Interested Article - Итикава, Кон
- 2020-07-21
- 1
Кон Итикава ( яп. 市川崑 ; 20 ноября 1915 , Исэ , Миэ — 13 февраля 2008 , Токио , Япония или Исэ , Миэ ) — японский кинорежиссёр, сценарист и продюсер.
Биография
Когда Гиити было четыре года, умер его отец, и семейная лавка кимоно разорилась. Мальчик жил вместе с сестрой. Имя «Кон» дал ему дядя, который считал, что элементы кандзи 崑 означают удачу, поскольку иероглиф делится по вертикали на две одинаковые половинки. Мальчик любил рисовать и хотел стать художником; увлекался кино, особенно жанром тямбара . В подростковом возрасте был потрясён циклом « Silly Symphonies » Уолта Диснея и решил стать мультипликатором .
В 1933 г., по окончании технического колледжа в Осаке , работал в отделе мультипликации на местной киностудии J.O Studio. Годы спустя признавался историку японского кино Дональду Ричи: «Я по-прежнему мультипликатор, и, наверное, важнейшее влияние на мои фильмы (помимо Чаплина , особенно „ Золотой лихорадки “) оказал Дисней».
Когда отдел мультипликации упразднили, Итикава перешёл в отдел художественного кино ассистентом режиссёра. Среди режиссёров, с которыми ему довелось работать, — Ютака Абэ и Нобуо Аояги.
В начале 1940-х J.O Studio слилась с P.C.L. и Toho Film Distribution, образовав одну из крупнейших японских кинокомпаний Toho . Итикава переехал в Токио. В 1946 г. снял свой первый самостоятельный фильм «Девушка в храме Додзё» — мультипликационную ленту с марионетками театра бунраку . Поскольку сценарий не прошёл цензуру, американские оккупационные власти конфисковали фильм; многие годы он считался утерянным , но затем обнаружился во Французской синематеке .
На Toho Итикава познакомился с Натто Вадой (наст. имя и фам. Юмико Моги, 1920—1983), работавшей на студии переводчицей. Они поженились в 1948 г. В следующем году вышло два первых фильма Итикавы, снятым по сценариям Вады: «Образ человека» и «Бесконечная страсть».
В 1950—1965 гг., часто называемые «периодом Натто Вады», появилось большинство наиболее признанных фильмов Итикавы. Вада написала за эти годы 34 сценария, большинство из которых — адаптации.
Избранная фильмография
Год | Русское название | Оригинальное название | Примечания |
---|---|---|---|
1934 | Гора Катикати | 新説カチカチ山 (Синсэцу Катикати яма) | к/м, мультипликационный |
1946 | Девушка в храме Додзё | 娘道成寺 (Мусумэ до:дзё-дзи) | к/м, мультипликационный |
1947 | 1001 ночь с Тохо | 東宝千一夜 (То:хо: сэнъити я) | |
1948 | Цветок расцветает | 花ひらく 眞知子より (Хана хираку, Матико ёри) | |
1948 | 365 ночей: Токио | 三百六十五夜 ・東京篇 (Самбякурокудзю:го я — То:кё: хэн) | |
1948 | 365 ночей: Осака | 三百六十五夜 ・大阪篇 (Самбякурокудзю:го я — О:сака хэн) | |
1949 | 365 ночей | 三百六十五夜 (Самбякурокудзю:го я) | |
1952 | Господин Везунчик | ラッキーさん (Ракки:сан) | |
1953 | Господин Пу | プーサン (Пу:сан) | |
1955 | Сердце | こゝろ (Кокоро) | по Нацумэ Сосэки |
1956 | Комната насилия | 処刑の部屋 (Сэкэй но хэйя) | по роману Синтаро Исихары |
1956 | Бирманская арфа | ビルマの竪琴 (Бирума но татэгото) | по роману ; две премии и номинация на Золотого льва Венецианского МКФ |
