Interested Article - Ионийский лад
- 2021-03-18
- 2
Ионийский лад — натуральный диатонический музыкальный лад , в современной музыке соответствующий натуральному мажору . Название происходит от одного из главных племён Древней Греции — ионийцев .
В своей основе этот лад диатоничен ; простейшим его примером может служить последовательность белых клавиш на фортепиано от « до » до «до». Ионийский лад, наряду с лидийским и миксолидийским , относится к группе натуральных ладов мажорного наклонения .
Древнегреческая музыка
Строение ионийского лада
В древнегреческой системе современный ионийский лад назывался лидийским ладом , а современный лидийский назывался . Октава разделялась на два одинаковых тетрахорда , между которыми ставился соединительный тон . Так лидийский тетрахорд имел следующее строение :
тон-тон-полутон |
Дублированием лидийского тетрахорда через тон получался лидийский, ныне ионийский , лад :
тон-тон-полутон + тон + тон-тон-полутон |
Таким образом ионийский лад полностью совпадает со строением современного натурального мажора, то есть последний основывается на древнегреческой лидийской гармонии .
Более того, при анализе восходящих звукорядов мелодических минора и мажора (то есть с повышенными и пониженными VI и VII ст. соответственно) выясняется, что они представляют собой смешение эолийского лада с ионийским и наоборот :
Этическое значение
Древние греки были очень чувствительны к музыкальному ладу : каждый лад они переживали с определённым этико-эстетическим содержанием. Так, Аристотель делит лады на этические, практические и энтузиастические . Этическими он называет те лады, которые так или иначе воздействуют на «этос» греческого народа. Сюда же, по Аристотелю, относится и ионийский (ранее лидийский) лад, в котором он находит наивную детскость и прелесть и который, следовательно, хорошо содействует молодому возрасту .
Каждое племя выступало со своей национальной музыкой, и каждое племя имело свой излюбленный музыкальный лад. Три лада — ныне дорийский , ионийский и эолийский — были наиболее известными и ярко выраженными. Эпос и затем более личная лирика стали достоянием греческой Ионии . Музыка ионийцев была лёгкой, доступной и мягкой. Платон отнёс ионийский лад к «размягчающим» и «застольным» ладам. Ионийским ладом (тогда лидийским) пользовались гидравлисты , кифареды , авлеты и любые музыканты, склонные к орхестическим (хоровым) композициям .
У Атенея введение понятия о самостоятельном ладе ионийцев приписано ионийскому поэту , употребившему его в своих «застольных песнях». По Атенею, этот лад не является ни цветущим, ни весёлым, но суровым и жестоким, содержащим не «низкую» (но и не «высокую») важность, поэтому он подходит к трагедии. Лукиан , напротив, говорит об изящности ( греч . γλαφυρόν) раннего ионизма .
Первоначальный ионизм едва ли не отличается мягкостью и чувствительностью. Это была общая характеристика ионийцев. Однако, Атеней отмечает, что «нравы же теперешних ионийцев уже более изнеженные, а этос их лада во многом изменился». Его основное «этическое» содержание — это мягкость, доходящая до полной вялости и расслабленности. Уже в V веке до н. э. Платон называет ионийский этос «всё ещё мягким» (то есть указывает на давность данного явления) .
Плутарх отмечает постепенное сближение ионизма и лидизма, отразившееся в сходности ладов ионийцев и лидийцев. Опять же, у Платона «новый» ионийский лад относится к «мягким» и «пировым» гаммам, у Аристотеля — к «опьяняющим» и « », у Лукиана — так же к вакхическому «этосу». Вскоре этот изменённый в сторону лидизма лад ионийцев (и в сторону ионизма лад лидийцев) стали называть лидийским ладом, — так он обрёл устойчивую конструкцию и ассоциацию .
К Средневековью
Церковные лады представляли единую систему ладов, построенных на основе таких понятий, как амбитус , реперкусса и финалис . В рамках этой системы каждый лад назывался тоном, имел свой номер и подвид. Шестой плагальный тонус (tritus plagalis) стали именовать гиполидийским (по Боэцию , см. рисунок ниже), а затем опять лидийским (хотя на самом деле это был ионийский лад, — произошла подмена понятий ):
Затем Генрих Глареан , когда создавал свою ладовую систему, опубликованную в трактате «Додекахорд» в 1547 году , назвал ионийским свой одиннадцатый автентический лад (соответствующий шестому плагальному тонусу) .
