Реформация в Германии
- 1 year ago
- 0
- 0
Реформация в Швейцарии (от лат. reformatio — исправление, восстановление) — массовое религиозное и общественно-политическое движение в Швейцарии в XVI веке .
Реформация в Южной и Западной Европе развивалась иначе, чем в Центральной, Северной и Восточной. Если в этих регионах поддержка реформаторов обеспечивалась земельными правителями, то в Швейцарии , конфедерации независимых территорий, города сами выбирали то вероисповедание, которое считали верным. Начало же этому было положено в Цюрихе , где в 1518 году священником кафедрального собора был избран известный проповедник Ульрих Цвингли . Уже хорошо изучивший Библию, он в своих проповедях начал учить народ тому, что спасение достигается не соблюдением религиозной обрядности, а верой в искупительную жертву Иисуса Христа. Необходимо заметить, что Рим первоначально достаточно безразлично отнёсся к новому реформатору — назревала война с Францией, а из всех швейцарских кантонов только Цюрих поддержал Папу, предоставив в его распоряжение свои войска. Даже изгнание Цвингли торговца индульгенциями монаха Самсона удостоилась не осуждения, а похвалы представителя местного епископа.
Так продолжалось до 1522 года, когда Цвингли сам пошёл на обострение ситуации. Сперва в марте 1522 года он с кафедры высказался об отсутствии необходимости соблюдения церковного поста (и соответственно, уплаты церковного штрафа за его несоблюдение), а в июле того же года написал два открытых письма — епископу Констанцскому и членам Швейцарского Союза о вреде целибата и разрешении духовенству вступать в брак. Это был уже вызов. Однако и этот вызов не вызвал ожидаемых мер со стороны римского священноначалия — напротив, папский легат передал Цвингли письмо, в котором ему сулились огромные блага, если бы он стал поддерживать интересы Рима. Однако Цвингли проигнорировал эти предложения.
В это время цюрихский городской совет назначил проведение диспута, на котором Цвингли на основании Библии должен был доказать истинность своего учения. На диспут были приглашены архиепископ и представители всех кантонов, однако приехали только представители Шаффхаузена . Архиепископ прислал своего викария Фабера , которому была дана установка выслушать Цвингли, но в прения не вступать. В свою очередь реформатор основательно подготовился к диспуту, написав — программу как церковной, так и государственной реформы, которую он собирался на этом диспуте защитить. Диспут начался 29 января 1523 года . Фабер как мог увиливал от полемики, однако Цвингли ухватился за его неосторожное высказывание о необходимости заступничества святых и потребовал обосновать этот тезис на основании Библии. Несостоятельность аргументов Фабера была очевидна даже сторонним наблюдателям. На следующий день Фабер заявил, что прочитал тезисы и готов отстаивать позицию Церкви, однако в этот день его поражение было сокрушительным. По итогам диспута Цюрих впредь отказался признавать власть Констанцского архиепископа и приступил к широким церковным реформам.
Был отменён целибат и разрешён брак священников (сам Цвингли женился 2 апреля 1524 года ). 28 октября 1523 года состоялся второй диспут, на котором обсуждались вопросы: согласуется ли с Библией почитание икон и следует ли считать мессу жертвой. На оба вопроса был дан отрицательный ответ, однако городской совет отложил окончательно решение вопроса до весны 1524 года, и 15 мая 1524 года издал указ об отмене мессы и уничтожении икон. В итоге из церквей были удалены все изображения, сломаны органы, мощи святых захоронены. С 1525 года в Цюрихе начало практиковаться причащение прихожан «под двумя видами», то есть вином и хлебом.
Помимо прочего, Цвингли приступил к переустройству церковной организации — если раньше вся власть принадлежала епископам, то Цвингли усилил демократические тенденции в организации церкви, поставив во главе приход — ( конгрегацию ), который сам избирал себе проповедника. Приходы составляли Синод (Собор). В дальнейшем такая форма церковной организации получила название конгрегационализм , и в настоящее время весьма популярна среди различных протестантских деноминаций. Для подготовки кадров новой церкви в Цюрихе при активном участии Цвингли был открыт теологический колледж Каролинум (Collegium Carolinum (Zürich)). Помимо этого были реорганизованы имеющиеся церковные школы и открыто много новых.
Однако даже столь решительные меры со стороны Цвингли имели критиков, требовавших более радикальных преобразований. Как и в других местах Европы, такая борьба проходила под знаменем анабаптизма , который в Цюрихе возглавили и Феликс Манц . Участники движения готовились начать восстание — как в соседней Германии, однако энергичные меры властей позволили его предотвратить. В 1527 вожди анабаптистов во главе с Феликсом Манцем были утоплены.
Примеру Цюриха последовали Берн , Базель , Шаффхаузен , Санкт-Галлен и Гларус , где постепенно к власти пришли сторонники Реформации, однако часть так называемых лесных кантонов ( Швиц , Ури , Унтервальден и Цуг ) и города Люцерн и Фрибур остались верны католицизму. В конфедерации назревал раскол. В 1528 году католики предложили устроить диспут, от которого до сих пор всячески уклонялись. Подозревая ловушку, Цвингли не принимал в нём участия, послав туда Эколампадия из Базеля и из Берна. Со стороны католиков на нём выступили Экк и Фабер. Однако уже до окончания диспута католики объявили себя победителями, а Цвингли торжественно предан церковному проклятию, и всякие изменения в церковных обычаях запрещены.
