Несс и Деянира
- 1 year ago
- 0
- 0
Несс ( др.-греч. Νέσσος ) — персонаж древнегреческой мифологии , кентавр , отличавшийся коварством. Он был убит Гераклом за попытку похитить или изнасиловать Деяниру , но смог отравить героя своей кровью. Гибель Несса стала популярным сюжетом в изобразительном искусстве архаической Эллады, а похищение Деяниры запечатлели несколько видных художников Нового времени .
Несс был, как и большинство кентавров , сыном смертного человека Иксиона и богини облаков Нефелы . Вместе с соплеменниками он участвовал в сражении с Гераклом в Фолое и в войне с лапифами , начавшейся на свадьбе Пирифоя и Гипподамии . После этого Несс бежал к реке Евен , где переправлял путников за плату, заявляя, что право на это получил от богов «за присущую ему справедливость» . Однажды на берегу этой реки появился Геракл, возвращавшийся домой из Этолии с молодой женой Деянирой . Геракл перешёл реку сам, а перенести свою супругу поручил Нессу. Тот внезапно воспылал страстью к Деянире; по одним данным, он попытался её изнасиловать прямо в воде, когда Геракл был уже на другом берегу, а по другим, переправился первым и попытался ускакать с Деянирой. Геракл выстрелил в кентавра из лука. Смертельно раненный стрелой с ядом Лернейской гидры , Несс рассказал Деянире, будто его кровь, смешанная со спермой (или только кровь ), — мощное приворотное зелье, которое обеспечит любовь мужа, если хранить его в темноте и в нужный момент пропитать им гераклову одежду . После этого Несс умер .
Впоследствии Деянира решила, что Геракл предпочёл ей Иолу , и последовала совету Несса, но пропитанная кровью кентавра одежда стала для Геракла причиной страшных мучений и гибели. Так выяснилось, что Несс перед смертью проявил коварство, чтобы отомстить своему убийце .
Согласно альтернативной версии мифа, Несс, раненный Гераклом, смог бежать в землю и умер уже там. Его непогребённый труп начал гнить и распространять вонь ( осмэ ), отчего локров назвали «озольскими» .
В историческую эпоху могилу Несса показывали путникам на холме Тафиасс у Халкиды в Этолии . Самый ранний из известных современному антиковедению текстов, в которых фигурирует Несс, — стихи Архилоха . Этому источнику следовал Вакхилид ; Несс занял важное место в трагедии Софокла « Трахинянки » (это наиболее известное изложение данного мифа) , в трагедии Луция Аннея Сенеки « Геркулес на Эте ». Гибель Несса стала популярным сюжетом в изобразительном искусстве архаической эпохи, причём здесь Геракл убивает его не стрелой, пущенной из лука, а дубиной или мечом . Эту сцену изображали на римских мозаиках , на фресках в Помпеях . Несс появляется в « Божественной комедии » Данте . В эпоху Нового времени похищение Деяниры запечатлели на своих картинах Паоло Веронезе , Бартоломеус Спрангер , Гвидо Рени , Питер Пауль Рубенс .
В антиковедении существуют гипотезы о том, что в архаичной мифологии Несс мог быть горным или речным духом либо перевозчиком душ из царства живых в царство мёртвых. Согласно ещё одному предположению, изначально он считался человеком, а в кентавра превратился в литературных произведениях классической Эллады из-за сходства его истории с мифом о попытке похищения Гипподамии Евритионом .