Автономов, Алексей Станиславович
- 1 year ago
- 0
- 0
Алексе́й Станисла́вович Григо́рьев ( 23 декабря 1949 , Курск — 19 ноября 2002 ) — советский и российский скульптор , график . Уходя от цельности материала и классической скульптуры, смешивал различные материалы — металл, камень, дерево. Наследовал немецкому экспрессионизму ; по творческой манере был наиболее близок к старшим современникам Вадиму Сидуру и Леониду Берлину .
Алексей Григорьев родился 23 декабря 1949 года в Курске , вырос в Курске и Обнинске . Учился у Николая Громадского (сохранился портрет юного Григорьева кисти Громадского) в детской художественной школе Обнинска, где отличался весёлым нравом, любил петь песни под собственный аккомпанемент на фортепиано. Окончил художественную школу с её первым выпуском в 1966 году .
На художественно-графическом факультете Московского государственного педагогического института имени В. И. Ленина учился у Аделаиды Пологовой , которую считал своим главным учителем.
Как скульптор начинал с гипса , затем перешёл на мрамор , гранит , алебастр . Отказался от классицизма и перешёл к минимализму. Начав работать с металлом, стал объединять его с камнем и деревом.
В 1970-е годы участвовал в неофициальных «квартирных» выставках, в том числе в альтернативной выставке «Москва-Париж», не состоявшейся из-за запрета КГБ .
С начала 1990-х годов, не имея работы в России, стал регулярно и подолгу жить и работать в Германии , оставив там значительное количество парковых скульптур, главным образом из металла.
Вернувшись в Россию с тяжёлой болезнью, о неизлечимости которой он не знал, начал работать с керамикой.
В 1970-е годы стал заниматься графикой, в том числе книжной. Иллюстрировал «Стихи для детей» Даниила Хармса и других обэриутов , сборники немецкой поэтессы , российско-израильский альманах еврейской культуры . Цикл журнальных иллюстраций к романам Андрея Платонова «Котлован» и «Чевернгур» был воспроизведён в немецких книжных изданиях. Выступал постоянным иллюстратором книг своей матери — поэта Надежды Григорьевой .
Начал выставляться с 1972 года. Отдельные работы в жанре парковой и монументальной скульптуры установлены в Уфе , Нижнем Новгороде , Тюмени , на Украине , в центре Ташкента (позже разрушены исламскими экстремистами). Самый известный монумент воздвигнут в начале 1990-х одновременно в Москве возле Музея Сахарова и в центре Берлина на месте Берлинской стены (совместно с Даниэлем Митлянским ): фрагмент стены «пробивают» летящие бабочки, символизирующие идею свободы. Несколько скульптурных работ находятся в парке скульптур возле Третьяковской галереи на Крымском Валу в Москве.
Гавриил Заполянский считает, что творческая манера Григорьева наиболее близка немецкому экспрессионизму .
И хоть нельзя сказать, что этот язык абсолютно нов — он проступал уже давно в широких «мазках» Родена — Голубкиной — Трубецкого , в 30-х в работах Пикассо и его подмастерьев, а ближе к нашему времени — в ажурной «тригонометрии» Сидура и таких нелепо-трогательных металлокерамических фантазиях Берлина , — работы Григорьева озадачивают каким-то бесхитростным однообразием выбора, преданностью этому выбору. Крайняя сдержанность, робость и пугливость движения, как бы даже полная анонимность, самоустранённость автора. Это сделано во сне ли, в бреду ли? Но это есть то самое уяснение подлинного, по которому не очень-то робкий Сальвадор Дали определял достоинство искусства. Мы видим миражи вписанных в пространство существ. Это некие озадачивающие сущности, ласково сложенные из металлических лепестков, травинок, пестиков, но не из тех, что красуются в безупречных гербариях. Тут как бы и протоформы, и постформы, нечто в ожидании преобразования и «полной гибели всерьез» или уже прошедшее его с непроходящими следами и шрамами. Вот, кажется, приближаюсь к сути ощущения: тут дело не в тематизме «серьёзной музыки», а в обозначении некоей знаковой системы пережитого, шрамы века... Тут есть настоящие шедевры! Вот — невероятно! — из каких-то труб малого диаметра: изгибы тела горестно и безоглядно любящего, земная, изначальная любовь-страдание, как бы уже всё предвидящая.
—
Умер в 2002 году. Похоронен на Николо-Архангельском кладбище .
В 2013 году , в котором Алексей Григорьев жил в детстве и где он окончил художественную школу , заявила о желании создать в городе парк скульптур, основу которого должны были составить работы Григорьева, и начала переговоры с наследниками скульптора. Рассматривались два варианта передачи наследниками скульптур: на ответственное хранение и в дар . По другим сведениям, ранее родственники уже были готовы передать 25 скульптур Григорьева в дар Музею истории города Обнинска .