1958 | Пламя | 炎上 (Эндзё:) | по роману Юкио Мисимы « Золотой Храм » |
1959 | Ключ | 鍵 (Каги) | по Дзюнъитиро Танидзаки ; номинация на Золотую пальмовую ветвь и премия жюри Каннского МКФ , японская премия Синяя лента |
1959 | Полевые огни | 野火 (Ноби) | по роману Сёхэя Ооки ; Золотой леопард на Локарнском МКФ |
1960 | Заповедь женщины | 女経 (Дзёкё:) | киноальманах из трёх новелл; новелла 2: «Женщина, которая умеет продать дорого»; по произведению Сёфу Муромацу. |
1960 | おとうと (Ото:то) | по роману Ая Коды ; номинация на Золотую пальмовую ветвь Каннского МКФ, премия Синяя лента за лучшую режиссуру и лучший фильм | |
1961 | Десять чёрных женщин | 黒い十人の女 (Курой дзю:нин но онна) | |
1962 | Нарушенный завет | 破戒 (Хакай) | по роману Тосона Симадзаки |
1962 | Мне два года | 私は二歳 (Ватаси ва ни-сай) | по роману ; премия за лучшую режиссуру и лучший сценарий на кинофестивале Майнити |
1963 | Месть актёра | 雪之丞変化 (Юкинодзё: хэнгэ) | премия за лучшую режиссуру и лучший сценарий на кинофестивале Майнити |
1963 | В одиночку через Тихий океан | 太平洋ひとりぼっち (Тайхэйё: хиториботти) | номинация на Золотую пальмовую ветвь Каннского МКФ |
1965 | Токийская Олимпиада | 東京オリンピック (То:кё: оримпикку) | документальный; две премии BAFTA |
1966 | Повесть о Гэндзи | 源氏物語 (Гэндзи моногатари) | по Мурасаки Сикибу |
1971 | Снова любить | 愛ふたたび (Ай футатаби) | номинация на Золотого медведя Берлинского МКФ |
1973 | Скитальцы | 股旅 (Мататаби) | |
1975 | Ваш покорный слуга кот | 吾輩は猫である (Вагахай ва нэко дэ ару) | по Нацумэ Сосэки |
1976 | Клан Инугами | 犬神家の一族 (Инугами-кэ но итидзоку) | по Сэйси Ёкомидзо , кинопремия «Кинэма Дзюмпо» за лучшую режиссуру |
1977 | Дьявольская считалочка | 悪魔の手毬唄 (Акума но тэмари ута) | по Сэйси Ёкомидзо |
1977 | Остров Гокумон | 獄門島 (Гокумон-то:) | по Сэйси Ёкомидзо |
1978 | Пчелиная матка | 女王蜂 (Дзёо:бати) | по Сэйси Ёкомидзо |
1978 | Огненная птица | 火の鳥 (Хи но тори) | |
1979 | Дом повешенной на Больничном Спуске | 病院坂の首縊りの家 (Бё:индзака но кубикукури но иэ) | по Сэйси Ёкомидзо |
1981 | Счастье | 幸福 (Ко:фуку) | |
1983 | Мелкий снег | 細雪 (Сасамэ-юки) | по Дзюнъитиро Танидзаки |
1987 | Принцесса с Луны | 竹取物語 (Такэтори моногатари) | |
1988 | Журавль | つる -鶴-(Цуру) | |
1991 | Убийцы под масками но | 天河伝説殺人事件 (Тэнкава дэнсэцу сацудзин дзикэн) | |
1993 | За той дверью (Фуса) | その木戸を通って (Соно кидо о тоттэ) | по рассказу Сюгоро Ямамото |
1994 | Сорок семь ронинов | 四十七人の刺客 (Сидзю:сити-нин но сикаку) | специальная премия жюри на Токийском МКФ |
2000 | どら平太 | ||
2000 | Синсэнгуми | Shinsengumi | |
2006 | 犬神家の一族 (Инугами-кэ но итидзоку) | номинация на Золотого Святого Георгия Московского МКФ |
Примечания
- (нидерл.)
- Ichikawa Kon // (англ.)
- Kon Ichikawa // — 2005.
- Deutsche Nationalbibliothek Record #118959832 // (нем.) — 2012—2016.
Литература
- Solmi A. Kon Ichikawa. Firenze: La Nuova Italia,1975
- Kon Ichikawa/ James Quandt, ed. Toronto: Cinematheque Ontario, 2001
Ссылки
- (англ.)
- (англ.)
- 2020-07-21
- 1