Ионийский лад
Всякая ладовая система у древних греков расценивалась с точки зрения того или иного тяготения тонов, а следовательно, и с точки зрения ладового тяготения. То есть утверждать, что ионийский лад Древней Греции — есть исключительно модальный или тональный , нельзя .
Ионийский модальный лад отличается от тонального мажора функциями ступеней , отсутствием (реже, наличием) тяготений и опорой больше не на тонику , а, скорее, на заключительный тон — финалис.
В качестве самого простого примера ионийского лада в церковных песнопениях можно привести партитуру баритона из распева « Benedicamus Domino »: Ещё одним примером может служить монодическая месса «In festis solemnibus», все части которой (Kyrie, Gloria, Sanctus, Agnus Dei, Ite missa est) написаны в ионийском ладу (то есть в XI автентическом ладу по Глареану) :
В целом в фа -ионийском написан 27-й мотет «Quam pulchra es» из цикла « » Дж. Палестрины .
Вскоре, с развитием музыкальной истории, стало ясно, что все семь ладов не являются особенностью конкретно Древней Греции и (затем) григорианских хоралов: они встречаются у многих других народов в самых разных частях света. Так, например, ионийский лад можно заметить в русских народных песнях «Ходила младешенька по борочку» (от ноты до ), « Вдоль по Питерской » (от ноты фа с переменой на до), «Про татарский полон» (от ноты соль ) и множестве других .
Также в индийской системе ладов ( тхатов ) присутствовал ионийский лад под именованием « билавал » .
В эпоху господства мажора и минора ( XVIII - XIX вв.) «старая» модальность оказалась почти полностью вытеснена тональными структурами .
Современность
Эпоха романтизма
От эпохи романтизма XIX века начинается процесс возрождения модальности и её постепенной эмансипации от тональности ( Шопен , Глинка , Римский-Корсаков , Мусоргский , Григ и некоторые другие композиторы). Естественно, что в эту эпоху модальные лады поначалу ответвляются от мажора и минора — тональных ладов, либо как лады производные, либо на основе смешения ладов или своего рода « альтерации » (хроматического изменения звуков) отдельных аккордов .
Смешанный фригоионийский лад можно услышать в IV действии оперы «Сказание о невидимом граде Китеже» Н. А. Римского-Корсакова .
Но отпочковавшись от тонально-функциональной системы мажора и минора, новая модальность быстро развивается в сторону максимально возможного удаления от неё и предельного выявления модальной специфики ( Стравинский , Барток , Мессиан и др.) .
Так в ионийском, лидийском и смешанном ионийско-лидийском ладах написан балет « » Б. Бартока .
Ионийский лад в XX веке
Мощный стимул к развитию модальности в ХХ в. был дан нарастающими волнами интереса к народной музыке, вплоть до тенденции к цитатно-точному воспроизведению её характерных особенностей .
Примеры использования ионийского лада можно найти в прелюдии для фортепиано «Затонувший собор» К. Дебюсси (тема C-dur) , в фуге C-dur № 1 из сочинения « 24 прелюдии и фуги » , в романсе «Возрождение» из «4 романсов на слова А. С. Пушкина, для баса и фортепиано» , а также (попеременно) в IV части Седьмой симфонии Д. Д. Шостаковича , в произведении Н. С. Кондорфа «„Ярило“ для фортепиано и магнитофонной плёнки» и других.
Примечания
- Холопов Юрий Николаевич. Диатонические лады и терцовые хроматические системы в музыке Прокофьева // Идеи Ю. Н. Холопова в XXI веке. К 75-летию со дня рождения / ред. и сост. Татьяна Суреновна Кюрегян. — М. : Музиздат, 2008. — С. 236. — ISBN 978-5-904082-01-7 .
- ↑ Лосев Алексей Фёдорович. Часть 3. Эллинистическое искусствознание — III. Музыка, п. 4.1 — Разделение ладов // . — М. : ООО «Издательство АСТ», 2000. — Т. 5. — С. 645—646. — ISBN 5-17-002587-4 . — ISBN 966-03-087-4-4 .
- Лосев Алексей Фёдорович. Часть 3. Эллинистическое искусствознание — III. Музыка, п. 4.3 — История терминов и темперация Нового времени // . — М. : ООО «Издательство АСТ», 2000. — Т. 5. — С. 649. — ISBN 5-17-002587-4 . — ISBN 966-03-087-4-4 .
