Андре́й Ви́кторович Ано́хин
(
1869
—
1931
) — российский и советский учёный-
этнограф
, композитор, основоположник профессиональной музыки
алтайцев
, просветитель.
Являлся членом Томского отделения
Русского музыкального общества
и Томского общества изучения Сибири, которым руководил исследователь Сибири, общественный деятель
Г. Н. Потанин
. Под влиянием Потанина занялся изучением культуры тюркских народов Южной Сибири.
В 1908—1909 гг. совершил экспедицию в Туву, Хакасию, Монголию и Горный Алтай. В 1910—1912 и 1913—1914 гг. по поручению Российского комитета для изучения Средней и Восточной Азии собирал материалы по шаманству у алтайцев, кумандинцев, телеутов, шорцев. Экспедицию сопровождали художницы А. А. Воронина-Уткина и С. К. Просвиркина, которые выполнили сотни этнографических рисунков.
С
1926 года
жил на Алтае в Улале (ныне
Горно-Алтайск
) и преподавал в педагогическом училище. С
1906
по
1931
гг. совершил многочисленные этнографические и фольклорные экспедиции по Южной Сибири, Монголии и Восточному Казахстану.
В
1923 году
за исследования верований южных алтайцев Анохин избран членом-корреспондентом
АН СССР
.
Автор многих работ по мифологии, верованиям, музыкальной культуре и
шаманизму
тюрков Алтая («Богатырский эпос», «Буддийская храмовая музыка», «Материалы по шаманству у алтайцев», «Бурханизм в Западном Алтае», «Душа и её свойства по представлению телеутов»).
Память
Бюджетное учреждение Республики Алтай «Национальный музей имени А. В. Анохина».
Интересные факты
А. В. Анохин был близким другом знаменитого алтайского художника
Григория Ивановича Гуркина
. Именно он уговорил молодого Гуркина поехать учиться в Санкт-Петербург, в Академию художеств и сопровождал его в этой поездке.
А. В. Анохин — один из создателей краеведческого музея в Горно-Алтайске. Полное название музея: Национальный музей Республики Алтай имени А. В. Анохина.
В долине реки Куюм, примерно в пяти километрах выше села Нижний Куюм, установлен памятник А. В. Анохину. На памятнике имеется надпись на двух языках — алтайском и русском. Эта надпись представляет собой фразу, сказанную когда-то самим Анохиным: «Я мог бы жить в любом краю России, но гигантская мощь красоты Алтая, как магнитом притянула меня к себе».
Именем Анохина названа небольшая пещера на хребте
Иолго
.
Библиография
Предания алтайцев о своих царях-богатырях // Томские епархиальные ведомости. — 1912. — № 14, 15.
Шаманизм у телеутов // Сибирская жизнь. — 1916. — № 253.
Материалы по шаманству у алтайцев, собранные во время путешествий по Алтаю в 1910—1912 гг. по поручению Русского Комитета для изучения Средней и Восточной Азии // Сб. МАЭ. — Л., 1924. — Т. 4, вып. 2. — 152 с.
переиздание:
Материалы по шаманству у алтайцев, собранные во время путешествий по Алтаю в 1910—1912 гг. по поручению Русского Комитета для изучения Средней и Восточной Азии. — Горно-Алтайск: Ак-Чечек, 1994. — 150 с.
Бурханизм в Западном Алтае // Сибирские огни. — 1927. — № 5.
// Сб. МАЭ. — Л., 1929. — Т. 8. — С. 253—269.
Кузнецкие инородцы Томской губернии // Шорский сборник. — Вып. 1. Историко-культурное и природное наследие Горной Шории. — Кемерово: Кузбассвузиздат, 1994. — С. 49-64.
Мистерия Эжик-Тенгерези [пер. с телеутского, вст. статья и примеч. Д. А. Функа] //
Функ Д. А.
Телеутское шаманство: традиционные этнографические интерпретации и новые исследовательские возможности. — М., 1997. — С. 103-192, 250—258.
Бубен бачатских телеутов Кузн(ецкого) уезда Томск(ой) г(убернии) // ЭО. — 1997. — № 4. — С. 41-47.
Талай-хан // Телеутский фольклор / Сост, вступит. ст., запись, пер., коммент. Д. А. Функа. — М.: Наука, 2004. — С. 110-160.
[из фонда А. В. Анохина (МАЭ, ф.11, оп.1, д.94)] // Бурханизм — Ак-Jанг: документы и материалы. — Горно-Алтайск: Юч-Сюмер — Белуха, 2004. — С. 128—130.
Лекции по алтаеведению / Подгот. текста и предисловие А.В. Малинова. Изд. 2-е, испр. и доп. СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2012. – 166 с.
ISBN 978-5-7422-3586-6
Материальное производство ойротов и шорцев / подг. текста и послесл. А.В. Малинова. СПб.: Издательский дом Мост, 2013. - 224 с.
ISBN 978-5-905310-02-7
Функ Д. А.
Материалы А. В. Анохина по телеутскому шаманству в архиве НИИ МАЭ // Современные проблемы исторического краеведения (К 375-летию основания Кузнецка и 50-летию образования Кемеровской области): тезисы докладов региональной научно-практической конференции. — Кемерово, 1993. — С. 51—52.
Функ Д. А.
Материалы по шорскому шаманству в архиве А. В. Анохина // Шаманизм и ранние религиозные представления: К 90-летию доктора исторических наук, профессора Л. П. Потапова. — М., 1995. — С. 180—206.
Функ Д. А.
Миры шаманов и сказителей: комплексное исследование телеутских и шорских материалов. — М.: Наука, 2005. — С. 47—56.
Функ Д. А.
Неизвестное описание шаманского бубна телеутов из архива А. В. Анохина //
Этнографическое обозрение
. — 1997. — № 4. — С. 40—41.
Функ Д. А.
Проблемы исследования шаманства в трудах А. В. Анохина и Н. П. Дыренковой // Материалы международного конгресса «Шаманизм и иные традиционные верования и практики». Москва, Россия, 7—12 июня 1999 г. — М., 1999. — С. 31. (Этнологические исследования по шаманству и иным традиционным верованиям и практикам, Т. 5, часть 1).