Interested Article - История саамов

История саамов , малочисленного финно-угорского народа , живущего в Северной Европе , насчитывает по крайней мере около трёх тысячелетий.

Современная территория расселения саамов

Современная территория проживания саамов простирается от Северной Норвегии и Швеции через северные области Финляндии до самого Кольского полуострова , принадлежащего России , то есть так называемая Лапландия представляет собой огромную территорию протяжённостью примерно 1500—2000 км и шириной от 200 до 400 км (общей площадью около 400 тысяч км² ). Традиционные промыслы саамов — домашнее оленеводство , охота и рыболовство , в меньшей степени земледелие . В период СССР в саамских колхозах развивалось также молочное животноводство и звероводство . В настоящее время почти повсеместно саамы являются национальным меньшинством.

Генетика

См. также:

По женской линии генетические исследования последних лет выявили у современных саамов общие черты с потомками древнего населения Атлантического побережья ледникового периода — современных басков и берберов (общая субгаплогруппа митохондриальной гаплогруппы U ). Таким образом, саамы происходят не только от восточно-евразийских (сибирских) популяций, но и от верхнепалеолитического населения Европы. Генофонд саамов на 90 % составлен всего лишь двумя гаплогруппами — V и U5b. Обе они являются западно-евразийскими, распространенными и в Европе, и в Юго-Западной Азии, но чаще всего они встречаются в Восточной Европе. Эти гаплогруппы были принесены на освобождающийся от ледникового покрова в начале голоцена север Скандинавии первыми поселенцами, пришедшими, вероятно, из Восточной Европы. Гаплогруппа Z , по всей видимости, была привнесена в генофонд саамов миграциями из Сибири, но удельный вес этого восточного вклада крайне мал .

Вместе с тем, по мужской линии саамы имеют гаплогруппы N (47 %), I (31 %) и R1a (11 %).

Происхождение и древняя история

Для исследователей наибольшую загадку представляет происхождение саамов, поскольку саамский и прибалтийско-финские языки восходят к общему языку-основе, но антропологически саамы относятся к другому типу (уральский тип, лапоноидная группа ), чем прибалтийско-финские народы, говорящие на языках, находящихся к ним в наиболее близком родстве, но главным образом имеющие балтийский тип . Для разрешения этого противоречия с XIX века было выдвинуто много гипотез. Саамский народ, вероятнее всего, происходит от пришедшего в земли Скандинавии в мезолитическую и ранненеолитическую эпоху (после отступления ледяного покрова по завершении последнего ледникового периода) палеоевропейского населения археологической культуры Комса , проникавшего в Восточную Карелию, Финляндию и Прибалтику начиная с IV тысячелетия до н. э., и впоследствии ассимилированного носителями финно-угорских языков, но при этом оставившего в их языках значительный палеоевропейский субстрат . Предположительно в 1500—1000-х гг. до н. э. начинается отделение протосаамов от единой общности носителей языка-основы, когда предки прибалтийских финнов под балтийским и позднее германским влиянием стали переходить к оседлому образу жизни земледельцев и скотоводов, в то время как предки саамов на территории Карелии и Финляндии ассимилировали автохтонное население Фенноскандии.

Саамский народ, по всей вероятности, образовался путём слияния многих этнических групп. На это указывают антропологические и генетически различия между живущими на различных территориях этническими группам саамов. Об этом же говорят и саамские предания, согласно которым саамский народ был образован в результатах нескольких переселенческих волн .

Саамский язык в течение нескольких тысячелетий контактировал с прибалтийско-финскими языками, в первую очередь с финским , а затем со скандинавскими и русским языками.

Из Южной Финляндии и Карелии саамы мигрировали всё дальше на север, спасаясь от распространяющейся финской и карельской колонизации и, предположительно, от обложения данью. Вслед за мигрировавшими стадами диких северных оленей предки саамов постепенно вышли к побережью Северного Ледовитого океана (это случилось не позже, чем в I тысячелетии н. э.,) и добрались до территорий своего нынешнего проживания. Одновременно они начали переходить к разведению одомашненных северных оленей (однако существенным для жизни саамов этот промысел стал только к XVI веке ).

