Сборная Шотландии по футболу (до 21 года)
- 1 year ago
- 0
- 0
Акт о Шотландии 1998 г. ( англ. Scotland Act 1998 ) — принятый парламентом Великобритании 17 ноября 1998 г. закон о создании парламента Шотландии , имеющего ограниченное право принимать на территории Шотландии собственные законы и регулировать налогообложение. Закон также создал в Шотландии аналог кабинета министров — Шотландскую администрацию (с 2007 г. — Шотландское правительство ).
После образования в 1707 г. Соединённого Королевства , объединившего Англию , и Шотландию , шотландский парламент перестал заседать. С тех пор, идея восстановления собственного парламента стала не только традиционным и популярным лозунгом шотландцев, но и послужила основой национального движения, объединившего различные группы и политические партии Шотландии.
Во второй половине 60-х годов XX века, после открытия нефтяных месторождений в Северном море и первой победы кандидата от Шотландской национальной партии на выборах в Вестминстер, позиции сторонников создания в Шотландии собственного парламента укрепились. В 1969 г. была создана правительственная комиссия с целью изучить различные предложения по изменению структуры управления Шотландией и Уэльсом. После нескольких лет работы с перерывами, Комиссия пришла к выводу (отчёт Килбрандона), что наилучшим решением проблемы стали бы отдельные парламенты, включая отдельный парламент для Англии . В 1978 году была предпринята попытка реализации этих предложений. Парламентом Великобритании был принят закон о Шотландской Ассамблее, однако её создание было поставлено в зависимость от результатов референдума, который следовало провести после принятия закона. Референдум был проведён 1 марта 1979 г., в результате чего, закон о Шотландской ассамблее не набрал необходимого количества голосов (40 % всего населения, имеющего избирательного право) и был отменён.
С 1979 по 1997 гг. у власти в Великобритании находилась консервативная партия , в то время как в большинстве шотландских избирательных округов побеждали представители других партий. Это обстоятельство вызвало дальнейший рост поддержки проекта собственного шотландского парламента.
В 1989 году группа шотландских партий, социальные и общественные организации создали Шотландскую конституционную Kонвенцию, которая сохранила, а затем и развила идею деволюции , выработав и подготовив ряд документов, тексты которых легли в основу правительственных документов о Шотландском парламенте. Работа Конвенции заложила основы Белой книги об восстановлении шотландского парламента 1997 г. и последующего Билля о Шотландии. В Билле 1998 года говорилось о принципах деятельности и правах автономного правительства. Положения, рассматривавшиеся в данных документах, затем легли в основу Акта о Шотландии 1998 г., детально представляющего принципы организации и функционирования парламента Шотландии .
На прошедших в 1997 году выборах в парламент Великобритании победу одержала лейбористская партия . Одним из основных элементов предвыборной платформы лейбористов было создание в Шотландии своего парламента. На проведённом 11 сентября 1997 г. в Шотландии референдуме большинство граждан высказалось за создание парламента Шотландии с правом изменения налогов. Правительство лейбористов внесло проект Акта о Шотландии в парламент Великобритании. Проект был принят 17 ноября 1998 г. и одобрен королевой 19 ноября 1998 г.
В 2004 году в акт были внесены . После проведения в 2014 году референдума о независимости , по заключению т.н. правительственной «комиссии Смита», работавшей по межпартийным соглашениям о дальнейшей деволюции полномочий Шотландскому парламенту, был принят новый , значительно расширивший полномочия Парламента Шотландии в сфере налогообложения, социальной поддержки, выборов и государственных займов, а также закрепивший его постоянный статус в конституции Великобритании .
Акт о Шотландии 1998 года устанавливает для шотландского парламента смешанную избирательную систему: из 129 депутатов парламента 73 избираются в одномандатных округах по мажоритарной системе, а 56 — в многомандатных избирательных районах по пропорциональной системе.
Вся территория Шотландии поделена на 73 избирательных округа, от каждого из которых избирается по одному депутату. Округа группируются в 8 избирательных районов, в каждом из которых должно быть избрано по 7 депутатов. Границы избирательных районов совпадают с избирательными округами по выборам в Европейский парламент . Выборы в избирательных районах проходят по партийным спискам, по системе Хондта (которая также используется на выборах в Европарламент ).
Акт о Шотландии вводит в шотландском парламенте пост председателя (Presiding Officer) и описывает общую процедуру принятия законов, однако детальная разработка регламента парламента предоставляется ему самому.
Акт о Шотландии не содержит закрытого списка полномочий, делегированных парламенту Шотландии, а следует принципу «разрешено то, что не запрещено»: парламент Шотландии обладает полномочиями принимать законы, касающиеся любых сфер жизнедеятельности Шотландии, кроме тех, которые остаются исключительно в пределах полномочий парламента Великобритании . Сферы исключительной законодательной деятельности включают:
а также некоторые другие вопросы. Шотландский парламент имеет право менять ставку подоходного налога в пределах ±3 %. Принятые шотландским парламентом законы должны получить королевское одобрение. Акт устанавливает процедуру изменения объёма полномочий шотландского парламента по согласованию между обоими парламентами путём принятия решения Тайного совета .
Акт назначает конечным арбитром спорных вопросах о компетенции шотландского парламента юридический комитет Тайного совета (с 2015 года - Верховный Суд Великобритании ).
Как демократически избранный орган, парламент Шотландии во взаимоотношениях с Евросоюзом может сыграть определённую роль в трех основных направлениях:
По результатам Референдума о членстве Великобритании в ЕС , прошедшего 23 июня 2016 года , уже 28 июня 2016 года Парламент Шотландии большинством голосов наделил Первого министра Николу Стерджен полномочиями вести прямые переговоры с представителями ЕС по вопросу сохранения статуса Шотландии в ЕС и ЕЭС .
