Сражения 1868 года
- 1 year ago
- 0
- 0
Оборона Самарканда 1868 года — защита русскими императорскими войсками крепости Самарканд во время Туркестанских походов .
После победы над бухарскими войсками под Ирджаром генерал фон Кауфман предложил эмиру Музаффару утвердить новый проект границ, изменённый в пользу России. Отказ бухарской стороны подписать его весной 1868 года привёл к возобновлению военных действий. Кауфман, обвинив эмира в подготовке к вторжению во владения империи, собрал военный отряд из более чем 4 тысяч солдат, в апреле 1868 года приступил к Зеравшанскому походу и принял решение о взятии Самарканда — крупнейшего города эмирата.
К этому времени бухарские войска расположились на самаркандских высотах Чупан-аты . 1 мая 1868 года началась атака русских войск на высоты. Невзирая на сплошной огонь ружей и пушек сарбазов, русские солдаты, перейдя реку и разгромив авангард бухарцев, взобрались на высоту Чупан-аты и вынудили тех отступить.
Серия поражений привела в мае 1868 года войска бухарского эмира Музаффара к воротам Самарканда, за крепкими стенами которого они предполагали укрыться, но жители города, разорённые бесконечными поборами, закрыли перед бухарской армией ворота.
14 (26) мая 1868 года русские войска заняли Самарканд, с конца XVIII века находившийся во власти династии Мангытов , правящей Бухарским эмиратом .
Для упрочения положения в долине Зеравшана генерал Кауфман отправил в разные места отряды для разгрома бухарских войск и для овладения некоторыми укреплёнными пунктами. Сам командующий русскими войсками выдвинулся 30 мая против эмира, оставив в Самарканде небольшой отряд. В Самарканде остались 4 роты пехоты, одна рота сапёр, 2 орудия и 2 мортиры . Гарнизоном командовал майор Штемпель , в его распоряжении находилось 660 штыков, в том числе больные.
С уходом генерала Кауфмана жители Самарканда, видя малочисленность оставленного гарнизона, легко поддались агитации мулл . Уже утром 1 (13) июня на базаре шумела толпа и летели в русских с крыш камни, а за городскими стенами собирались огромные толпы.
Шахризябские беки , узнав об уходе Кауфмана из Самарканда, организовали сбор военных сил, и к городу подошли многочисленные вооружённые отряды китай-кипчаков, найманов, каракалпаков и других племён. В то же время партии противников русского присутствия удалось организовать мятеж среди горожан. Численность противников русских доходила до 65 000 человек, в том числе 25 000 шахрисябзцев, 15 000 кипчаков и 15 000 местных жителей.
В день Зерабулакской битвы произошло восстание в Самарканде, а сам город был обложен 40-тысячным войском шахрисабзских беков.
Не имея возможности защищать город по незначительности своих сил, майор Штемпель отступил в цитадель и распорядился приведением её в оборонительное положение. В цитадель удалились множество еврейских семейств и русские купцы. Купцы, а также известный художник Василий Верещагин , путешествовавший по Средней Азии, принимали деятельное участие в обороне цитадели .
2 июня бухарцы, потрясая воздух дикими криками, при звуке зурн и барабанов ворвались в город и разлились по всем направлениям. Вскоре они огромными толпами бросились на стены цитадели, цепляясь за них железными кошками .
Толщина стен цитадели достигала в отдельных местах 12 метров и пробить её нападавшие явно не могли. Слабым местом обороны были двое ворот: Бухарские в южной стене и Самаркандские в восточной. Боеприпасы и продовольствие у русского отряда имелись в количестве вполне достаточном для долгой обороны. Первую атаку осаждавшие произвели на Бухарские ворота, которые защищали 77 солдат под началом майора Альбедиля .
Шахрисабзцы трижды пытались выломать ворота и перебраться через стену, но каждый раз их отбивали метким ружейным огнём. Тяжелое ранение получил сам Альбедиль. Наконец, штурмующим удалось поджечь ворота. Одновременно у Самаркандских ворот держали оборону 30 солдат прапорщика Машина. Здесь нападавшие также подожгли ворота, попытались через них пройти внутрь, но солдаты выбили их штыками. В разгар боя на помощь защитникам Самаркандских ворот подоспел взвод 3-й роты под началом прапорщика Сидорова, составлявший мобильный резерв. Он помог отразить вражеский натиск, а затем стремительно бросился к Бухарским воротам и поддержал отряд Альбедиля.
Кроме ворот шахрисабзцы пытались проникнуть в цитадель через проломы в восточной стене. Поднимались они и непосредственно на стены, для чего пользовались железными крючьями, которые надевались на руки и на ноги. Однако, везде нападавших встречал меткий огонь солдат. К вечеру атаки прекратились, но этот временный успех стоил русским дорого: было убито 20 рядовых и 2 офицера. Общие потери русских за первые два дня обороны составили 150 человек убитыми и ранеными .
Утром 3 июня штурм возобновился. Оборону Бухарских ворот возглавил вместо Альбедиля подполковник Назаров, официально никакой должности не занимавший. Этот офицер имел репутацию человека храброго, но очень дерзкого, заносчивого, не признававшего никаких авторитетов. Для ободрения солдат он приказал поставить у ворот свою походную кровать, подчёркивая, что и ночью не оставит позиции. Спать Назарову, однако, не пришлось. В 8 часов утра шахрисабзцы, сломав обгоревшие остатки ворот, разобрали сооружённую русскими баррикаду и захватили одну пушку. Солдаты бросились в штыки. После ожесточённой рукопашной схватки осаждающие отступили, но вскоре возобновили штурм на других направлениях.
Комендант, майор Штемпель, решил в случае необходимости отступить во дворец, который поэтому деятельно приводился в оборонительное положение. При невозможности устоять перед напором неприятеля и в этом последнем оплоте, решено было, по общему согласию, взорвать всё на воздух, для чего в ночь на 4-е июня во дворец свезён весь порох и снаряды . 4, 5 и 6 июня шахрисябзцы хотя и предпринимали частные приступы, но они слабели. В виду этого гарнизон стал сам делать вылазки и жечь городские сакли .
7 июня от генерала Кауфмана получено известие, что он идёт на выручку форсированным маршем .
8 июня бухарские войска стали поспешно очищать город, и последние толпы неприятеля были атакованы гарнизоном цитадели. Вскоре показались передовые казаки, а за ними генерал Кауфман с отрядом вошёл в город. В наказание жителей приказано было сжечь городской базар, как главную часть города, отдав его перед этим солдатам на разграбление.
Потери русского гарнизона за 8 дней обороны составили 49 убитыми и 172 раненными.