Их история в течение последних полутора тысячелетий представляет собой, с одной стороны, медленное отступление под натиском других народов, а с другой стороны, поскольку саамы не создали своего самостоятельного государства, их история является составной частью истории наций и народов, имеющих свою государственность (норвежцев, шведов, финнов, русских), в которых важная роль отводится обложению саамов данью.

Слово finoi , встречающееся у древнегреческих авторов (впервые — в 325 году до нашей эры у историка Пифея ), как и слово fenni , использовавшееся древнеримскими авторами, относится именно к древнему саамскому населению, жившему на существенно более обширной территории по сравнению с нынешней территорией их обитания (южная граница страны саамов находилась в районе Ладожского озера ) . В своём труде «Германия» (Germania) 98 г. н. э. Тацит , говоря о народе фениев ( finni ), по всей видимости, описывает повседневную жизнь древних саамов и, не расточая особых похвал, изображает их весьма диким народом. В IX веке викинг Халогаланди Оттар упоминает о них в рассказе о Кольском полуострове ( terjinns ). В конце XII века датчанин Саксон Грамматик называет саамов искусными лучниками и лыжниками, а также магами и предсказателями.

Средние века

Лопь на карте Ладожской земли конца X — начала XIII века (по Насонову )

Название саамов lapp появляется в шведском языке в XII в. и получено, возможно, от викингов, употреблявших его в своих поселениях в окрестностях Ладожского озера. Ранее ими использовался этноним «финны» ( finn ).

Принадлежность территорий, на которых проживали саамы, а также вопросы налогообложения местного населения являлись, начиная с XIII века , предметом споров между Норвегией , Россией (сначала — Новгородской республикой ) и Швецией (в состав которой до 1809 года входила Финляндия) .

Обложение саамов регулярной данью начинается в большей мере с IX в., когда норвежский конунг предоставил своим приближенным право собирать с саамов дань и торговать с ними. Помимо норвежцев, саамов облагали данью шведы, финны, карелы и русские. Часто бывало так, что за данью, с самого начала состоявшей из пушнины и рыбы, приходили сразу несколько сборщиков. Безжалостное обложение данью, а также продвижение на север норвежских, шведских и финских крестьян оставляло саамам всё меньше земель, пригодных для ведения привычного им образа жизни и хозяйства, они уходили на ещё не обжитые территории. Шведский король уже в середине XIV в. пообещал освободить от уплаты податей тех своих подданных, которые переселятся в Лапландию. То же самое повторилось во второй половине XVII в. при Карле XI.

Право собирать дань короли часто отдавали на откуп своим присным (в Швеции — биркарлам ). В Швеции такой порядок был отменён при Густаве I Вазе, и, начиная с этого времени, налоги поступали непосредственно в государственную казну. Право собирать подати с саамов от карел сначала перешло к Новгороду, затем, с конца XV в., к Москве.

В 1251 г. новгородский князь Александр Невский заключил договор с Норвегией , позволявший как Великому Новгороду , так и Норвежскому королевству собирать фиксированную дань с лопарей (не более 5 беличьих шкурок с охотника), живших на территориях Финнмарка и Терского берега . Это двоеданничество приводило к неопределенности статуса данных земель и к периодическим столкновениям между Данией (в унии с которой была Норвегия) и русским государством в XVI—XVII веках ( ) .

Олаус Магнус (ок. 1490—1557). Гравюра на дереве, изображающая трёх саамов в одежде из меха, едущих на лыжах; у двоих — луки со стрелами, у третьего — копьё и некое подобие сабли.
Historia de gentibus septentrionalibus , книга 4, напечатано в 1555 году

В 1602 году датский король приказал не пропускать русских данщиков в Финнмарк . Ответным шагом кольского воеводы стал аналогичный запрет пропускать датских (норвежских) данщиков на Мурман , пока король не отменит своего указа. Датский король этого не сделал, и, таким образом, с этого года 350-летнее двоеданство лопарей прекратилось. Однако лопари Нявдемского, Пазрецкого и Печенгского приграничных погостов, ежегодно выезжавшие на рыбный промысел в норвежские воды, продолжили «по старине» платить подати и тому, и другому государству .

