Interested Article - Прэахвихеа
- 2020-08-18
- 2
Всемирное наследие
ЮНЕСКО
, объект
№ 1224
• • |
Прэахвихеа (Пра Вихеар, Прасат Прэахвихеа, кхмер. ប្រាសាទព្រះវិហារ [ pra: sa: t preəh viʔhiə ]) — храмовый комплекс Кхмерской империи , посвящён богу Шиве , объект территориального спора между Камбоджей и Таиландом . Памятник Всемирного наследия ЮНЕСКО с 7 июля 2008 года. 6 февраля 2011 года храм был повреждён во время артиллерийского обстрела армией Таиланда , возникшего при пограничном столкновении Камбоджи и Таиланда .
История
Прэахвихеа начал строить Яшоварман I в 893 году, он возвёл храм Шивы Шикхарешвары («Бога Вершины»). Последующие короли Кхмерской Империи , в том числе Сурьяварман II и его духовный наставник и советник Дивакарапандита, восстановили старые и построили новые сооружения.
В 1904 Франция попросила короля Таиланда вернуть три оккупированные столетиями провинции Камбоджи, в том числе одну из тех провинций, в которой находится символ Камбоджи и величия Кхмерской империи — Ангкор-Ват .
В 1907 году провинции были возвращены Камбодже, входившей на тот момент в колониальные владения Франции — Французский Индокитай .
Во время Второй мировой войны Таиланд занял сторону фашистской Германии и милитаристской Японии. Правительство Японии пообещало королю Таиланда, что окажет всяческое содействие в территориальных спорах с Французским Индокитаем — это послужило началом Франко-тайской войны 1940-41 гг.
Однако, всё закончилось, практически не начавшись, — колониальное правительство Французского Индокитая, ради своего же спасения, принимает сторону режима Виши, и фактически становится союзником Японии и Таиланда.
9 ноября 1953 года Королевство Камбоджа получает независимость от Франции, и многовековой территориальный конфликт получает новый виток.
В 1954 году тайская армия оккупирует территорию храма, но по постановлению Международного Суда в 1959 году вынуждена отвести свои войска к границе 1907 года . В свою очередь, тайские власти отказались произвести демаркацию границы. Таиланд с решением суда не согласился.
В то время главным защитником памятников Камбоджи был Анри Маршаль , учёный с мировым именем. На его мнение в основном и опиралось решение Международного Суда.
В 1975 году « красные кхмеры » во главе с Пол Потом заняли Пномпень, выбив оттуда проамериканское правительство « Кхмерской Республики ». Защитники старого режима отступили к тайской границе, в т.ч. к Прэахвихеа. Когда красные кхмеры всё-таки взяли гору штурмом, сторонники Кхмерской Республики покинули храм и сдались властям Таиланда. Затем кхмеры выламывали фрагментами инкрустированные резьбой стены и продавали их в Таиланд, а уже из Таиланда они расходились по всему миру. [ источник не указан 3665 дней ]
Война 1978—79 гг. покончила с «красными кхмерами» в Пномпене, но не в районе Прэахвихеа — вьетнамцы взять храм не смогли, и его окрестности до середины 90-х гг. XX века контролировали партизаны «красных кхмеров».
В 1979 году правительство Криангсака Чамаманана депортирует из Таиланда тысячи кампучийских беженцев. На автобусах их привозят в Прэахвихеа, после чего насильно спускают с обрыва на кампучийской стороне. Число людей, погибших при этой «операции» (в т.ч. при переходе по минным полям), неизвестно.
7 июля 2008 г. храмовый комплекс Прэахвихеа был признан памятником Всемирного наследия ЮНЕСКО . Данное решение привело к росту напряжённости в регионе, что вызвало вооружённые столкновения между Таиландам и Камбоджей , оспаривающие свои права на Прэахвихеа.
После этого перестрелки между сторонами произошли и в следующем году . Лишь в 2010 году при этом не было погибших.
После столкновений в феврале 2011 года, когда комплекс подвергся частичному разрушению, премьер-министр Камбоджи попросил ООН ввести в зону конфликта . Очередное обострение ситуации началось в апреле 2011 года .
Географическое положение
По нынешнему разделению, к храму можно подойти со стороны границ двух стран, как Таиланда, так и Камбоджи, но если со стороны Таиланда можно просто подойти к нему, то со стороны Камбоджи придётся преодолевать гору высотой более 30 м. До 2003 года со стороны Камбоджи не имелось даже тропинки.
Архитектура
Храм имеет осевую планировку, по оси с севера на юг. Восходящая дорога длиной 788 метров проходит 5 гопур , соединённых друг с другом лестницами и аллеями для шествий (прообраз горы Меру). 1-ю лестницу длиной 76,8 метров некогда охраняли изваяния львов, составляют 162 ступеньке вырезанный в камне и ведущей к платформе шириной в 30 метров и обрамлённой нагами . 5-я гопура , крестообразное строение ведёт ко 2-й дороге, длиной 267 м, которая проходит между 2-я рядами из 65 колонн, в виде стилизованных бутонов лотосов, ведёт к лестнице, к 4-й гопуре . Ещё одна дорога, длиной 150 м, обрамлённая 35 колоннами ведёт к третьей, самой большой гопуре на территории комплекса. Её обрамляют два прямоугольных здания. Эти здания включают галереи и удлинённые залы, за что получили названия дворцов. Их фасады играют роль своего рода крыльев, создавая внушительный фасад протяжённость 99 м.
Решение Международного суда
Международный суд ООН в 1962 году в решении по вопросу между Камбоджей и Таиландом о храме Преах Вихеар применил принцип эстоппель , отклонив ссылку Таиланда на неправильность карты, устанавливающей границу между государствами в районе храма, на том основании, что на протяжении 15 лет Таиланд не заявлял об этом и, более того, пользовался выгодами, которые это ему давало .
См также
- Камбоджийско-тайский пограничный конфликт (2008)
- Камбоджийско-тайский пограничный конфликт (2009)
- Камбоджийско-тайский пограничный конфликт (2011)
Примечания
- С. С. Ожегов, Т. С. Проскурякова, Хоанг Дао Кинь. Архитектура Индокитая. М, «Стройиздат», 1988
- . Дата обращения: 6 февраля 2011. 30 декабря 2013 года.
- ↑ Владимир Цыбульский. . Lenta.ru (7 февраля 2011). Дата обращения: 11 февраля 2011. 19 марта 2012 года.
- [dic.academic.ru/dic.nsf/fin_enc/19574 Эстоппель] . Финансовый словарь. Дата обращения: 8 мая 2012. 20 сентября 2012 года.
- 2020-08-18
- 2