Гагин, Александр Владимирович
- 1 year ago
- 0
- 0
Алекса́ндр Влади́мирович А́стров (род. 20 августа 1960 , Куйбышев , РСФСР , СССР ) — советский и российский диск-жокей , журналист газеты «Волжский комсомолец» , организатор рок -концертов в Куйбышеве , политолог , профессор Центрально-Европейского Университета . Считается первым рэп -исполнителем в СССР .
Александр А́стров родился 20 августа 1960 года в Куйбышеве (ныне — Самара ) . Отец Астрова работал ведущим конструктором в космическом конструкторском бюро под руководством Дмитрия Козлова ( ЦСКБ ) . Будучи школьником, Астров стал посещать театр-студию Владимира Муравца в Куйбышевском политехническом институте , в которой проводились дискотеки . Тогда же стал писать стихи . В 1977 году, окончив школу, сын пошёл по стопам отца и поступил в Куйбышевский авиационный институт (ныне — Самарский государственный аэрокосмический университет ), который окончил в 1983 году с присвоением квалификации «инженер-магистр» . Но с самого начала учёбы он чувствовал, что эта стезя ему не подходит, и нашёл отдушину в музыке .
Осенью 1979 года Александр Астров учился на третьем курсе в Куйбышевском авиационном институте (ныне — Самарский государственный аэрокосмический университет ) и состоял в комитете комсомола института. Однажды его друг Владимир Нефёдов показал ему старый выпуск журнала Playboy от сентября 1976 года, в котором было опубликовано скандальное интервью Дэвида Боуи . Использовав свои комсомольские связи, Астров придумал вместе с Нефёдовым небольшое шоу, в ходе которого они ставили песни Боуи, а на их фоне Астров, одетый в театральный костюм, читал отрывки из интервью Боуи в журнале . Осенью 1980 года молодые рабочие Завода имени Масленникова обратились к Астрову с просьбой придумать для их дискотеки «Пирамида» тематическую программу для конкурса дискотек Октябрьского района, который проходил в студенческом клубе-кафе «Гаудеамус» . В то время такие программы сводились к проигрыванию музыки и рассказам вокруг этой музыки. По их просьбе Астров придумал программу, которая была выстроена вокруг стихотворения Афанасия Фета «Никогда», читавшегося из гроба под музыку Сергея Рахманинова и демонстрацию слайдов на заднем плане . С этой программой «Пирамида» стала лауреатом, а администрация «Гаудеамуса» предоставила им базу в своём кафе при университете . В состав «Пирамиды» входило шесть человек: Андрей Шмыков, Юрий Трахтенберг, Александр Астров, Александр Осипов, Владимир Захаров и Александр Шугаев .
В 1981 году был поставлен ещё один аудио-визуальный спектакль по мотивам произведений Рэя Брэдбери , идея которого вновь принадлежала Астрову, исполнившему в нём главную роль . При этом организаторы дискотеки не забывали радовать свежей танцевальной программой студентов, посетивших «Гаудеамус» . В арсенале «Пирамиды» в то время были три катушечных магнитофона «Маяк», микшер , мощный усилитель, колонки и пульт для управления визуальными эффектами. Всё это оборудование были изготовлено с помощью знакомых Завода имени Масленникова .
В 1982 году обком комсомола решил провести областной конкурс дискотек . В качестве конкурсной программы «Пирамида» подготовила аудио-визуальный спектакль « Сон смешного человека » по Достоевскому . Астров читал рассказ под получасовую фонограмму, сделанную на магнитофонах из разных музыкальных композиций. Всё это сопровождалось оригинальным видеорядом, сделанным на двух слайд-проекторах двумя молодыми художниками . Лауреатами конкурса стали две дискотеки: «Удачный звук» и «Пирамида» . С этой программой «Пирамида» выступала во Дворце культуры «Звезда», в Доме молодёжи и на других площадках . Помимо дискотек приходилось зарабатывать деньги, играя на свадьбах . В том же году в студенческом клубе-кафе «Гаудеамус» диск-жокей Астров познакомился с рок-группой « Час пик », предпочитавшей развлекать местную публику западными хитами, чередуя их репертуаром групп « Воскресенье » и « Машина времени ». Руководителем коллектива был клавишник Александр Черкес. В куйбышевскую четвёрку также вошли Игорь Маслов (бас-гитара), Валерий Петров (вокал, гитара) и Александр Савельев (ударные) . Сдружившись с участниками коллектива, Астров стал их звукорежиссёром и с помощью дискотечной аппаратуры помог им записать магнитоальбом весной 1983 года . Астров был не только генератором идей, но и автором большинства текстов «Часа пик» .
