Этюд (изобразительное искусство)
- 1 year ago
- 0
- 0
Этю́д ( фр. étude — «изучение») — это инструментальная пьеса, как правило, небольшого объёма, основанная на частом применении какого-либо трудного приёма исполнения и предназначенная для усовершенствования техники исполнителя, в частности для повышения уровня владения инструментами.
Жанр этюда известен с XVIII века. В современном понятии в качестве самостоятельного жанра представлен в музыкальной практике с XIX века, что связано с развитием музыкальных инструментов, совершенствованием техники и подъёмом виртуозного исполнительства . Среди композиторов, создававших этюды, наиболее известен Карл Черни : он автор более чем тысячи фортепианных этюдов разного уровня и разных типов техники, объединённых в циклы («Школа беглости пальцев», «Школа фуги» и др.). На новый уровень этот жанр вывел Фридерик Шопен : его этюды не только являются упражнениями на технику, но также имеют большую художественную ценность и часто исполняются в концертах, также он завоевал признание слушателей в светских салонах, из-за чего начал обретать свою популярность. В творчестве композиторов-романтиков нередко этюды объединяются в циклы, приближающиеся по духу к сюите . Среди выдающихся композиторов, писавших этюды для фортепиано, — Роберт Шуман («Симфонические этюды», op. 13), Ференц Лист (« Этюды высшего исполнительского мастерства », известные также как «Трансцендентные этюды»; « Этюды по каприсам Паганини »; «Большие концертные этюды» и др.), Шарль Валантен Алькан (« 12 этюдов во всех минорных тональностях », op. 39; «12 этюдов во всех мажорных тональностях», op. 35; «Три пьесы в патетическом духе», op. 15; «Три бравурных этюда-скерцо», op. 16; «Три бравурных этюда — блестящие импровизации», op. 12b; «Три больших этюда», op. 76; концертные этюды «Рыцарь» си-бемоль мажор, op. 17; « Железная дорога » ре минор, op. 27).
Существуют этюды для разных инструментов (зачастую их авторами становились сами исполнители, так как сочинение этюда не требует больших композиторских навыков, а сложности исполнения им были хорошо известны): циклы этюдов для гитары Маттео Каркасси , Фердинандо Карулли , Мауро Джулиани ; для скрипки — Анри Вьетана и Шарля Берио ; для виолончели — Давида Поппера («Высшая школа игры на виолончели»); для кларнета — Бориса Дикова и Александра Штарка и др.