31 декабря 2021 года вступил в силу закон Шотландского парламента о закреплении (продолжении действия) законодательной базы ЕС в домашнем праве Шотландии .
Акт о Шотландии 1998 г. также предусматривает создание Шотландской администрации (Scottish Executive) и поста Первого министра . Членами администрации по должности являются генеральный прокурор Шотландии ( Лорд-адвокат , англ. Lord Advocate ) и его заместитель (генеральный стряпчий, англ. Solicitor General ). Остальные члены администрации называются шотландскими министрами. Состав Шотландской администрации определяется Первым министром с согласия шотландского парламента и утверждается монархом. Министры должны быть членами парламента. Таким образом, Шотландская администрация представляет собой элемент парламентской демократии. Министры администрации принимают на себя значительную часть полномочий министров правительства Великобритании в отношении Шотландии. Некоторая часть обязанностей должна исполняться совместно шотландскими и общегосударственными министрами. Оставшаяся часть полномочий относится, в основном, в исключительной компетенции Вестмонстера.
Переименование Шотландской администрации в 2007 году в « Шотландское правительство » ( англ. ) было неодобрительно воспринято в Лондоне. В соответствии с Актом 1998 года, официальным названием была установлена «Шотландская администрация», однако уже в новом Акте о Шотландии 2016 г., эта формулировка была заменена на «Правительство Шотландии».
"The Scottish Parliament and the Scottish Government are a permanent part of the United Kingdom’s constitutional arrangements." (Part 2A, 63А(1))
Акт о Шотландии 1998 г. не отнимает у парламента Великобритании права принимать законы в областях, доверенных парламенту Шотландии. Однако на практике правительство Великобритании руководствуется так называемым соглашением Сьюэла. Внося в общенациональный парламент законопроект, затрагивающий компетенцию парламента Шотландии, правительство официально запрашивает у Шотландской администрации одобрение последнего. В свою очередь, шотландский парламент стал применять «законодательную согласительную процедуру» ( англ. Legislative Consent Motions, LCM ), ранее называвшуюся «процедурой Сьюэла» ( англ. Sewel Motions ), которая позволяет членам парламента от Англии, Уэльса, Шотландии и Северной Ирландии голосовать по вопросам, находящимся в компетенции шотландского парламента. Процедура Сьюэла используется также и в том случае, когда Шотландская администрация считает, что какой-либо вопрос следует передать в общенациональный парламент Великобритании, и желает добиваться от шотландского парламента согласия на это. Соглашение было названо по имени лорда Сьюэла ( англ. Lord Sewel ), предложившего механизм решения западнолотианского вопроса 21 июля 1998 г., во время обсуждения Билля о Шотландии 1997—1998 гг. (Scotland Bill 1997-98).
Хотя ссылки на соглашение Сьюэла включены в меморандумы, подписанные правительством Великобритании и Шотландской администрацией, а также в официальные документы правительства Великобритании, это соглашение не является частью Акта о Шотландии, а представляет собой конституционную обычай , характерный для неписаной конституции Соединенного Королевства . После решения Верховного Суда Великобритании от 24 января 2017 года по вопросу компетенции Правительства Великобритании в инициировании статьи 50 о выходе из ЕС , суд особо подчеркнул, что "конституционные конвенции" (в особенности «традиция/процедура Сьюэла»), управляющие разноуровневыми внутреправительственными отношениями, остаются вне правового поля и, следовательно, не имеют юридической силы в вопросах о разграничении полномочий Парламента Великобритании и соответствующих законодательных органов стран Соединенного Королевства .
Также в Шотландии существует так называемый западнолотианский вопрос (The West Lothian Question), заключающийся в том, что в Вестминстерском парламенте министры, представляющие Шотландию, могут голосовать по вопросам, касающимся Англии, а министры, представляющие Англию, не могут голосовать по вопросам Шотландии .
Таким образом, становится возможной ситуация, когда британский парламент может принимать законы, которые будут действовать в Англии, но не в Шотландии, Уэльсе или Северной Ирландии.
Впервые этот вопрос поставил 14 ноября 1977 г. Тэм Диэль (Sir Thomas Dalyell Loch или Tam Dalyell), член парламента от партии лейбористов, избранный в Западном Лотиане — области на юго-востоке Шотландии. Во время обсуждения в британской палате общин перспектив деволюции в Шотландии и Уэльсе, он заявил: «Как долго уважаемые члены палаты от избирательных округов в Англии будут терпеть то, что, … по крайней мере, 119 уважаемых членов палаты из Шотландии, Уэльса и Северной Ирландии оказывая значительную, а, зачастую, вероятно, и решающую роль на политику Англии, сами не будут иметь права принимать решения по тем же вопросам, касающимся Шотландии, Уэльса и Северной Ирландии» .
Свою мысль Тэм Диэль проиллюстрировал абсурдностью ситуации, когда член парламента от Западного Лотиана сможет принимать законы, которые будут действовать в английском городе Блэкберн в графстве Ланкашир, но не будут касаться города Блэкберна, расположенного в его избирательном округе — Западном Лотиане.
Сам термин «западнолотианский вопрос» ввел в оборот член парламента от Ольстерской юнионистской партии Инок Пауэлл (John Enoch Powell), который прокомментировал речь Диэля следующим образом: «Мы, наконец-то, поняли, что уважаемый член палаты от Западного Лотиана имеет в виду. Давайте назовем это западнолотианским вопросом».