Необходимым условием оленеводства являлось то, что саамы кочевали с места на место, перегоняя стада оленей с зимних пастбищ на летние. Практически переходу через государственные границы ничто не препятствовало. Основу саамского общества составляла общность семей ( siida ), которые объединялись на принципах совместного владения землёй, дававшей им средства для существования. Земли выделялась по семьям или по родам.

Обращение в православную веру началось с XI века , но сбор дани шёл гораздо успешнее, нежели распространение новой веры, так как значительное количеств саамов жило на землях, недоступных для большинства других народов. На западных окраинах их владений с XVI века начали строиться лютеранские храмы, в то время как на Кольском полуострове и близлежащих землях в XV—XVI веках основывались православные монастыри, которые закрепощали живших неподалёку саамов, а также часто присваивали лучшие места для ловли рыбы и охотничьи угодья. Православие медленно распространялось среди саамов, и даже в XIX веке среди них ещё встречались приверженцы шаманизма .

XVIII—XX века

Саамы, ставшие подданными Русского государства, с 1764 года считались государственными крестьянами, но им вменялось в обязанность также содержать монастыри. После отмены крепостного права в 1861 году саамы часто становились жертвами торговцев и заимодавцев. Начиная со второй половины XIX в. саамов, так же как североамериканских индейцев , в целях подкупа и обмана всё чаще спаивали алкоголем.

На территориях саамов, находившихся дальше к западу, начиная с 1840-х годов всё больше сторонников приобретало пуританское движение шведского священника и учёного Ларса Леви Лестадиуса (1800—1861), которое вплоть до наших дней пользуется большой популярностью в северных странах.

В 1852 году группой саамов, выступивших с требованием запретить продажу алкоголя, в норвежском городе Кёутукейну был убит владелец лавки спиртных напитков и подожжены сама лавка, дом священника и полицейский участок. Это практически единственное в саамской истории выступление, выражавшее протест, было жестоко подавлено. Двоих бунтовщиков казнили, семеро из них умерли в заключении. В норвежской историографии это выступление известно под названием Kautokeinoopprøret Восстание в Кёутукейну », «Бунт в Кёутукейну»).

Жившие южнее современной Лапландии саамы в XVI—XVIII вв. постепенно ассимилировались с другими народами. В середине XVIII в. в Швеции новый размах приобрело движение финских и шведских переселенцев, которое загоняло традиционный хозяйственный уклад саамов во всё более тесные рамки, ведя, среди прочих причин, ко всё большему обнищанию саамского населения. К середине XIX в. положение саамского языка в Швеции было подорвано настолько, что многие сочли излишним сохранять его и дальше. Одной из целей школьных реформ, по-видимому, было достижение шведизации , то есть шведской гегемонии, чему весьма эффективно помогало превращение шведского в язык повседневного общения. В начале XX в. официальная государственная политика изменилась, правительство больше не настаивало на насильственном проведении цивилизаторской программы, но саамское общество к тому времени уже неотвратимо шло к своему распаду.

Первая книга на саамском языке, представляющая собой карманный молитвенник, была издана в 1619 г., за ней в 1633 г. последовал катехизис. В 1755 г. вновь увидел свет Новый Завет на саамском языке, а в 1811 г. — полный текст Библии.

