Заговор против Америки (мини-сериал)
- 1 year ago
- 0
- 0
Заговор Ржаного дома ( англ. Rye House Plot ) — план по убийству английского короля Карла II и его брата и наследника Якова II в 1683 году. Королевская группа отправилась из Вестминстера в Ньюмаркет , чтобы посмотреть скачки , и должна была вернуться обратно 1 апреля 1683 года, но из-за крупного пожара в Ньюмаркете 22 марта мероприятие было отменено, и высокопоставленные персоны раньше вернулись в Лондон. В результате запланированная атака так и не состоялась.
Историки по-разному оценивают степень проработки деталей заговора. Каким бы ни был план убийства, некоторые лидеры оппозиции в Англии вынашивали планы поднять восстание против монархии Стюартов. Правительство жестко расправилось с фигурантами ряда государственных процессов, сопровождавшихся репрессивными мерами и повсеместными обысками оружия. Сюжет предвосхитил и, возможно, ускорил случившиеся в 1685 году восстания Монмута и Аргайлла .
После восстановления монархии Стюартов в 1660 году некоторые члены парламента, бывшие республиканцы и протестантское население Англии опасались слишком тесных отношений короля Карла II с Францией и другими католическими странами Европы. Были широко распространены антикатолические настроения, связывавшие римский католицизм с абсолютизмом , и особое внимание уделялось наследованию английского престола. Хотя Карл публично был англиканцем , было известно, что он и его брат Яков II симпатизируют католикам. Эти подозрения подтвердились в 1673 году, когда было обнаружено, что Яков обратился в католицизм.
В 1681 году, вызванный придуманным оппозицией папистским заговором , в Палату общин был внесен законопроект об исключении , который исключил бы Якова из престолонаследия. Чарльз перехитрил своих противников и распустил . Это оставило его противников без законного метода предотвращения потенциального прихода Якова к власти, и слухи о заговорах и заговорах изобиловали. Когда «сельская партия» пришла в замешательство, лидеры оппозиции , и граф Шефтсбери Энтони Эшли-Купер бежали в Голландию, где вскоре умер Шефтсбери. Многие известные члены парламента и дворяне «деревенской партии» вскоре стали известны как виги — название фракции, которое прижилось.
Ржаной дом, расположенный к северо-востоку от , Хартфордшир , представлял собой укрепленный средневековый особняк, окруженный рвом. Дом арендовал ветеран республиканец и участник гражданской войны . План состоял в том, чтобы скрыть отряд людей на территории дома и устроить засаду на короля и его брата, когда они возвращались в Лондон с скачек в Ньюмаркете . План был принят за тактические преимущества и возможность осуществления относительно небольшими силами, управляющими артиллерийскими орудиями из хорошего укрытия.
Ожидалось, что королевская группа отправится в путь 1 апреля 1683 года, но 22 марта в Ньюмаркете произошел крупный пожар, уничтоживший половину города. Скачки были отменены, и король с братом рано вернулись в Лондон. В результате запланированная атака так и не состоялась.
Заговорщиков этого периода было много, и с начала 1680-х годов широко обсуждалось обращение к вооруженному сопротивлению в связи с тем, что становилось чертой вигов в фракционном разделении британской политики. Форма, которую он должен был принять, была неопределенной, и в воздухе витали дискуссии о захвате контроля над другими городами, кроме Лондона, такими как Бристоль , и о восстании в Шотландии. Последующая историография заговора была во многом пристрастной, и историки до сих пор выясняют, кто принимал непосредственное участие в планировании насильственных и революционных мероприятий.
Заговор с целью убийства был сосредоточен вокруг группы, которая была созвана в 1682—1683 годах из судебной палаты Мидл-Тэмпла и члена клуба «Зеленая лента»: теперь её часто называют кликой Ржаного дома. Уэст участвовал в деле в деле лжесвидетеля , завершившего обвинения в папистском заговоре. Через эту ассоциацию он установил контакт с заговорщиками и , которые были в стороне от основной группы. Джон Локк в то время организовал для Уэста проживание в Оксфорде и имел другие связи в группе революционных активистов (Смит, , Кристофер Баттискомб и Исраэль Хейс), из которых Эйлоф своим участием в заговоре Ржаного дома оставлял философа уязвимым. Рамболд был представлен группе Уэста , но когда заговор был раскрыт, они дистанцировались друг от друга: Уайлдман отказался финансировать покупку оружия, а Рамболд потерял свой прежний энтузиазм.
Отдельные члены клики, вроде , выступали за восстание, а не за убийство, согласовывая большую часть обсуждения группы Уэста с планами и более аристократических членов деревенской партии, составляющих так называемую клику Монмута . В группе вокруг Монмута в сентябре 1682 г. велись дискуссии о восстании, участники которого были общими с группой вокруг Уэста . «Клика» позже была названа «советом шести», который сформировался после успехов тори летом 1682 года в борьбе за контроль над лондонским Сити. Важным аспектом было намерение использовать Арчибальда Кэмпбелла, 9-го графа Аргайла, для военного восстания в Шотландии . Смит в январе 1683 г. был отправлен связаться со сторонниками в Шотландии для «шестёрки» с целью вызвать их в Лондон; но, по-видимому, провалил миссию по неосмотрительности .