В 1983 году из «Пирамиды» ушли Астров, Трахтенберг и Осипов, а «Удачный звук» покинули Павел Маргулян и Андрей Спиридонов. Вместе они объединились и создали дискотеку «Канон» . «Пирамида» стала проводить дискотеки в ДК 4 ГПЗ (Дворец культуры подшипникового завода), а «Канон» остался в «Гаудеамусе» . Участники «Канона» не только вели дискотеку, но и ставили спектакли и участвовали в фестивалях. Сначала они сделали спектакль по тексту Эренбурга , а к концу года для областного конкурса дискотек в Тольятти придумали спектакль «Сорок первый» по повести Бориса Лавренёва , с которым в итоге одержали победу . Помимо спектакля вместе с куйбышевской рок-группой « Час пик » Астров записал в качестве фонограммы на магнитную плёнку несколько рэп -вставок в стиле американской рэп-группы The Sugarhill Gang , чей дебютный сингл « Rapper’s Delight » (1979) пользовался успехом у местных диск-жокеев, однако ставить запись на танцах никто не решался из-за отсутствия русского текста . И хотя на обратной стороне грампластинки находился инструментальный вариант композиции, с добавлением голоса также никто не спешил, пока не появилась ещё одна рэп-запись от британского рок-музыканта Кэптена Сенсибла « » (1982), которая оказалась более европейской по духу и подтолкнула Астрова на эксперимент с русским языком . Как и их предшественники из The Sugarhill Gang, музыканты «Часа пик» переиграли басовую партию из диско -композиции « » группы Chic , добавив свою перкуссию и гитарный проигрыш, чтобы песня звучала в стиле хип-хоп . Инструменталы всех пяти композиций были записаны в течение одной ночи, а голос был наложен Астровым под утро . Диск-жокей исполнил несколько англоязычных строк из «Rapper’s Delight», а в качестве перевода в шутливой форме сначала зачитал текст из стихотворения Льюиса Кэрролла « Бармаглот », а затем исполнил примитивные рэп-монологи (от чтения алфавита до таблицы умножения). Позже, используя дискотечную аппаратуру, пульт «Электроника» и два магнитофона «Олимп», Астров свёл все записи воедино, добавив в некоторых местах шумы и звуковые эффекты . Через несколько часов после завершения записи музыканты вместе с аппаратурой отправились в близлежащий Тольятти, где проходил областной конкурс дискотек. После совместного выступления «Канона» и «Часа пик» один из членов жюри, Ольга Опрятная, попросил у участников запись прозвучавших номеров. Ей сделали копию, которая и отправилась в Москву, вернувшись обратно в Куйбышев через год в виде 25-минутного магнитоальбома «Рэп» (состоящего из песен «Дискотека», «Суббота», «Рэп», «Потанцуй», «Проходит время») . Выход альбома вызвал в Куйбышеве лёгкий шок, поскольку никто не относился к записи серьёзно в процессе её создания .
В 1984 году Астров собирался поступать на философский факультет в Уральский государственный университет , но для поступления партийные работники потребовали от него рекомендацию бюро обкома партии, и эту идею пришлось отложить . Отец диск-жокея Виктора Долонько устроил Астрова на предприятие, где он год занимался усовершенствованием унитаза для самолётов гражданской авиации .
С 1985 по 1986 год с помощью своих друзей Астров занимался организацией в Куйбышеве концертов рок -групп, среди которых были « Вежливый отказ », « Центр », « Звуки Му », « Ва-Банкъ », « Бригада С , « Наутилус Помпилиус », а также рок-исполнителей Виктора Цоя и Константина Никольского . Виктор Цой приехал вместе с президентом Ленинградского рок-клуба Николаем Михайловым и дал три концерта 11 и 12 апреля 1986 года: первый — в зале клуба ГПЗ-9 на Безымянке , где работал Астров, второй — в здании Промышленного райкома на Безымянке, третий — в кафе «Согласие» на Полевой . На концерте в здании райкома, где был вечер комсомольской организации, Цоя стали обвинять в том, что он поёт «безыдейные песни». Астров и Михайлов защищали музыканта как могли, но в итоге присутствовавшая там секретарь горкома партии уволила Астрова из дискотеки клуба ГПЗ-9 на следующий день . После истории с Цоем Астров несколько месяцев был безработным .
