Русская освободительная армия
- 1 year ago
- 0
- 0
Литовская освободительная армия или Литовская армия свободы ( лит. Lietuvos Laisvės Armija , сокращённо ЛЛА или LLA ) — литовская подпольная националистическая организация, образованная 13 декабря 1941 года студентом Вильнюсского университета Казисом Веверскисом (псевдоним «Сенис»). Ставила своей целью восстановление независимости Литовской Республики военными и политическими целями. Не поддерживала политику Третьего рейха во многом, однако не оказывала никакого сопротивления вермахту и СС. Начала вооружённую борьбу против советских войск после взятия Минска в середине 1944 года. ЛЛА считается первой литовской националистической организацией, которая начала вести вооружённую борьбу против советской власти и попыталась стать ядром литовского антисоветского движения, однако к апрелю 1946 года силами НКГБ и МГБ Литовская освободительная армия была полностью разгромлена . Те её члены, которые остались в живых, ушли в другие литовские отряды «лесных братьев». Деятельность организации делится на три этапа: 1941–1943 гг. направлена против нацизма, 1943–1944 гг. переходной период, направленный на укрепление организации и с июля 1944 г. по апрель 1946 г. – антисоветский период .
LLA была основана зимой 1941 года, как военная организация для борьбы с нацизмом. С самого начала LLA отвергала мысль, что нацистская Германия поможет восстановить литовскую независимость. Ориентировалась на западных союзников, США и Великобританию, но не ждала освобождения со стороны этих стран, а сама планировала отвоевать свободу Литвы с оружием в руках. LLA учредил 29-летний студент-юрист Казис Веверскис - "Сянис". Также руководил вильнюсской корпорацией «Атейтининкай» — «Кястутис». В годы независимости Литвы К. Веверскис прошёл курс военной школы и был выпущен в запас в звании, соответствующем младшему сержанту или капралу (jaunesnisis puskarininkas).
Летом 1940 года К. Веверскис тайно пересёк реку Неман и бежал в Германию. В Берлине работал рабочим в типографии, но в политическую деятельность Литовского фронта активистов (Lietuvos Aktivistų Frontas, LAF), который был крупной патриотической военизированной организацией накануне нападения Германии на СССР, не втянулся. В августе 1941 г. тайно, пешком вернулся в Литву, где остановился у своего брата Пранаса в Каунасе. Тот и познакомил брата с программой LAF, на основе которой К. Веверскис создал программную основу для LLA. 13 декабря 1941 г. В Вильнюсе было организованно тайное учредительное собрание. Точные фамилии всех участников собрания неизвестны. Доподлинно известно, что в собрании участвовали сам Казис Веверскис-"Сянис", служащий вильнюсской криминальной полиции лейтенант запаса Лёнгинас Швалкус и студент-медик, лейтенант запаса, Домас Матутис. Позднее в организации активно участвовали Пранас Веверскис, лейтенант запаса П.Галюнас, Е.Яловецкас, А.Эйдимантас. В организацию вступали на основе личных контактов и прошлых знакомств. Каждый новый член к организации привлекал, как минимум, двух надежных, хорошо знакомых человек. LLA дистанцировалась от многих литовских националистических политических организаций , считая, что создание многочисленных организаций только расколет националистическое движение. Считалась военизированной организацией с жёсткой дисциплиной , заявляла о недоверии к СССР и Германии и о готовности бороться только за интересы литовского народа. LLA не подчинялась Верховному комитету освобождения Литвы и не сотрудничала с Литовским местным отрядом . Членам ЛЛА запрещалось покидать территорию Литвы и отступать вместе с немецкими войсками . Казис Веверскис был лидером Литовской Освободительной Армии, лично составляя все директивы и подписывая приказы , издавал газету «Каринес ир политинес жинёс» ( лит. Karinės ir politinės žinios , Военные и политические новости ) для военных и газету «Каржигис» ( лит. Karžygys , Герой ) для гражданских . Его заместителем был Адольфас Эйдимитас, известный под прозвищами «Жибартас» и «Вигантас».