На самом деле контакты Уэста с кликой Монмута и знание их намерений были довольно косвенными. и сопровождали Шефтсбери в его добровольном изгнании в Голландию в ноябре 1682 года. Затем они вернулись в Лондон и связались с Уэстом, который узнал от Уолкотта о собственном плане Шефтсбери насчёт всеобщего восстания. Далее Уолкотт сказал, что он возглавит атаку на королевскую гвардию, но он был ещё одним из заговорщиков, которые подвели черту перед убийством. Весной 1683 г. между кликой Монмута и группой Уэста были дальнейшие контакты по поводу составления манифеста, в частности, через сэра Томаса Армстронга , поскольку возникли разногласия по поводу того, республиканской или монархической должна быть конституяи, цтать результатом революционных мер. В мае 1683 года Уэст и Уолкотт обсудили с большой группой перспективы создания вокруг Лондона отряда в несколько тысяч человек.
Интерпретация реальных намерений вигов в это время осложняется колониальными схемами в Америке. У Уэста была доля в Восточной Джерси . Шефтсбери активно участвовал в делах провинции Каролина . В апреле 1683 года некоторые шотландские контакты вигов прибыли в Лондон, как сообщил Смит, встретившись с Эссексом и Расселом из клики Монмута. У них сложилось впечатление, что дело касается Каролины, или они выдали это как предлог для своего присутствия. Среди них были сэр Джордж Кэмпбелл из Сеснока, и Уильям Карстерс. Граф Аргайл уехал из Лондона в Нидерланды в августе 1682 года, но поддерживал связь с видными деятелями вигов через курьеров и зашифрованную переписку. Двое из них, Уильям Спенс (псевдоним Батлер) и Авраам Холмс, были арестованы в июне 1683 года.
Новости о заговоре просочились, когда Джозайя Килинг сообщил о нём сэру , и заговор был публично раскрыт 12 июня 1683 года. Килинг связался с придворным, который связал его с , и тот привел его к госсекретарю. Показания Килинга использовались на процессах над Уолкоттом, Хоуном, Сиднеем и Чарльзом Бейтманом; и это принесло ему помилование. Также начался длительный процесс признания обвиняемых в надежде на помилование. Используя своего брата, Килинг смог получить дополнительные прямые доказательства заговора, и Дженкинс привел Рамси и Уэста, которые рассказали ему то, что знали с 23 июня; Уэст добровольно предоставил информацию через Лоуренса Хайда, 1-го графа Рочестера . 22-го. В течение нескольких дней Уэст объяснил суть заговора Ржаного дома и своё участие в закупке оружия, которое должно было быть для Америки. Он мало что сделал для обвинения группы Монмута; его показания позже были использованы против Уолкотта и Сиднея. Уэст был помилован в декабре 1684 года.
Томас Уолкотт был арестован 8 июля и стал первым заговорщиком, предавшимся суду. 18 июня у него дома состоялось собрание заговорщиков; но вместо того, чтобы сбежать, он решил написать Дженкинсу с предложением полного признания в обмен на помилование. Среди заговорщиков Джон Роу из Бристоля считался особенно ненадежным, и у него была прямая связь с семьёй Монмута, которую он мог предложить в качестве информации; был предпринят ряд шагов, чтобы заставить его замолчать, и его жизнь не раз находилась под угрозой. После встречи Нелторп и обратились к лорду Расселу Уильяму Расселу с призывом немедленно взяться за оружие; когда тот не захотел, Нелторп покинул страну.
Уолкотт назвал Генри Кэра издателем ведущей антикатолической и вигской газеты того времени Weekly Pacquet ; Кэр прекратил издание Packet 13 июля и начал сотрудничать с судом. Среди тех, кто позже дал показания против Уолкотта, был Закари Борн. Борн был заговорщиком, арестованным при попытке покинуть страну вместе с министрами-нонконформистами , ордер на арест которого был выдан 27 июня, и Уолтером Кроссом; он донес на министра , который был готов помочь призывом на восстание. 6 июля был отдан приказ об аресте Лобба, и в августе его арестовали.
27 июля было выпущено королевское заявление о характере заговора, многие другие заговорщики были арестованы. Хотя главные заговорщики были второстепенными фигурами и не имели прямого отношения к «клике Монмута», придворная сторона не делала различий между группами. Участвующие министры могли знать Фергюсона, но не Уэста; Мид укрывал ковенантера Джона Нисбета и, возможно, хорошо знал о планах восстания. 23 июля в Кенте был найден служитель шотландской церкви Вильям Карстэрс , выступавший посредником в переговорах с вигами-аристократами.
Последний судебный процесс по обвинению в Ржаном доме был судом над Чарльзом Бейтманом в 1685 году. Свидетелями против него были заговорщики Килинг, которым нечего было сказать, Томас Ли и Ричард Гуденаф. Его подвергли казни через повешение, потрошение и четвертование .
Сбежав за границу в предыдущем году, сэр переехал в Бремен в 1683 году. Находясь там, он стал центральной фигурой в группе бывших заговорщиков, находившихся в политической ссылке. Английский посол в Париже , называл его «губернатором» и писал, что «они называют Уоллера в качестве похвалы вторым Кромвелем». Уоллер сопровождал Вильгельма Оранского в его походе в Англию в 1688 году, но тот решил не обращать на него внимания, когда формировалось его правительство .
Историки предполагают, что история заговора могла быть в значительной степени сфабрикована Чарльзом или его сторонниками, чтобы позволить устранить большинство его самых сильных политических противников. приводит в качестве доказательства существования заговора в 1683 году последовавшие через два года восстания графа Аргайла и герцога Монмута . Дорин Милн утверждает, что важность заговора заключается не столько в том, что на самом деле было задумано, сколько в общественном восприятии этого и использовании его правительством .
Народная реакция на судебные процессы, иногда известные как «Месть Стюартов», хотя этот термин оспаривается, привела к недовольству, решительно выраженному в Славной революции 1688 года .