Весной 1986 года Астров записал наброски к трём аудио-визуальным спектаклям — «Город», «Что они сделали с нашей песней» и «Чернобыль», в которых попытался уйти от дискотечной тематики . Осенью Астров попал в редакцию газеты «Волжский комсомолец» по приглашению Дмитрия Муратова . За год до этого Астров написал для газеты статью о концертах Владимира Кузьмина в куйбышевском Дворце спорта в октябре 1985 года, но её так и не опубликовали. Спустя несколько месяцев он обнаружил свою статью в сильно отредактированном виде на стендах автобусных остановок и решил позвонить в «Волжский комсомолец», чтобы поругаться, а в итоге был приглашён для работы в издании. В течение двух лет Астров писал статьи о митингах, старых разрушающихся кирпичных домах, людях, живущих в плохих условиях .
В мае 1988 года эстонский радиожурналист Николай Мейнарт приехал в Куйбышев, чтобы прочитать лекции руководителям дискотек «о состоянии современной рок-музыки» . Познакомившись с Астровым, он предложил ему работу на радио в Таллине ( Эстония ) , в русскоязычной редакции Эстонского телерадиокомитета . Астров уехал вместе с супругой и двумя детьми . Помимо этого Астров писал статьи о рок-музыке для эстонского самиздатовского журнала «За зелёным забором», который стал издаваться легально в 1989 году . Также написал несколько историй возникновения местных рок-групп для книги Артемия Троицкого «Рок-музыка в СССР: опыт популярной энциклопедии» (1990): «Время» (Горький), «Куйбышев: рок-музыка», «Седьмая ступень» (Куйбышев), «Хронопоп» (Горький), «Час пик» (Куйбышев) .
В 1997 году Астров начал заниматься в Эстонии политической радиожурналистикой, связанной с историей страны, для изучения которой он на год уехал в Центрально-Европейский университет (ЦЕУ) в Будапеште ( Венгрия ) . В 1998 году после магистратуры в ЦЕУ получил предложение из Лондонской школы экономики и политических наук и на год уехал в Лондон . В 1999 году получил возможность заниматься диссертацией из Будапешта, чем и воспользовался .
В 2000 году стал доцентом кафедры международных отношений и европейских исследований Центрально-Европейского университета .
В 2003 году стал доктором философии , защитив докторскую диссертацию на тему «Мировая политика на пороге истории: Робин Джордж Коллингвуд, Майкл Оукшотт и ещё одно обоснование „классического подхода“» в Лондонской школе экономики и политических наук .
В 2005 году, будучи ассистентом профессора, опубликовал в лондонском издательстве МакМиллана монографию «В мировой политике: Роберт Джордж Коллингвуд, Майкл Оукшотт и неотрадиционализм в международных отношениях» .
С сентября 2005 года по 31 декабря 2007 года был старшим научным сотрудником кафедры политических наук факультета социальных наук и образования Тартуского университета .
В 2008 году стал научным сотрудником Института международных и социальных исследований при Таллиннском университете .
В 2008 году получил должность профессора факультета международных отношений и европейских исследований Центрально-Европейского университета , а по совместительству — тот же титул в университете Тарту , продолжая печататься в московских и таллинских изданиях . Начал читать лекции студентам факультета .
В 2011 году выпустил книгу «(Неправильный) менеджмент великой державы: российско-грузинская война и её последствия для глобального политического порядка» .
В 2019 году Астров переехал в Вену ( Австрия ) в связи с тем, что университет перенёс в этот город свою учебную деятельность .
В 1991 году журналисты Александр Алексеев, Андрей Бурлака и Алексей Сидоров в своей книге « Кто есть кто в советском роке », описывая «рэп» в словаре музыкальных терминов, упомянули, что композиции журналиста и диск-жокея Александра Астрова и группы «Час пик» являются «первыми опытами в стиле рэп в отечественной истории» .
