Тридцать шесть драматических ситуаций
(
фр.
Les 36 situations dramatiques
) — книга французского театроведа
Жоржа Польти
(
1895
), посвящённая доказательству того, что все
драматические произведения
основываются на какой-либо из тридцати шести
сюжетных коллизий
. Современные исследователи характеризуют труд Польти как «
протоструктуралистский
»
, указывая на его уверенность в том, что разработанная им типология объективно существует в действительности, — важность идей Польти видится не в самой его классификации, а в принципиальном подходе, согласно которому основу вдохновения составляют логика и культурные образцы, а теоретическое осмысление этой основы полезно для искусства
: «сама идея ограниченности тезауруса возможных действий и событий драматического героя заслуживает серьёзного внимания»
.
Отправной точкой для концепции Польти послужило утверждение
Иоганна Вольфганга Гёте
(в «Разговорах с Эккерманом») о том, что столько же стандартных драматических сюжетов выделил в своё время выдающийся итальянский драматург
Карло Гоцци
(этот список не обнаружен) и что
Фридрих Шиллер
пытался опровергнуть Гоцци и найти большее количество различных сюжетных типов, но не смог выдумать даже тридцати шести. Кроме того, как отмечает Польти, об ограниченном количестве возможных драматических сюжетов вскользь писал
Жерар де Нерваль
. Польти, по его словам, «открыл заново» тридцать шесть сюжетов Гоцци. При этом он обращался к драматургии античности (а также Древней Индии и Древнего Китая), Средневековья, Возрождения, французским, итальянским и германским романтикам, а также к драматической продукции новейшего времени и, в виде исключения, к некоторым текстам иных жанров (
роман
,
эпос
), в общей сложности имея в виду материал около 1200 произведений; среди наиболее часто используемых им авторов —
Еврипид
,
Софокл
и
Эсхил
,
Шекспир
и
Корнель
,
Вольтер
,
Метастазио
,
Альфьери
,
Гюго
,
Золя
.
Каждый из тридцати шести сюжетов Польти разделяет на несколько разновидностей, указывает необходимый минимальный набор действующих лиц и отношений между ними и приводит примеры, полностью или отчасти соответствующие данному типу. По мнению Польти, в основе тридцати шести сюжетов лежит типология человеческих взаимоотношений и переживаний.
В России известности концепции Польти способствовало её изложение
Анатолием Луначарским
— впрочем, отмечавшим, что ему произведённая Польти «расшифровка кажется слишком приблизительной и слишком обобщённой»
:
36 сюжетов
Ж. Польти предложил 36 сюжетов, к которым сводятся известные пьесы. Многочисленные попытки дополнить этот список только подтвердили верность исходной классификации основных (или бродячих) сюжетов, а именно:
-
Мольба о заступничестве
-
Притеснитель; Проситель; Представитель власти, который должен разрешить конфликт.
-
Проситель молит представителя власти о защите от притеснителя. Проситель может быть представлен в двух лицах - Жертва и Заступник. Пример:
Есфирь
, которая попросила персидского царя заступиться за еврейский народ и защитить его от происков злого царедворца
Амана
.
-
Спасение
-
Невезучий; Угрожающий; Спаситель.
-
Невезучий стал причиной конфликта и Угрожающий собирается ему отомстить. Но Спаситель приходит на помощь Невезучему. Примеры:
Ифигения в Тавриде
,
Избавление
.
-
Преступление и Месть
-
Преступник; Мститель.
-
Преступник совершает злодеяние, которое осталось безнаказанным, и Мститель вершит правосудие самостоятельно. Пример:
Граф Монте-Кристо
.
-
Кровная месть
-
Виновный Родич, Мстящий Родич, память о Жертве, которая является родственником обеим сторонам.
-
Родичи вступают в конфликт из-за преступления, совершенного по отношению к Жертве. Пример:
Гамлет
.
