Interested Article - Китоврас
- 2021-02-01
- 2
Китовра́с ( др.-рус. китωвра́съ от греч. κένταυρος — « кентавр ») — мифическое существо, упоминаемое в русских апокрифах с XIV века. Под Китоврасом подразумевалось вообще чудовище, или имя собственное . Изображался как чудовище-кентавр, иногда с крыльями.
Апокрифическое сказание
В разных сказаниях о Соломоне Китоврас выступает то как его брат и сподвижник, то как враг и соперник. Одно из апокрифических сказаний XV века « Палеи » знакомит нас с особо прославившим Соломона строительством Храма, в котором должен храниться « ковчег завета » .
Китоврас является существом вещим: изловленный царём Соломоном, он удивляет его своей мудростью. В позднейших сказаниях Китоврас царствует «в граде Лукорье», где днём он царь над людьми, ночью — над зверями. Он иногда является похитителем жены у Соломона и гибнет в бою с ним. В еврейских сказаниях, соответствующих русским апокрифам о Соломоне и Китоврасе, вместо него фигурирует демон Асмодей . Черты Китовраса в русских и Асмодея в еврейских сказаниях в западной легенде перенесены на и Мерлина .
История развития сказаний о Соломоне изложена у А. Н. Веселовского в труде «Славянские сказания о Соломоне и Китоврасе и западные легенды о Морольфе и Мерлине» .
История про Китовраса помещена в Палее в Сборнике Кирилло-Белозерского монастыря , написанном иеромонахом Ефросином (вторая половина XV века) .
Выразительный образец иконографии Китовраса сохранили Васильевские врата Софийского собора в Новгороде (1336), перевезённые опричниками в Александровскую слободу, где поныне украшают южный вход Троицкого собора: могучий крылатый получеловек с короной на голове, торс которого вырастает из шеи горделивого коня, размахивает схваченной за ноги фигурой царя Соломона. Над изображением надпись: «(Ки)товрасъ меце братомъ своимъ Сол(о)монъ на обетованую землю за словъ…».
Популярные черты кентавра Китовраса распространялись в древнерусской традиции и на других персонажей. Они могли придаваться «девице Горюнии», части людей дивиих , смерти, апокалиптической чудовищной «саранче». В виде кентавра изображали также Полкана — богатыря из переводной повести о Бове-королевиче (в исходной версии — получеловек-полупёс).
Песня про Китовраса
Для обучения знаменному пению в Крюковом букваре была составлена «Песня про Китовраса», или так называемая «проучка» :
См. также
Примечания
- , с. 287.
- Г. С. Белякова. Китоврас // . — М. : «Просвещение», 1995. — С. . — 239 с. — ISBN 5-09-003831-7 .
- .
- Дата обращения: 27 октября 2014. 19 июля 2013 года.
- . Дата обращения: 6 августа 2008. 29 ноября 2012 года.
- . Дата обращения: 29 октября 2014. 29 октября 2014 года.
- Дата обращения: 27 октября 2014. 10 мая 2015 года.
Литература
- Веселовский А. Н. . — Пг. : Двенадцатая государственная типография, 1921. — 416 с.
- Чернецов А. В. // Мифологический словарь / Гл. ред. Е. М. Мелетинский . — М. : Советская энциклопедия , 1990. — С. 287 . — ISBN 5-85270-032-0 .
Ссылки
- . 29 ноября 2012 года.
- . 29 ноября 2012 года.
- . Дата обращения: 29 октября 2014. Архивировано из 29 октября 2014 года.
- от 8 июня 2019 на Wayback Machine
- 2021-02-01
- 2