В 1994 году в книге Александра Кушнира «Золотое подполье: полная иллюстрированная энциклопедия рок-самиздата 1967-1994» был опубликован обзор на альбом «Рэп» от Артемия Троицкого, написанный им в статье «Заверните десяток, пожалуйста!» («Сделай сам»-84) для самиздатовского журнала « Рокси » в январе 1985 года. В своём обзоре Троицкий написал, что на 25-минутной катушке «Рэп» музыканты играют электро- фанк и «рэплются» по поводу дискотек, причём рэп по тексту «намного веселее, чем аналогичная болтовня диск-жокеев». Среди минусов альбома отметил затянутость и однообразность, но в итоге назвал «лучшей танцевальной записью года» и «хорошим подарком для наших дискотек» .
В 1999 году журналист Александр Кушнир подробно описал историю записи альбома «Рэп» (1984) в своей книге « 100 магнитоальбомов советского рока » и отметил, что эта форма подачи «русского рэпа» в его приволжской интерпретации «предвосхитила большинство будущих хитов Сергея Минаева и К°» .
В 2009 году журналисты портала Rap.ru , Андрей Никитин и Руслан Муннибаев, упомянули на сайте интернет-издания OpenSpace.ru , что первую композицию в стиле рэп на русском языке записал куйбышевский ВИА «Час пик» в 1983 году, взяв за основу инструментальную версию The Sugarhill Gang « Rapper’s Delight » (1979) .
В 2011 году журнал « Собака.ru » добавил творчество группы «Час пик» в свою хронологию русского рэпа как «первый в истории русскоязычный рэп» .
В 2014 году редактор самарского интернет-журнала «Другой город» журналист Станислав Фурман отметил, что самарская группа «Час пик» впервые выступила с русским рэпом в 1983 году («в том году, когда родился Тимати »), сделав Самару обладателем права на первенство в этом направлении .
В 2015 году редактор самарского интернет-портала SamCult.ru журналист Илья Сульдин упомянул, что во время записи альбома группы «Час пик» Астров «изобрёл русский рэп» .
В марте 2016 года известный баттл-рэпер Oxxxymiron опубликовал в своём Твиттере ссылку на альбом «Рэп» группы «Час пик» и предложил обратить внимание на двойные рифмы, которые использовал Астров: «Чекните первые 8 строк. Объясните, почему в 1984 в русрэпе были двойные рифмы, а с 90х и до недавнего времени — нет?» . Этот отзыв привлёк внимание к творчеству Астрова и группы «Час пик» .
В 2016 году редактор самарского издания «Свежая газета. Культура», журналист Илья Сульдин, назвал Александра Астрова «крёстным отцом русского хип-хопа» .
В 2016 году сайт « Звуки.ру » назвал диск-жокея Астрова первым советским рэпером, чей «Рэп» был классическим образцом жанра по лекалу The Sugarhill Gang . Но в отличие от своих западных коллег Астров использовал в качестве «минусовки» не семплерные коллажи, а оригинальную музыку .
В 2016 году интернет-издание « Афиша Daily » назвало Александра Астрова «праотцом русского рэпа» за запись первого рэп-альбома на русском языке .
В 2017 году редактор портала Rap.ru , Антон Мартынов, также упомянул Астрова как «праотца русского рэпа», который выступил «духовным лидером» для советской группы «Час пик» .
В 2017 году интернет-издание Lenta.ru заметило сходство композиции «Рэп» с песней « Rapper’s Delight » группы The Sugarhill Gang , строчки из которой Астров даже зачитал на английском. Журналист Алёна Кожевникова также упомянула, что пластинка «Рэп» считается первым рэп-релизом на русском языке .
В 2017 году песня «Рэп» группы «Час пик» вошла в список «История русского рэпа в 15 важнейших треках» компании « Союз ». Составитель списка, Анатолий Зайков, подчеркнул, что Астров совместно с группой «Час пик» записал первый советский альбом в рэп-формате .
В 2018 году редактор сайта « Пятого канала », Денис Балин , в своей статье «Русский рэп: Мифы и реальность» упомянул, что рэп появился в СССР в далёком 1984 году, когда советская группа «Час пик» записала магнитоальбом «Рэп» .
В 2021 году редактор самарского издания «Свежая газета. Культура», журналист Елизавета Березина, отметила, что Астров осуществил «запись первого рэпа на русском языке» .
Дочь — Алина А́строва (родилась в Куйбышеве), более известная под псевдонимами и Inga Copeland (рус. Инга Коупленд ) — эстонский музыкант-экспериментатор и певица, живущая в Лондоне . Помимо сольной работы она сотрудничала с британским музыкантом над различными релизами, включая несколько альбомов в составе дуэта с 2009 по 2012 год .