Саамская семья в Норвегии (фотография примерно 1900 года)

В Норвегии с конца XVIII в. начинает усиливаться ассимиляционная политика, которая к концу XIX в. официально ставит задачей норвегизацию — превалирование норвежского языка и культуры. Появились первые законы, открыто направленные на достижение ассимиляции. Появление большого числа новых поселений изменило межнациональные пропорции. Значительное количество норвежских посёлков было основано в первую очередь в приграничных районах. До 1905 г. была создана система учреждений, мероприятий и выработаны формы норвегизации. Например, в начале XX в. землю в собственность мог приобрести лишь тот, кто имел норвежское имя и владел норвежским языком. Меры в сфере образования, нацеленные на полную ассимиляцию саамов, действовали вплоть до окончания второй мировой войны и некоторое время после неё. По мнению Нильса Кристи , норвежского криминолога, профессора Университета Осло , « Норвегия изо всех сил старалась уничтожить народ и культуру саамов» и её политику в отношении саамов можно назвать геноцидом .

Лопари Кольского полуострова (1906)

В Финляндии также проявились различные формы финнизации , однако они не были выражены так явно, как в Швеции и Норвегии.

На Кольском полуострове, стратегическое значение которого постепенно снизилось после Северной войны (1700—1721), с 1868 г. для обеспечения безопасности границ селили русских, которым не запрещалось вести торговую и предпринимательскую деятельность. Саамам также пообещали привилегии, если они оставят свой кочевой образ жизни. Вытеснение старого хозяйственного уклада способствовало заключению смешанных браков и обрусению. С 1924 г. советская власть создавала сельсоветы и колхозы, начались репрессии в отношении объявленных кулаками крестьян, зимние пастбища у саамов отобрали, организовав взамен новые центральные усадьбы колхозов. Колоссальные территории были отданы тяжёлой промышленности и армии.

В сфере народного просвещения, тем не менее, имел место некоторый прогресс, распространялась грамотность. В 1931 году был разработан и утверждён унифицированный с алфавитами других народов Севера саамский алфавит на основе латинской графики; в 1933 и 1934 годах он был реформирован. В Мурманске готовили кадры педагогов для саамских школ, в 1933 г. обучение на саамском языке велось в 17 школах. В 1937 году был принят саамский алфавит на основе кириллицы, на нём был издан букварь, однако в этом же году издание книг на саамском языке в СССР надолго прекратилось, равно как и обучение в школах саамскому языку. Связано это было в первую очередь с репрессиями по отношению к саамам; пик этих репрессий пришёлся именно на 1937 и 1938 годы. Саамы, в частности, обвинялись в желании создать собственное государство, которое в дальнейшем присоединится к Финляндии . В период с 1930 по 1947 год на Кольском полуострове было репрессировано 118 саамов (при общей численности саамского населения менее двух тысяч человек), из них 50 человек было казнено . Одно из наиболее известных дел о репрессиях по отношению к саамскому населению — дело 1938 года о так называемом («Делу Алымова и Ko»), по которому был расстрелян известный краевед и исследователь истории саамов Василий Кондратьевич Алымов , а вместе с ним — ещё 15 человек, большей частью из саамского села Ловозеро .

Современный представитель норвежских пите-саамов из Бейарна в традиционном саамском костюме

После второй мировой войны процесс обрусения ускорился, чему способствовали перестройка хозяйственного уклада и смена образа жизни. Среди саамов наблюдается большой процент безработицы, алкоголизм стал подлинным бедствием для народа. Промышленные отходы, кислотные дожди и тяжёлые металлы в выпадающих метеорологических осадках делают жизнь местного населения все более бесперспективной. В 1989 г. в Мурманской области проживало 1990 саамов, из которых 42,2 % говорило на родном языке. В настоящее время в расписании начальных классов осталось несколько часов саамского языка. В 1980-е гг. был возрождён созданный в 1930-х гг. литературный язык, но уже с письменностью на основе кириллицы.

В Норвегии в начале XX в. появились первые организации саамов, которые боролись против дискриминационного земельного законодательства и политики норвегизации.

Осенью 1944 г. в рамках советско-финского договора о прекращении боевых действий финны атаковали отступавшие немецкие войска, которые в отместку сожгли почти всю Лапландию. Одновременно православные саамы Кольского полуострова ( колтты, или скольтские саамы ) переселились в Финляндию, так как не хотели становиться подданными СССР после изменения послевоенных границ.

