Ба́совая линия
(также
бас-линия
,
басовая партия
) — самая низкая партия в
многоголосном
музыкальном произведении. Термин «линия» здесь имеет характер умозрительного образа — мысленного соединения басовых тонов друг с другом на нотной записи как на «картине из звуков»
. Понятие басовой линии важно в
аккомпанементе
и
аранжировке
.
Содержание
Смысл басовой линии (партии) в музыкальной теории
Бас создает ритмическую картину произведения. Эту задачу он выполняет совместно с барабанами (см.
Ритм-группа
). Поскольку именно бас совмещает в себе функции ритма и гармонии, то вокруг него строится все музыкальное произведение
. Главный смысл введения басовой линии — решение задач
гармоничного
движения
музыки
(например, определение этого движения в аранжировке и его поддержка в аккомпанементе).
Существует несколько основных правил для построения басовой линии (партии):
басовая линия подчеркивает
ритм
— ритмично поддерживает барабаны;
подчеркивает гармоническое движение — басовые линии часто выступают против основного голоса. Если основной голос повышается, басовая линия падает и наоборот.
van der Merwe, Peter (1989),
Origins of the Popular Style: The Antecedents of Twentieth-Century Popular Music
, Oxford University Press,
ISBN
0-19-316121-4
Cadwallader, Allen (1998),
Analysis of Tonal Music: A Schenkerian Approach
, p. 45,
ISBN
0-19-510232-0