К. Веверскис вербовал в LLA бывших
литовских полицаев
из
шуцманшафта
и военных Литовской армии, служивших до 1940 года: так, ему подчинялись 12 полковников литовской армии, которые командовали округами. Существовало 4 зоны действия ЛЛА:
Вильнюс
,
Каунас
,
Шяуляй
и
Паневежис
, каждая зона делилась на округа, соответствовавшие округам административно-территориального деления Литовской Республики межвоенных лет
. Штаб округа включал в себя оперативный, разведывательный, организационный отделы и отдел кадров. LLA пыталась подготовить отряды для того, чтобы вытеснить польскую
Армию Крайову
из-под Вильнюса, однако эти планы не были реализованы
. Структура LLA создавалась на иерархической, территориальной и функциональной основах. Создавались центральные руководства округов и областей, работа проводилась в организационном, разведывательном и хозяйственном секторах. С весны 1943 года до июля 1944 года организация действовала по единому структурному плану:
Мощь организации усиливалась за счет прироста численности её членов из конкретных социальных групп, так как LLA не имела политических требований к участникам. Организация фокусировала внимание на мужчинах, которые способны участвовать в вооружённых боевых действиях. Женщины в организацию не принимались. Особое внимание уделялось офицерам и унтер-офицерам. Часть членов частично или полностью жила в подполье и содержалась за счет организации. Работали в разных сферах. Мобильность гарантировалась за счет членов работающих в сферах связи, железных дорог, на почте. Члены, работающие в полиции, системе охраны и батальонах самообороны выполняли разведывательную работу. Рабочие обеспечивали материальное снабжение. Финансовые средства поступали из членских взносов (каждый платил по 10 марок в год) и единичных пожертвований. Именно они и составляли большую часть доходов и использовались при покупке оружия, для оплаты печати изданий и на нужды штаба.
LLA состояла из округов Вильнюса, Каунаса, Шауляй и Паневежиса. Вильнюсским округом руководил К. Веверскис-Сянис, Каунасским — полковник Йонас Лёнартас (позднее — майор Б. Свилас), Паневежсским — капитан В. Сакалас-Сакалаускас, Шауляйским — капитан Адолфам Эйдимтас. Позже основанным Тельшайским округом руководил полковник Иполитас Жулис. В ноябре 1943 года в вильнюсской академии наук было созвано первое совещание командиров округов, в котором приняли участие К. Веверскис-Сянис, А.Анрюшайтис, Йонас Лёнартас, А.Каралюс-Варянис, Гуденас, А.Кубилюс и другие. В 1943 году Вильнюсский округ насчитывал около 2000 членов, в округах Шауляй, Каунас и Паневежис ещё по 1500. Общая численность организации могла составлять около 7000-8000 человек. Руководство LLA прилагало много усилий для поддержания контактов с Западом. По сопротивленческим каналам руководство LLA высылало Антанасу Валюкенасу в Берлин инструкции и печатные издания организации. С помощью Казиса Жеромскиса, уехавшего в Вену, предпринимались попытки связаться с австрийскими, французскими, польскими, чехословацкими, и белорусскими подпольными организациями .
1 июля 1944 года LLA объявила военное положение и приказала всем своим членам вступить в отряды, штабы которых находились в лесах . Командиром отряда назначался старший по званию офицер. LLA начала партизанские действия. Пользуясь опытом Июньского восстания , LLA стала готовить вооружённое выступление, которое должно было завершиться, по плану, провозглашением независимой Литвы . 20 июля 1944 г. все отделы были заменены двумя секторами в каждом штабе: оперативным «Ванагай» ( лит. Vanagai / VS , Ястребы ) и организационным (OS). Начальником штаба «Ванагай» был назначен капитан Альбинас «Варенис» Каралюс , отвечавший за вооружённое сопротивление, позднее его сменил А.Кубилюс. Организационный сектор отвечал за поставку продовольствия, информации и транспорта бойцам оперативного сектора . Штаб LLA находился в лесу Плокштине недалеко от озера Плателяй в Самогитии , где находился их учебный лагерь . В августе 1944 г. Казис Верверскис, генерал Мотеюс Печулёнис и инженер Бронюс Снарскис организовали политическую организацию - Комитет обороны Литвы ( лит. Lietuvos gynimo komitetas ) с целью попытки объединения всех антисоветских литовских вооружённых отрядов и признания лидерства LLA в этом движении . Подразделения LLA стали основой для антисоветских партизанских соединений.