В 1529 году между кантонами возник . Поводом его был арест в Швице цюрихского священника Якоба Кайзера, который был сожжён несмотря на протесты Цюриха. В ответ Цюрих и Берн выдвинули свои силы к Каппелю. Однако при посредничестве других кантонов между противоборствующими сторонами был заключён мир, по условиям которого протестантские кантоны являлись победившей стороной и получали значительную денежную компенсацию. Так называемая первая Каппельская война закончилась, так и не начавшись.
Однако стороны продолжали активно готовиться к новой войне. Тогда как католические кантоны заручились поддержкой эрцгерцога Австрии Фердинанда , Цвингли искал поддержки у протестантских князей Германии. Для этого он обратился к Филиппу Гессенскому . Тот предложил Цвингли встретиться с Лютером, что произошло в городе Марбург . Однако итоги диспута оказались далеко не теми, что ожидал Цвингли — Лютер отказался признать в нём единоверца, в результате чего швейцарцы не получили помощи из Германии.
В 1531 году назрела новая конфронтация между «христианским союзом городов» и лесными кантонами. Однако Берн отказался от решительных действий, выступая за блокаду католических кантонов. Да и в самом Цюрихе желающих участвовать в военных действиях было не так уж и много. В результате цюрихское войско оказалось намного меньше, чем ожидалось. У католиков войско было примерно в 4 раза больше. В результате 11 октября 1531 года цюрихский отряд был разгромлен превосходящими силами противника, при этом на поле осталось около 80 католиков и 500 цюрихцев, среди которых был и сам Цвингли. На следующий день его тело опознали, тут же был организован суд, по итогам которого труп Цвингли был сперва четвертован, затем сожжён, а пепел смешан с пеплом свиньи и рассеян по ветру.
20 ноября 1531 года был заключён второй мирный договор, в результате которого реформаты потеряли все плоды своей первой победы. Католицизм был насильственно водворён в некоторых спорных территориях. О проведении Реформации в других кантонах не могло быть и речи.
Однако в имперских городах духовными авторитетами оставались сподвижники и ученики Цвингли: в Цюрихе — Генрих Буллингер и , в Базеле — Миконий (Эколампадий вскорости скончался), в Берне — , в Шаффхаузене — и , в Санкт-Галлене — Иоахим Вадиан и Иоганн Кесслер и в Граубюндене — . Однако лидера, который мог бы возглавить «христианский союз городов», среди них не было.
Швейцария всё же осталась одним из главных оплотов Реформации, однако центр движения сместился из Немецкой Швейцарии во Французскую — из Цюриха в Женеву . Первоначально это движение возглавил Гийом Фарель , который ещё в начале 20-х годов был вынужден из-за своих взглядов эмигрировать из Франции. Здесь он активно занимался реформаторской деятельностью, помогал Цвингли, Эколампадию, Буцеру, принимал участие в налаживании контактов с вальденсами . В 1532 году Фарель проповедовал в Женеве. Своей проповедью он привлёк множество сторонников, однако вызвал своими речами недовольство руководства города и был изгнан. Однако при помощи властей Берна, который оказывал Женеве военную помощь, ему удалось вернуться в город. В 1536 году городской совет Женевы принял решение об установлении в городе реформированного богослужения. Однако Фарель чувствовал, что ему не хватает способностей встать во главе движения.
Летом того же 1536 года через Женеву по дороге в Германию проезжал Жан Кальвин . Уже знакомый с его «Institutio religionis christianae», Фарель сразу оценил его и как организатора и упросил его остаться в Женеве и заняться устройством церкви. Кальвин согласился и вместе с Фарелем предложил городскому совету свой проект — так называемые Articles de 1537. Вслед за тем были составлены катехизис и исповедание. Хотя Фарель и высказывал в исповедании свой умеренный взгляд на отлучение, но в общем он подчинился ригористическим стремлениям Кальвина и его учению о независимости церкви от государства. Применение программы Кальвина вызвало в Женеве оппозицию, и после победы партии «либертинов» на выборах 1538 г. дело дошло до изгнания обоих реформаторов. В 1540 году приверженцы Кальвина и Фареля, гиллермены (Guillermins, от имени Фареля, Guillaume), призвали Кальвина обратно. После долгой борьбы в 1542 году реформаторам удалось настоять на организации церкви в духе Кальвина. Были определены четыре класса служителей в Церкви: пасторы (в их задачу входила проповедь и поддержание дисциплины), учителя (обучение основам вероучения), диаконы (благотворительная работа), а над всеми ними находилась Консистория из пресвитеров, которая должна была надзирать за богословием и моральными устоями общества и при необходимости прибегать даже к отлучению от Церкви.
Для большей эффективности Кальвин предлагал использовать государственный аппарат, чтобы приводить в исполнение более суровые наказания. Надо заметить, что наказания оказались чересчур жестокими — так в 1546 году 58 человек было казнено и 76 сослано. В 1553 году власти города Женевы вследствие решения Консистории сожгли известного учёного и проповедника Мигеля Сервета , который проповедовал антитринитарное учение.
В результате напряженного труда Кальвина, Фареля и их единомышленников Женева в итоге стала новым центром Реформации. В 1549 году Кальвином и Буллингером было подписано цюрихское соглашение, в результате которого произошло объединение кальвинистов и последователей Цвингли. В 1559 году была создана Женевская академия, занявшаяся подготовкой кадров для новой конфессии. Из Женевы учение реформатов распространилось в многие страны Европы: Францию, Шотландию, Венгрию, Польшу, Нидерланды и даже Германию. В настоящее время реформаты являются одной из крупнейших протестантских деноминаций. Сам Кальвин умер в 1564 году , а его преемником стал Теодор Беза , ректор Академии.