. Аудиоспектакль. Сценарий Хануша Бургера и Стефана Гейма. Режиссёр Хайнер Мёбиус.
  • 1964 — Ла Фарола ( La Farola ). Режиссёр Курт Рабе. Театр дружбы (Берлин).
  • 1965 — Мольер . Проделки Скапена ( Die Gaunerstreiche des Scapin ). Режиссёр Хануш Бургер. Театр дружбы (Берлин).
  • 1966 — Хайнц Калау . Сказка о трамвае Терезе ( Das Märchen von der Straßenbahn Therese ). Режиссёр Хануш Бургер. Театр дружбы (Берлин).

Книги

  • Burger H. 1212 Sendet. Tatsachenroman. — Berlin: Deutscher Militärverlag, 1965.
    • Бургер Х. 1212 передает. — М. : Воениздат, 1968. — 280 с. — 100 000 экз.
    • Бургер Х. «1212» передает. — М. : Вече, 2008. — 352 с. — ISBN 978-5-9533-3514-0 .
  • Burger H. Der Frühling war es wert. Autobiographie. — München: Bertelsmann, 1977. — 398 p. — ISBN 3570005984 .
    • Burger H. Der Frühling war es wert. Autobiographie. — Berlin: Ullstein, 1981. — 399 p. — ISBN 3548201164 .

Фильмография

  • 1934 — Адъютант его превосходительства ( Der Adjutant seiner Hoheit ). Чехословакия. Сценарист. Х/ф.
  • 1939 — ( Crisis ). США. Сценарист, сорежиссёр совместно с Гербертом Кляйном и Александром Хэкеншмидом. Д/ф.
  • 1940 — Портрет библиотеки ( Portrait of a Library ). США. Сценарист, режиссёр. Д/ф.
  • 1942 — Это случилось здесь ( It Happened Here ). США. Режиссёр. Д/ф.
  • 1942 — Образование для завтрашнего дня ( Education for Tomorrow ). США. Режиссёр. Д/ф.
  • 1943 — Семена свободы ( Seeds of Freedom ). США. Режиссёр. Х/ф.
  • 1944 — Сон о буги-вуги ( Boogie-Woogie dream ). США. Режиссёр. Музыкальный фильм.
  • 1944 — Убей или будь убитым ( Kill or be killed ). США. Режиссёр. Учебный фильм.
  • 1945 — ( Die Todesmühlen ). Американская зона оккупации Германии. Сценарист, режиссёр (под редакцией Билли Уайлдера). Д/ф.
  • 1947 — Расчищая путь ( Clearing the way ). США. Сценарист, режиссёр. Д/ф.
  • 1948 — Знание — сила ( Saber es poder ). Мексика. Сценарист, сорежиссёр. Д/ф.
  • 1948 — Блюз буги-вуги ( Boogie Woogie Blues ). США. Режиссёр.
  • 1951 — Кооператоры из Побежовице ( Družstevníci z Poběžovic ). Чехословакия. Режиссёр. Д/ф.
  • 1952 — День в детском саду ( Den v mateřské škole ). Чехословакия. Режиссёр. Д/ф.
  • 1953 — Пожары ( Hoří ). Чехословакия. Режиссёр. Д/ф.
  • 1953 — Встреча ( Setkání ). Чехословакия. Режиссёр. Д/ф.
  • 1953 — Песня о дороге ( Píseň o silnici ). Чехословакия. Режиссёр. Учебный фильм.
  • 1954 — Воскресное свидание ( Nedělní dostaveníčko ). Чехословакия. Режиссёр. Учебный фильм.
  • 1955 — Спортсмен и врач ( Sportovec a lékař ). Чехословакия. Режиссёр. Д/ф.
  • 1955 — Выход ( Východisko ). Чехословакия. Режиссёр. Учебный фильм.
  • 1955 — Работа через учёбу ( Hrou ku práci ). Чехословакия. Режиссёр. Д/ф.
  • 1956 — Секреты кабинета ( Tajemství kabinetu ). Чехословакия. Режиссёр. Д/ф.
  • 1956 — Берегись, еду!.. ( Pozor, jedu…! ). Чехословакия. Режиссёр. Учебный фильм.
  • 1957 — Банда не предаст?.. ( Parta nezradí…? ). Чехословакия. Режиссёр.
  • 1958 — Номер 93 не вернётся ( Číslo 93 se nevrátí ). Чехословакия. Сценарист, режиссёр.
  • 1959 — Доверие ( Důvěra ). Чехословакия. Режиссёр. Учебный фильм.
  • 1961 — Ледяное море зовёт ( Ledové moře volá ). Чехословакия. Режиссёр. Х/ф.
  • 1962 — Шалун Лукойе ( Šibal Zavřiočko ). По произведениям Ганса-Христиана Андерсена. Чехословакия. Режиссёр. Телефильм.
  • 1962 — Сказка про кошку ( Pohádka pro kočku ). По Карелу Чапеку. Чехословакия. Режиссёр. Телефильм.
  • 1965 — Ничего, кроме греха ( Nichts als Sünde ). По мотивам «Двенадцатой ночи» Уильяма Шекспира. ГДР. Соавтор сценария, режиссёр. Музыкальный фильм.
  • 1968 — Речь идёт о миллионе ( Jde o milión ). По пьесе Норманна Бараша и Карелл Мур. Чехословакия. Сорежиссёр. Телефильм.
  • 1971 — Лерхенпарк. Современные истории из города-спутника ( Lerchenpark — Moderne Geschichten aus einer Satellitenstadt ). ФРГ. Сорежиссёр. Телесериал.
  • 1976 — Место встречи. Серия 64: «Фортуна III» ( Tatort: Fortuna III Tatort-Folge 064 ). ФРГ. Сценарист. Телесериал.
  • 1983 — Секретный передатчик 1212 ( Geheimsender 1212 ). ФРГ. Телефильм.

Примечания

  1. Zimmermann M. (нем.) . Radio Prague International (24 марта 2012). Дата обращения: 23 апреля 2021. 26 апреля 2021 года.
  2. Lang R. : [ 26 апреля 2021 ] // Studienkreis Rundfunk und Geschichte. — 1984. — № 3. — С. 212—214.
  3. (чеш.) . Biografický slovník . Дата обращения: 26 апреля 2021. 26 апреля 2021 года.
  4. (нем.) . Internationale Stefan-Heym-Gesellschaft . Дата обращения: 26 апреля 2021. 26 апреля 2021 года.
  5. Albrecht R. . soziologieheute-news (2015). Дата обращения: 22 апреля 2021. 26 апреля 2021 года.
  6. Zimmermann M. (нем.) . Radio Prague International (31 марта 2012). Дата обращения: 26 апреля 2021. 26 апреля 2021 года.

Ссылки

Источник —

Same as Бургер, Хануш