- ↑ Холопов Юрий Николаевич. Глава 9. Лады модального типа, п. 1 — Модальное одноголосие // . — СПб. : Издательство «Лань», 2003. — С. 179. — ISBN 5-8114-0516-2 . 3 июля 2018 года.
- ↑ Лосев Алексей Фёдорович. Часть 3. Эллинистическое искусствознание — III. Музыка, п. 4.4 — «Этическое» значение ладов // . — М. : ООО «Издательство АСТ», 2000. — Т. 5. — С. 645—653. — ISBN 5-17-002587-4 . — ISBN 966-03-087-4-4 .
- ↑ Лосев Алексей Фёдорович. Часть 3. Эллинистическое искусствознание — III. Музыка, п. 4.5 — Характеристика отдельных ладов // . — М. : ООО «Издательство АСТ», 2000. — Т. 5. — С. 653—661. — ISBN 5-17-002587-4 . — ISBN 966-03-087-4-4 .
- . — 2nd ed. — New York: Grove, 2001. — Vol. 29. — ISBN 1561592390 . — ISBN 9781561592395 .
- Лосев Алексей Фёдорович. Часть 3. Эллинистическое искусствознание — III. Музыка, п. 4.2 — Момент ладовой подвижности // . — М. : ООО «Издательство АСТ», 2000. — Т. 5. — С. 648. — ISBN 5-17-002587-4 . — ISBN 966-03-087-4-4 .
- Средневековые лады // Музыкальная энциклопедия / под общей редакцией Ю. В. Келдыша. — М. : «Советская энциклопедия», 1981. — Т. 5 (1981). Симон — Хейле. — С. 245. 11 апреля 2019 года.
- Холопов Юрий Николаевич. п. 1 — Модальная гармония ренессанса // . — М. : Музыка, 1996. — С. 11. — ISBN 5-7140-0607-0 . — ISBN 5-7140-0608-9 . 24 октября 2018 года.
- Холопов Юрий Николаевич. Глава 9. Лады модального типа, п. 2 — Ладовая переменность // . — СПб. : Издательство «Лань», 2003. — С. 188. — ISBN 5-8114-0516-2 . 3 июля 2018 года.
- Холопов Юрий Николаевич. Глава 9. Лады модального типа, п. 2 — Ладовая переменность // . — СПб. : Издательство «Лань», 2003. — С. 191. — ISBN 5-8114-0516-2 . 3 июля 2018 года.
- ↑ Холопов Юрий Николаевич. Глава 9. Лады модального типа, п. 2 — Ладовая переменность // . — СПб. : Издательство «Лань», 2003. — С. 192. — ISBN 5-8114-0516-2 . 3 июля 2018 года.
- Холопов Юрий Николаевич. Глава 9. Лады модального типа, п. 1 — Модальное одноголосие // . — СПб. : Издательство «Лань», 2003. — С. 181. — ISBN 5-8114-0516-2 . 3 июля 2018 года.
- Холопов Юрий Николаевич. Глава 9. Лады модального типа, п. 5 — Модальное многоголосие. Натуральные лады. Модализмы // . — СПб. : Издательство «Лань», 2003. — С. 216. — ISBN 5-8114-0516-2 . 3 июля 2018 года.
- Холопов Юрий Николаевич. // Шостаковичу посвящается: К 90-летию композитора (1906-1996): Сборник статей / под ред. Е. Долинской. — М. : Композитор, 1997. — С. 291.
- Сунь Цзяянь. (ru, en) // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена : журнал. — 2012. — Вып. 150 . — С. 117 . — ISSN . 26 августа 2018 года.
- Холопов Юрий Николаевич. Часть II: Гармония XX века — Раздел II. Тональность, подраздел 6 — Полигармония, п. 7 — Полиладовость. Полимодальность // . — 2-е изд. — М. : Издательский Дом «Композитор», 2005. — С. 194. — ISBN 5-85285-619-3 . 31 мая 2016 года.
- Холопов Юрий Николаевич. Часть II: Гармония XX века — Раздел III. Модальность, поздраздел 12 — Натуральные лады диссонантной основы, п. 1 — Новые ритмы – новые гармонические формы. Нейтрализация диссонанса // . — 2-е изд. — М. : Издательский Дом «Композитор», 2005. — С. 374. — ISBN 5-85285-619-3 . 19 ноября 2018 года.
См. также
- 2021-03-18
- 2