Многие члены LLA ушли в Германию, вопреки запрещавшему это приказу, и стали перемещёнными лицами , однако другие примкнули к «лесным братьям». Согласно показаниям Эйдимтаса на допросе в НКГБ, к середине 1944 года численность LLA возросла до 10 тысяч человек , что историки считают сомнительным . Вооружение и боеприпасы литовцам достались от отступивших немцев , а в августе—сентябре 1944 года LLA отправила около 100 бойцов в немецкие разведшколы, где те прошли диверсионные курсы и стали парашютистами . Несмотря на все усилия, LLA не оказала никакого влияния на ход войны: к 26 января 1945 года, согласно рассекреченным архивам НКГБ и МГБ, было уничтожено порядка 659 членов LLA и арестовано 753 человека . Летом 1944 г. М. Печюлюнис, давший членскую присягу, подписал директиву, в которой вооруженным силам LLA было приказано дисциплинированно отходить вместе с фронтом, в случае, если Красную Армию не удастся остановить – спрятать оружие и, перейдя в подполье, остаться в Литве. Готовясь ко второй советской оккупации были подготовлены планы действий: 1) посредством оружия удержать часть литовской территории, объявив её независимой; 2) вступить в переговоры (при помощи западных посредников) об отступлении армии из Литвы. В случае, если эти планы нарушатся, уйти в подполье, издавать печать и, наладив радиосвязь, ожидать Мирной конференции 1944 08–09. При согласии нацистской власти, LLA отослала в германские разведшколы около 100 бойцов, которые после войны десантировались в Литву и присоединились к антисоветской партизанской деятельности. Этот факт оценивается неоднозначно, на его основе руководство LLA обвиняли в сотрудничестве с нацистами.
Представители Литовской освободительной армии совершали ночные рейды в Гродненскую , Молодечненскую и Полоцкую области Белоруссии, но успеха не добились — по словам доктора исторических наук Геннадия Костырченко местное белорусское население относилось к ним с ненавистью и помогало властям в их обезвреживании .
К. Веверскис погиб при перевозке документов LLA в Каунас, попав в засаду неподалёку от Каунаса, близ старого моста у Раудондвариса, 28 декабря 1944 года. Труп был найден в придорожной канаве. Его загадочная смерть, фронт, прошедший сквозь Литву, привнесли растерянность во все части сопротивления. Необходимо было создать новые каналы связи. Командование и организацию приняли на себя несколько центров, сохранивших традиции LLA. Заместитель К. Веверскаса А.Эйдинтас принял командование боевыми структурами LLA, поддерживал бывшие связи и завязал новые с Комитетом по освобождению Литвы . Упомянутый комитет действовал в Каунасе и претендовал на роль руководства политической борьбой. В апреле 1945 года были задержаны руководители LLA и комитета – А.Эйдимтас, А.Кубилюс, Л.Дабраускас, Миндаугас Блознелис и другие. Генерал М. Печулёнис, оставшийся без поддержки и связей, около полугода скрывался на малой родине К. Веверскиса в Кальвяй, позже – в Шакяйском округе, неподалёку от Лекячай . Там в 1945 году формально был восстановлен генеральный штаб LLA. В восстановительном совете участвовали М. Печулёнис, члены АСЛ Стасис Старкус-Старкявичус, Альгимантас Рузгис и брат К. Веверскиса Александр. Сформировать штаб не удалось из-за наступивших арестов. Организационная структура Армии Свободы Литвы легла в основу Движения борьбы за свободу Литвы, по всей Литве распространялся устав LLA, и на его основе создавались антисоветские документы партизан .
Литовская освободительная армия упоминается в романе Владимира Богомолова « В августе сорок четвёртого » под названием ЛЛА как организация, выполнявшая указания германской разведки. В части 1 романа приводится цитата:
На освобожденной территории Литовской ССР действуют скрывающиеся в лесах и населенных пунктах вооруженные националистические бандгруппы так называемой «ЛЛА», именующие себя «литовскими партизанами».
Основу этих подпольных формирований составляют «белоповязочники» и другие активные немецкие пособники, офицеры и младшие командиры бывшей литовской армии, помещичье-кулацкий и прочий вражеский элемент. Координируются действия указанных отрядов «Комитетом литовского национального фронта», созданным по инициативе германского командования и его разведывательных органов.
Согласно показаниям арестованных участников «ЛЛА», кроме осуществления жестокого террора в отношении советских военнослужащих и представителей местной власти, литовское подполье имеет задание вести оперативную разведку в тылах и на коммуникациях Красной Армии и незамедлительно передавать добытые сведения, для чего многие бандгруппы снабжены коротковолновыми радиостанциями, шифрами и немецкими дешифровальными блокнотами.