Родился в шляхетской виленской семье. С 1813 года преподавал музыку в
Виленском университете
. Известно, что у него учился музыке Кароль Ельский, владелец
Дудичей
и
Замостья
, известный как автор «Полонеза 1837 года»
.
Во время приезда в Вильно в декабре 1812 года
Александра I
, композитор был одарён от императора бриллиантовым перстнем за исполнение своего
полонеза
. В 1814 году по приглашению графа Людвика Рокицкого поселился в его имении
Городище
Речицкого уезда
, где давал уроки фортепьянной игры и 30 лет руководил любительским симфоническим оркестром. После утверждения Л. Рокицкого губернским
маршалком
, Юзеф Дещинский выезжал с ним и оркестром в Минск, где руководил показом опер «Аксур, царь Ормуза»
А. Сальери
и «Белая дама» Ф. Буальдьё. Получив от покровителя Л. Рокицкого пожизненную пенсию, жил в дворах Городище
и Остроглядовичи.
Запись о смерти и погребении мэтра музыки благородного Юзефа Дещинского в метрической книге Остроглядовского костёла.
Творчество
Автор более 100 музыкальных произведений. Это музыка к комедии-опере Л. Дмушевского «Усадьба при дороге» («Domek przy gościńcu»), трехактная мелодрама «Эгберт, или Объединение англичан» («Egbert czyli Połączenie się anglików»), 4 увертюры, 3 фортепианных концерта, два полонеза для фортепиано с оркестром, фортепианный квартет, струнный секстет, марши для духового оркестра, «Rondoletto» для скрипки и фортепиано, «Valse brillante» для фортепиано в четыре руки, и песня о Сигизмунде III, помещённая в сборнике
Ю. Немцевича
«Исторические песни». Особенный интерес вызывает его Отробрамская литания. По мнению музыковедов, она меняет историю жанра
литании
в польской музыке, где первыми образцами оркестрового песнопения считались 4 Остробрамские литания
Станислава Монюшко
. На основе восстановленной партитуры Остробрамская литания впервые прозвучала на концерте «Polska muzyka sakralna XIX wieku Wilno» в Белостоке (2011), затем в Несвиже (2012) и в исполнении Белорусской капеллы Белорусского Большого театра в 2016 году
.
Издания
Паланэзы [Ноты]: для фартэпіяна : вучэбна-метадычны дапаможнік / Юзаф Дашчынскі ; Міністэрства культуры Рэспублікі Беларусь, Інстытут культуры Беларусі ; Расійская Нацыянальная бібліятэка ; Wydział Kultury i Nauki Konsulatu Generalnego Rzeczypospolitej Polskiej w St. Petersburgu; [укладанне і ўступны артыкул Я. У. Паплаўскі ; музычная рэдакцыя І. У. Алоўнікава; рэцензент В. У. Дадзіёмава; кансультант Цэзары Карпіньскі]. ― 2013
Вастрабрамская літанія [Ноты]: для салістаў, змешанага хору і сімфанічнага аркестра / Юзаф Дашчынскі ; Міністэрства культуры Рэспублікі Беларусь, Нацыянальны акадэмічны Вялікі тэатр оперы Рэспублікі Беларусь, творчы калектыў «Беларуская капэла»; [навуковы рэдактар і рэканструктар нотнага тэксту, прадмова С. Немагай; музычныя рэдактары У. Байдаў, Г. Каржанеўская, С. Немагай, Н. Ламановіч; аўтарская транскрыпцыя У. Байдава; пералажэнне для спеваў з фартэпіяна Г. Каржанеўскай]. ― 2015
Примечания
НИАБ в Минске. Ф. 1089. Оп. 1. Д. 3. Л. 33об.
Марачкіна І.
Руплівец з Замосця // Дзеля блізкіх і прышласці. Матэрыялы міжнароднай навук.-практ. канфярэнцыі «Университэты Ельских». —
Мн.
: Беларуски ун-т культуры, 1999. —
С. 50―71
.
Plug F.
O Józefie Deszczycskim // Ruch Muzyczny. — Warszawa, 1859номер=50. —
С. 425
.
Святлана Немагай.
// Наша вера. —
Мн.
, 2013. —
№ 3 (65)
.
23 июня 2021 года.
Немагай С. М.
Вастрабрамская літанія Юзафа Дашчынскага ― помнік рэлігійнай музыкі Беларусі часоў перадрамантызму // Весці Беларускай дзяржаўнай акадэміі музыкі. —
Мн.
, 2010. —
№ 17
. —
С. 20―29
.
Светлана Немогай.
// Menotyra. — Vilnius: Lietuvos mokslų akademijos leidykla, 2013. —
№ 3
.
10 сентября 2016 года.
Литература
Азизбекова М. А.
Фортепианное искусство в музыкальной жизни Вильнюса (1-я половина XIX в.). [Гос. консерватория ЛитССР]. ― Вильнюс: Мокслас, 1976. ― 182 с.
Pawlak І.
Deszczyński Józef // Encyklopedia katolicka. ― Lublin: Katolicki Uniwersytet Lubelski, 1979. III:1203.
Reiss J
. Deszczyński Józef // Słownik muzyków polskich. ― Kraków: Polskie wydawnictwo muzyczne, 1964. I:107.
Wróbe A.
Józef Deszczyński // VI Festiwal Polskiej Muzyki Kameralnej. ― Warszawa: Fundacja Camerata Vistula, 2008: 18-21