Interested Article - Гипнагогический поп

Внешние видеофайлы

Гипнагогический поп ( англ. hypnagogic pop ), он же гипнагоджик-поп или эйч-поп ( англ. h-pop ) — направление в психоделической и популярной музыке, отображающее ретро -культуру преимущественно 1980-х годов. Название жанра отсылает к термину « гипнагогия » (промежуточное состояние между бодрствованием и сном).

Сам жанр возник в середине — конце 2000-х годов в США, когда многие нойз - и лоу-фай -музыканты пытались перенять эстетику музыки 1980-х в том виде, в каком они её запомнили в детстве: сюда входили музыка из фильмов и видеоигр той эпохи, хиты радио того времени, новая волна , синти-поп и многое другое. Записи часто распространялись на кассетах и изобиловали экспериментами и искажениями, создающими аналоговый «кассетный» звук. В записи песен использовались аналоговые синтезаторы 1970-х и 1980-х годов.

Термин «гипнагогический поп» был придуман журналистом в августе 2009 года для обозначения музыки таких исполнителей, как Ариэль Пинк и Джеймс Ферраро (оба считаются родоначальниками жанра). Первое время жанр использовали как синоним жанра « чиллвейв ». Впоследствии жанр переродился в более радикальное направление « вейпорвейв » в начале 2010-х.

Характеристика жанра

Основоположником жанра считался лоу-фай -музыкант Ариэль Пинк , прославившийся своими домашними звукозаписями в 2000-х годах под псевдонимом «Ariel Pink’s Haunted Graffiti» — название его проекта отсылало к некой « хонтологии » в музыке: балансирование на грани сна и реальности, использование саундтреков из старых научно-фантастических фильмов, аналоговой электронной музыки, нарезок из телевизионных программ 1980-х годов, а также фоновых шумов (шипение винила или кассетный звук). Музыка Пинка отсылала к ностальгическому звучанию в стиле песен из 1970-х, 1980-х и начала 1990-х годов. Задачей гипнагогической поп-музыки считалось пробуждение культурной памяти и ностальгии по популярным развлечениям прошлого. Автор термина «гипнагоджик-поп» Дэвид Кинан описывал данный стиль как «музыку, преломлённую через воспоминание о воспоминании».

Джеймс Ферраро
Neon Indian

Другой «крёстный отец» гипнагоджик-попа, Джеймс Ферраро , объяснял происхождение названия жанра тем, что «звуки и мелодии 1980-х годов проникли в подсознание современных музыкантов, когда они были ещё маленькими и засыпали, а в это время родители включали музыку в другой комнате» . В середине 2000-х Ферраро был участником группы «The Skaters», исполнявшей дроун и нойз -музыку, а с 2008 года, будучи сольным исполнителем, делал экспериментальную эмбиент -музыку с уклоном в ретро. Его альбом « » 2010 года демонстрировал явную мимикрию под звуки радиоприёмника и мелодии в стиле бабблгам-попа и глэм-рока 1970-х и 1980-х годов. При этом альбом носил явный пародийный характер.

Ферраро записывал совместные работы с Дэниэлом Лопатиным : русский по происхождению, американский музыкант также работал в жанре «гипнагоджик», семплировав звуки и мелодии, связанные с прошлым веком , зацикливая их и искажая путём убыстрения или чаще . Позже подобную технику искажения и замедления песен прошлых десятилетий станут использовать будущие vaporwave -музыканты.

Музыкальные видеоклипы к песням также, как правило, выдержаны в ретро-стилистике: чаще всего, ролики сняты в стиле VHS , с соответствующими помехами и эффектами, присущими «старой видеокассете». Наиболее известны работы Джека Стаубера — музыканта и ютубера , снимавшего собственные видеоклипы в «кассетном» стиле . Одна из его известных песен — «Buttercup» 2017 года, ставшая интернет-мемом .

Помимо электронной музыки, в гипнагогической поп-музыке ведущую роль играет и гитара , как правило, с использованием реверберации , wah-wah и прочих «винтажных» эффектов. Уже в начале 2010-х элементы гипнагоджик-попа появляются и в гитарной инди -музыке таких исполнителей, как Мак Демарко и .

В то же время набирали популярность музыканты, исполнявшие электронную музыку, получившую название чиллвейв : Neon Indian , Toro Y Moi и Washed Out . Термин «чиллвейв» появился немного ранее — в июле 2009 года, и сразу стал синонимом «гипнагоджик-попа» , а артистов чиллвейва сразу причислили к данному жанру. Так, дебютный альбом проекта «Neon Indian» 2009 года « » был признан одним из ключевых альбомов гипнагоджик-попа и чиллвейва одновременно. Сами музыканты критически относились к обоим терминам и всячески открещивались от них. Впоследствии были установлены различия между «чиллвейвом» и «гипнагогическим попом»: чиллвейв был признан более электронным и мейнстримным явлением, нежели экспериментальный и лоу-файный гипнагоджик-поп. Также в качестве синонима к чиллвейву и гипнагоджик-попу использовался термин «глоу-фай» ( англ. glo-fi ) .

Своеобразным «пиком» гинагоджик-попа и чиллвейва можно считать 2010 год, в первую очередь, из-за популярности Ариэля Пинка и Neon Indian . Тогда термин «гипнагоджик-поп» вошёл в моду, а музыканты данного жанра стали распространять релизы не только с помощью аудиокассет, но и интернет- блогов .

В странах СНГ , на русскоязычном пространстве, в среде местных интернет-блогов был известен проект белорусского нойз-музыканта Антона Кривули — «Мох» . Альбом проекта «Мох», выпущенный в 2010 году, назывался «Миллиард жёлтых птиц» и являлся, возможно, первым русскоязычным гипнагоджик-поп-альбомом.

Гипнагогический поп начал терять актуальность, как жанр, уже после 2011 года с появлением вейпорвейва — нового микро-жанра, созданного музыкантами, изначально делавшими тот же гипнагоджик-поп — те же Дэниел Лопатин и Джеймс Ферраро считаются «крёстными отцами» нового стиля «vaporwave» . С гипнагоджик-попа начинали и (автор культового альбома « Floral Shoppe »), и , а чиллвейв -исполнители Neon Indian и Washed Out впоследствии удачно использовали элементы вапорвейва в своём творчестве .

Примечания

  1. Sherburne, Philip . Spin Magazine (22 мая 2012). Дата обращения: 4 июля 2016.
  2. Reynolds, Simon. . — Farrar, Straus and Giroux, 2011. — ISBN 978-1-4299-6858-4 .
  3. и видеоряд Oneohtrix Point Never 2009 года: используется повторяющийся и искажённый семпл песни « » группы « Fleetwood Mac » 1982 года
  4. Zistler, Andrew (July 20, 2018). . NewRetroWave.
  5. Дебютный мини-альбом музыканта 2012 года считают образцом жанра, созданным под явным влиянием Ариэля Пинка (согласно )
  6. // Афиша Daily , 15 сентября 2010 года
  7. Schilling, Dave . (8 апреля 2015).
  8. Pounds, Ross (2010-06-30). . The Quietus .
  9. // Poyau, Morgan (July 13, 2011).
  10. Harper, Adam (March 2014). (Thesis). . pp. 334, 338 . Дата обращения: 10 марта 2018 .
  11. Beauomont-Thomas, Ben (2010-12-03). . The Guardian .
  12. // Журнал « Афиша », 17 нояб. 2010 г.
  13. Feenstra, Gerrit . KEXP-FM Blog (13 октября 2015). Дата обращения: 31 июля 2018.

См. также

Источник —

Same as Гипнагогический поп