-
Преследование
-
Беглец; кара
-
Беглец пытается избегать кары за преступление, которого он не совершал. Примеры:
Отверженные
,
Беглец
.
-
Катастрофа
-
Побежденный, Победитель или Посланец
-
Побежденный терпит поражение от Победителя или получает послание о таком поражении от Посланца. Пример:
Агамемнон
.
-
Жертва
-
Жертва; Хозяин или некое бедствие
-
Жертва страдает от обстоятельств или от рук Хозяина. Пример:
Иов
.
-
Бунт
-
Тиран; Заговорщик
-
Заговорщик пытается свергнуть тирана. Пример:
Юлий Цезарь
.
-
Отважная попытка
-
Похищение
-
Похититель; Похищенный; Опекун
-
Похититель увозит Похищенного от Опекуна. Пример:
Елена Прекрасная
-
Загадка
-
Загадка; Вопрошающий; Ответчик
-
Вопрошающий загадывает загадку Ответчику и предоставляет ему шанс достичь его целей. Примеры:
Сфинкс
,
Эдип
.
-
Обретение
-
Проситель и Владелец или Судья и Претенденты
-
Проситель вступает в конфликт с Владельцем, который отказывается дать ему предмет спора. Второй вариант: Судья решает кому отдать предмет, о котором спорят несколько Претендентов. Пример:
Яблоко раздора
-
Вражда между близкими
-
Злобный Сородич и Ненавидимый или Сородичи, взаимно ненавидящие друг друга.
-
Сородичи замышляют друг против друга козни. Или Злобный Сородич старается подсидеть Ненавидимого. Пример:
Как вам это понравится
-
Соперничество между близкими
-
Любимый Сородич; Отвергнутый Сородич; предмет спора.
-
Предмет спора предпочитает Любимого Сородича Отвергнутому Сородичу. Пример:
Грозовой перевал
.
-
Адюльтер
, сопровождающийся убийством
-
Безумие
-
Безумец; Жертва.
-
Безумец сходит с ума и совершает несправедливое действие в отношении Жертвы. Пример:
Сияние
.
-
Фатальная неосторожность
-
Невольное кровосмешение
-
Невольное убийство близкого
-
Самопожертвование во имя идеала
-
Самопожертвование ради близких
-
Жертвование всем ради страсти
-
Жертва близким во имя долга
-
Соперничество неравных
-
Адюльтер
-
Запретная любовь
-
любовник; возлюбленный.
-
Любовник и возлюбленная нарушают табу, завязывая романтические отношения. Пример: Зигмунд и его сестра в
Валькирии
.
-
Бесчестие любимого существа
-
Любовь, встречающая препятствия
-
Любовь к врагу
-
Честолюбие
-
Борьба против бога
-
Безосновательная ревность
-
Судебная ошибка
-
Угрызения совести
-
Вновь найденный
-
Потеря близких
Примечания
-
от 15 февраля 2018 на
Wayback Machine
/ Ed. by George W. Brandt — Oxford University Press, 1998. — P. 12.
(англ.)
-
от 16 февраля 2018 на
Wayback Machine
— Bucknell University Press, 2007. — P. 48-49.
(англ.)
-
от 24 апреля 2011 на
Wayback Machine
// Вестник Самарской Гуманитарной академии. Серия «Философия. Филология» — 2009. — № 2 (6). — C.60-84.
-
Луначарский А. В. Тридцать шесть сюжетов // «Театр и искусство», 1912, № 34. — См.: Луначарский А. В. О театре и драматургии. — М., 1958. — Т. II, с. 113—117.
Литература
-
Cécile De Bary. Georges Polti, ou l’anticipation du théâtre potentiel // Poetique: Revue de theorie et d’analyse litteraires, No. 138, 2004, pp. 183—192.
(фр.)
Ссылки
-
/ Translated into English by Lucile Ray — Franklin (Ohio): James Knapp Reeve, 1924.
(англ.)