После второй мировой войны в Финляндии и обеих скандинавских странах положение саамов улучшилось, и, параллельно с этим, главным образом начиная с 1960-х гг., возросло национальное самосознание саамов. В 1950—1951 гг. в Норвегии и Швеции был создан единый саамский литературный язык.

С 1953 г. в Финляндии и странах Скандинавии проводятся многочисленные конференции, а в 1956 г. создан Союз Саамов из 15 членов, в который с 1992 г. входят также представители России. Законом Финляндии от 9 ноября 1973 года был учреждён представительный орган саамов, Саамский парламент Финляндии , который стал первым политическим органом саамов в мире. Вскоре саамские парламенты появились в Норвегии и Швеции . В 1974 г. был основан Саамский институт. В 1990-х и 2000-х годах появились законодательные акты в Норвегии и Швеции, которые в определённой степени придают саамскому языку статус государственного. В последние десятилетия улучшилось и положение школьного обучения на саамском языке. Выходят саамские газеты, журналы, книги, имеются радио- и телепередачи. С 1976 г. саамы являются членами Всемирного совета коренных народов (WCIP).

См. также

Примечания

  1. Саамы // Ремень — Сафи. — М. : Советская энциклопедия, 1975. — ( Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров ; 1969—1978, т. 22).
  2. . Дата обращения: 13 декабря 2012. Архивировано из 9 мая 2013 года.
  3. , «История Саамов», с. 4—6.
  4. Кирпичников А. Н. от 23 декабря 2012 на Wayback Machine // Историко-археологическое изучение Древней Руси: Итоги и основные проблемы. Славяно-русские древности. Выпуск I. — Л., 1988. — С. 38—79.
  5. // Кольская энциклопедия . В 5 т. Т. 1. А — Д / Гл. ред. А. А. Киселёв . — СПб. : ИС ; Апатиты : КНЦ РАН, 2008. — С. 551.
  6. // Кольская энциклопедия . В 5 т. Т. 1. А — Д / Гл. ред. А. А. Киселёв . — СПб. : ИС ; Апатиты : КНЦ РАН, 2008. — С. 544-545.
  7. . Дата обращения: 13 декабря 2012. 19 сентября 2020 года.
  8. Кристи Н. // Индекс : журнал. — 2002. 9 марта 2011 года.
  9. . Финляндский торговый путь (2006). Дата обращения: 4 декабря 2012. 4 марта 2016 года.
  10. . Сайт Информационного центра Finugor (26 ноября 2012). Дата обращения: 27 ноября 2012. 27 ноября 2012 года.
  11. .

Литература

на русском языке
  • Алымов В. К. . — М. : Крестьянская газета, 1930.
  • Виноградова С. Н. // . — Формирование основ современной стратегии природопользования в Евро-Арктическом регионе. — Апатиты: Изд. КНЦ РАН, 2005. — С. 424—434. от 9 апреля 2012 на Wayback Machine из первоисточника.
  • Киселёв А. А. // Живая Арктика : журнал. — 2000. — № 1 . 21 декабря 2009 года. из первоисточника 4 декабря 2012. Проверено 4 декабря 2012.
  • Львов В. Н. Русская лапландия и русские лопари. Географический и этнографический очерк. — Третье изд.. — М. : Типолитография Русского товарищества печатн. и издательск. дела, 1916. — 97 с.
  • Манюхин И. С . Происхождение саамов. Опыт комплексного изучения. Петрозаводск, 2002. С. 242.
  • Манюхин И. С . Этногенез саамов (опыт комплексного исследования). Диссертация ... доктора исторических наук. Ижевск, 2005.
  • ·Манюхин И. С. К вопросу о происхождении саамов // Известия Самарского научного центр РАН. Специальный выпуск «Новые гуманитарные исследования». Самара, 2005. С.134-145.
  • Саамы в Финляндии. — Кемиярви: А/О «Ларин Пайнотуоте». Публикация Саамского народного собрания, 1999. — 12 с.
  • Харузин Н. Н. Русские лопари. — М. , 1890.

Ссылки

  • (недоступная ссылка)
Источник —

Same as История саамов