Васильев, Анатолий Михайлович
- 1 year ago
- 0
- 0
Анато́лий Никола́евич Васи́льев (22 ноября 1940, Рига — 13 ноября 2020, Санкт-Петербург ) — советский художник, архитектор .
Родился в семье военнослужащего. Во время Великой Отечественной войны сначала находился в эвакуации в Ярославской области. Затем жил с семьёй в Польше и Германии; с 1945 по 1954 годах — в Калининграде (бывшем Кёнигсберге). Там он начал рисовать и посещал кружок рисования. После переезда семьи в Ленинград Анатолий занимался живописью и рисунком во Дворце пионеров под руководством художника М. А. Канеева. Окончив школу, он поступил в ЛВХПУ им. В. И. Мухиной на факультет внутренней отделки зданий и закончил его в 1965 году .
К 1960 году относятся знакомства Анатолия с семьёй Лягачевых и с М. Шемякиным . По его признанию «дом на Боровой», где устраивались первые выставки нонконформистов и читали свои стихи В. Петроченков, К. Кузьминский , О. Охапкин , В.Кривулин , разыгрывались спектакли с участием Вал. Кравченко , Вал. Родченко и других актёров, где пропагандистом музыкального авангарда был С. Сигитов, сыграл большую роль в формировании его художественных вкусов, а художник и писатель О. Лягачев становится его близким другом. Вместе с Лягачевым он участвует в издании рукописных альманахов не только как иллюстратор, но и как автор — прозаик и драматург. В это же время он вошёл в художественную группу « Петербург » и в дальнейшем был соавтором М. Шемякина в монументально-художественных проектах (так, в 1990 году он принимал участие в архитектурном решении ленинградских памятников Петру Первому в Петропавловской крепости и Жертвам политических репрессий на набережной Робеспьера).
А. Васильев — один из первых нонконформистов.
С 1962 года он участвовал в многочисленных выставках и манифестациях неофициальных художников (в Гавани, 1962, на Кустарном, 1971, у Кузьминского, 1974; в Доме культуры «Невский», 1975, в Доме культуры им. Орджоникидзе, 1976; в выставках ТЭВ , ТЭИ, IFA ).
В период перестройки Васильев начинает выезжать за границу: он был во Франции (1989), в Бельгии (1990), в Австрии (персональная выставка в Заальбахе, 1999), вместе с М. Шемякиным принимал участие в карнавалах в Венеции и, начиная с 1991 года, часто бывал в США .
Его первая персональная выставка прошла в 1994 году в петербургской . В дальнейшем персональные выставки Васильева проходили в других галереях Петербурга, кроме того, он часто выставляется за рубежом. Работы А. Васильева представлены в петербургских и иных музеях России, а также в частных коллекциях.
Анатолий Васильев — участник крупного группового проекта в формате книги художника ( Город как субъективность художника , для которого он создал литографскую композицию "Желтая перчатка" (2019) и написал небольшой авторсий текст — комментарий.
Вхожу в парадную, иду по лестнице. На стенах граффити, окна с остатками витражей стиля модерн. В кабине лифта захлопнулась дверь и понеслась вверх тень человека, стоящего на площадке. На нем плащ с поднятым воротником и шляпа, надвинутая на глаза, скрывающая черты его лица. Следит, явно агент. Я иду к поэту Виктору К., несу ему запрещённую, изданную за рубежом книгу. Виктор давно под подозрением у «органов» за самиздат. Вижу: на полпролёта выше распахивается дверь коммунальной квартиры и из неё вываливаются с криком и руганью двое жильцов, сцепившихся в драке. Агент не реагирует на происходящее, у него другое задание. Он стоит неподвижно, одна рука в кармане, на другой яркая желтая перчатка. Эти впечатления пятидесятилетней давности стали поводом для работы над литографией. За полвека интерьер парадной и лестницы не изменились, но теперь за жизнью дома и его обитателей наблюдают не агенты, а видеокамеры. Внимание, ведётся видеонаблюдение, любезно сообщают надписи на стенах дома.
Анатолий Васильев скончался 13 ноября 2020 в Санкт-Петербурге. Михаил Шемякин / На смерть художника:
Да, уходят друзья… И ушёл в мир иной Анатолий Васильев, с которым свыше полувека нас связывала ничем не омрачённая дружба. Пожалуй, Анатолий был больше, чем друг, он был моим духовным братом. И именно духовная общность и связывала нас с юных лет. Единственный и не повторимый своей загадочностью и красотой Петербург, старые мастера России и Европы, поэты, писатели, композиторы и пожалуй самое главное осознанный нами с ранних лет – путь духовного развития и спасения – Христианство. Анатолий был истинно верующим человеком без единой ноты фальши или сомнения. Это и созидало его, как серьёзного художника, находящегося в вечном поиске новых путей, рафинированного петербуржского эстета, не отягощённого вычурным эстетизмом, чистопородного метафизика, верного принципам нашей группы «Метафизического синтетизма», созданной в далёкие шестидесятые годы. И как и полагалось настоящему петербуржцу, наряду с превалирующим надо всем мистицизмом, Анатолий сохранял удивительное чувство юмора, которое проскальзывало в его творчестве, а также в общении с людьми. И как большинство питерской творческой богемы, Анатолий был многогранен в творчестве – живопись, скульптура, графика и литературные опусы...