Interested Article - Этноботаника

Этнобота́ника — наука, исследующая взаимодействия людей с растениями . От « этно » — исследования людей и « ботаника » — исследования растений. Этноботанику считают ветвью этнобиологии .

Основная задача этноботаники — узнать, как растения используются и воспринимаются в человеческих обществах, включая растения для пищи , медицины , предсказаний , косметики , окрашивания тканей , для строительства , в качестве инструментов , денег , одежды , ритуалов и т. п., и какова роль растений в социальной жизни.

История

Хотя термин «этноботаника» не использовался до 1895, когда американский ботаник впервые употребил его, но история этноботаники значительно древнее.

В 77 году н. э. греческий врач Диоскорид издал книгу «Лекарственные вещества» ( лат. De Materia Medica ), этот иллюстрированный травник содержал информацию о 600 растениях Средиземноморья и том, как и когда необходимо собирать определённый вид растений, является ли оно ядовитым или годным в пищу, как его использовать при врачевании. В течение долгих лет, вплоть до позднего Средневековья , этот травник был непререкаемым авторитетом .

В 1542 Леонарт Фукс опубликовал свой труд « Описание растений » ( лат. De Historia Stirpium ), где было описано 400 растений Германии и Австрии .

Большим прорывом европейской науки в изучении растений стал объёмный, хорошо иллюстрированный, труд « » ( 1570 1577 ) , выполненный по заказу короля Испании Филиппа II . В книгу вошли описания более 3000 растений и 500 животных, существовавших на территории современной Мексики . В то же самое время, но несколько более краткую работу о растениях в своём фундаментальном произведении « Общая история дел Новой Испании » ( 1576 ) написал Бернардино де Саагун . Обе книги опирались на сведения ацтеков об окружающем их мире, а потому могут считаться такими, которые мало подверглись европейскому влиянию . В дальнейшем рукопись Саагуна была забыта, но книга Эрнандеса была неоднократно заимствована другими учёными: Хосе де Акоста , Нардо Антонио Рекки, Фабио Колонна, Хайме Онорато Помаром, Грегорио Лопесом, Федерико Чези , Хуаном Барриосом, Иоганом де Лаэтом, Иоаном Эусебио Ньерембергом, , , Джоном Рэем , и другими .

(1686—1704) в своей «Истории растений» ( лат. Historia Plantarum ) ввёл понятие однодольных и двудольных по примеру разделения людей на мужчин и женщин.

В эпоху Великих географических открытий европейские мореплаватели привозили домой новые растения, в это время были открыты основные европейские ботанические сады .

В 1753 Карл Линней написал книгу «Виды растений» ( лат. Species Plantarum ), которая включала описание приблизительно 5 900 растений. Линней ввёл использование латинского названия для растения из двух слов — название рода , а затем видовой эпитет .

В XIX столетии наступил пик ботанических исследований. Александр Гумбольдт , собравший данные о растениях открытых земель, является основоположником географии растений .

Эдвард Палмер с 1860-х до 1890-х собрал образцы растений, использовавшихся на североамериканском Западе и в Мексике .

Когда был собран достаточный материал по использованию коренными народами разных форм растительного мира, стало возможным говорить о появлении нового раздела ботаники — этноботаники.

Первым человеком, который изучил перспективу использования растений в традиционной медицине, был немецкий врач , работавший в Сараеве в конце XIX столетия, . Его работу по традиционному медицинскому использованию растений можно считать первой современной работой по этноботанике.

В России этноботаника охватывает полезные и вредные свойства растений, воспринятые через призму народной культуры. Одни растения воспринимались как безусловно вредные: гриб- мухомор , белена и волчья ягода . Другим растениям приписывались лечебные свойства. Подорожником лечили раны, ромашку заваривали для полоскания горла, чистотелом лечили кожные заболевания. Ряд растений выполняли календарные функции: елью декорировали помещения в момент зимних святок , папоротник ассоциировался с Днём Ивана Купалы , яблоки ели на праздник Спаса в конце лета, вербу несли в храм в первое воскресение перед Пасхой . Берёза использовалась для производства домашней утвари ( веников и коробов ).

Современная этноботаника

В XX столетии интересы этноботаников переместились от простого собирания фактов к большей методологической и концептуальной ориентации.

Отцом-основателем академической этноботаники можно считать Ричарда Эванса Шултса . Народные целители зачастую отказывались раскрыть свои секреты посторонним, а Шултс сумел стать учеником амазонского целителя и был посвящён в тайные знания.

Сегодня этноботаника требует от учёного разнообразных знаний и навыков: знания законов ботаники и умений определять растения, вести сбор и сохранение экземпляров; понимания местных культурных реалий, лингвистической подготовки.

Этноботаника и психоактивные вещества

В настоящее время слово этноботаника нередко встречаются в контексте исследования или использования психоактивных веществ , в частности — природных галлюциногенов . Иногда даже утверждают, что Карлос Кастанеда может быть назван этноботаником, однако характер его работ ясно доказывает поверхностное отношение к предмету .

Примечания

  1. от 10 октября 2013 на Wayback Machine Historia de las Plantas de la Nueva España de Francisco Hernández
  2. от 5 июня 2013 на Wayback Machine Всеобщая история вещей Новой Испании, написанная братом Бернардино де Саагуном: Флорентийский кодекс
  3. от 14 июля 2014 на Wayback Machine La influencia de Francisco Hernández (1512—1587) en la constitución de la botánica y la materia médica modernas
  4. от 14 июля 2014 на Wayback Machine The Mexican Treasury: The Writings of Dr. Francisco Hernández. — P. XVII
  5. Dennis J. McKenna, L. E. Luna, & G. H. N. Towers. Biodynamic constituents in Ayahuasca admixture plants: an uninvestigated folk pharmacopoeia // von Reis, S., and R. E. Schultes Ethnobotany: Evolution of a Discipline. — Portland: Dioscorides Press, 1995.
  6. Wasson, R. Gordon. 1969. (Bk. Rev.). Economic Botany vol. 23(2):197. A review of Carlos Castaneda’s «The Teachings of Don Juan: A Yaqui Way of Knowledge.», Wasson, R. Gordon. 1972a. (Bk. Rev.). Economic Botany vol. 26(1):98-99. A review of Carlos Castaneda’s «A Separate Reality: Further Conversations with Don Juan.»; Wasson, R. Gordon. 1973a. (Bk. Rev.). Economic Botany vol. 27(1):151-152. A review of Carlos Castaneda’s «Journey to Ixtlan: The Lessons of Don Juan.»; Wasson, R. Gordon. . 1974. (Bk. Rev.). Economic Botany vol. 28(3):245-246. A review of Carlos Castaneda’s «Tales of Power.»; Wasson, R. Gordon. . 1977a. (Mag., Bk. Rev). Head vol. 2(4):52-53, 88-94. November.

Литература

  • / В. Б. Колосова, А. Б. Ипполитова. — Acta linguistica Petropolitana. Труды Института лингвистических исследований РАН. — СПб. : Наука, 2010. — Т. 6. — 386 с.
  • Alexiades, M.: Selected guidelines for ethnobotanical research: A field manual
  • Cotton, C.: Ethnobotany
  • Martin, G.: Ethnobotany

Ссылки

На русском языке

На английском языке

Источник —

Same as Этноботаника