Кинселла, Марк
- 1 year ago
- 0
- 0
Хартофила́кс ( греч. ό χαρτοφύλαξ , от χάρτης — « хартия, бумага » и φύλαξ — « страж, хранитель ») — название одной из церковных должностей в средневековой Византии , а также в православных церквах греческой традиции .
Первоначально, как показывает само название хартофилакс , он заведовал хранением церковных книг и документов, подобно хартофилаксу государственному. Позднее, со второй половины VII века , к этому присоединилось много других и более важных обязанностей. Списки эту должность ставили на четвёртое место в первой (пятерице) — после эконома , сакеллария и скевофилакса . Однако по степени значения и влияния, какими пользовались лица, носившие эту должность, она должна быть названа важнейшей и влиятельнейшей из всех должностей.
Хартофилакс был не только архивариусом при епископе , но и секретарём или канцлером, представителем и защитником прав епископа, его постоянным уполномоченным и как бы наместником. Так что не без основания Вальсамон называет его «рукою и устами епископа».
Последней, но, как показывает название должности, древнейшей обязанностью хартофилакса было наблюдение за церковным архивом . Кроме того, на хартофилаксе лежала обязанность вести хронику замечательнейших церковных событий. Наконец, хартофилакс обязан был хранить в особом помещении церковные вещи, не употреблявшиеся при богослужении, но замечательные по своему историческому или археологическому значению.
В качестве канцлера или секретаря при епископе хартофилакс был блюстителем и защитником прав епископа. Он редактировал все грамоты и указы епископа, утверждал их приложением епископской печати, датировал их и прикладывал свою руку. Как представитель закона и канонического права хартофилакс наблюдал, чтобы в епископских распоряжениях и указах не было ничего противного каноническим правам и гражданским законам. Поэтому в епископском совете или суде он делал свод церковных и гражданских постановлений по известным делам, соглашал эти постановления, направлял к известному решению, читал все относящиеся к делу постановления и документы и решал канонические недоразумения. Подобным же образом и на соборах , в спорных вопросах, особенно касающихся прав известной митрополии или епископства — на хартофилаксе лежала обязанность разъяснить дело и представить канонические данные к тому или другому решению вопроса. Хартофилакс также сносился с гражданским правительством, испрашивая его согласия на введение церковных постановлений или ходатайствуя об отмене законов и привилегий, служащих в ущерб Церкви.
Хартофилакс был постоянным уполномоченным епископа. По свидетельству Вальсамона, один хартофилакс, по самому своему званию, имел право учить и оглашать в церкви, не испрашивая на то особого разрешения епископа. Но полномочие хартофилакса особенно выражалось в церковном суде и церковном управлении. Будучи постоянным членом епископского суда, хартофилакс, если в этом суде председательствовал сам епископ, докладывал дела, подлежащие обсуждению, задавал вопросы членам суда и подсудимым и редактировал решения. В отсутствие же епископа, хартофилакс председательствовал в суде в качестве викария или наместника епископа. От лица епископа, самостоятельно, даже иногда независимо от мнения других членов, определял решения по всем делам, входившим в дикастерию епископа (преимущественно дела следственные и тяжебные белого и чёрного духовенства). В качестве судьи по делам духовенства он вообще наблюдал за поведением духовенства, виновным определял наказания. В патриарших же церквах судил и епископов и определял им канонические наказания.
Если хартофилакс был
пресвитером
, то ему не только предоставлялось право принимать
исповедь
и разрешать кающихся, но он имел право уполномочивать на это, посредством особой грамоты, и других священников. Наконец, постоянное полномочие хартофилакса распространяется и на епископское право разрешения или запрещения брака. Впрочем, это последнее право не принадлежало хартофилаксу:
Не менее важными правами пользовался хартофилакс при хиротониях : он производил желающим принять духовный сан испытания, собирал разные справки о них. При избрании епископов хартофилакс рассылал приглашения к подлежащим епископам, собирал голоса при избрании, но сам лично не участвовал в выборе, хотя и мог, частным образом, представлять патриарху свои замечания и соображения относительно того или другого кандидата. При хиротонии епископа хартофилакс подводил хиротонисуемого к первенствующему при рукоположении архиерею — патриарху или митрополиту, и вручал ему хартию, в которой, с объявлением об избрании, заключалась и молитва рукоположения, читавшаяся затем первенствующим. При архиерейском служении хартофилакс призывал сослужащих иереев к принятию св. тайн обычным возгласом: «Иереи, приступите».
По большей части хартофилаксы имели степень диакона , но на свою должность рукополагались торжественным образом. При посвящении патриарх надевал на руку хартофилакса кольцо, полагал на его грудь особенного рода хартию и вручал ключи царствия небесного . Как на особое преимущество хартофилакс, в списках указывается на то, что он, во время шествия патриарха в неделю ваий на коне, покрытом белым покрывалом, вёл этого коня под уздцы. При отправлении своей должности хартофилакс носил на голове шитую золотом шапку, которую Вальсамон называет тиарой . Хартофилакс читал евангелие в великий пяток.
Важные права и преимущества, усвоенные должности хартофилакса, по воле патриархов, часто уменьшались или увеличивались. Некоторые из этих преимуществ позднее утверждены были законом; например, право хартофилакса сидеть выше епископов и митрополитов, хотя бы они были даже ипертимы и протосинкеллы , утверждено уже указом императора Алексея Комнина . Но около времён Вальсамона ( XII век ) эта важная должность упала до такой степени, что оспаривал у хартофилакса и преимущество места при заседании в Синоде, и некоторые из его прав и обязанностей, например, право судить священников и других клириков в их тяжбах. Право носить золотой венец было отнято ещё до времен Вальсамона и в его время было почти забыто.
После падения Константинополя должность хартофилакса в Константинопольском Патриархате занимает светское лицо, в обязанности которого входит наблюдение за патриаршим архивом и библиотекой.