Кукель
- 1 year ago
- 0
- 0
Бронисла́в Казими́рович Ку́кель ( 1832 — 1914 ) — выпускник Главного инженерного училища и Военно-инженерной академии ( 1853 ), чиновник особых поручений в штабе Муравьёва ( 1857 — 1862 ), управляющий акцизными сборами Курской губернии ( 1862 — 1884 ), управляющий акцизными сборами Тульской , Костромской и Ярославской губерний ( 1884 — 1901 ), действительный статский советник ( 1887 ), тайный советник ( 1913 ), советник Министра финансов ( 1901 — 1914 ). Происходил из виленских дворян герба «Лелива» .
В 1843 поступил по переводу в 3 класс . В 1853 году закончил Военно-инженерную академию ( Петербург ). В том же году познакомился с генерал-губернатором Восточной Сибири Николаем Николаевичем Муравьёвым (впоследствии графом Амурским) и получил от него приглашение ехать на службу в Сибирь , где под началом Муравьёва чиновником особых поручений служил старший брат Кукеля Болеслав Казимирович Кукель . Тем не менее, сразу по окончании академии отправиться в Сибирь не получилось. Бронислав Казимирович был назначен в Динабургскую крепость , где участвовал в инженерных работах. С началом крымской войны был экстренно командирован в Ригу для участия в спешных и усиленных работах по укреплению города и устройству приморских батарей. Ему были поручены работы в городе, по берегу реки Двины: нужно было ремонтировать старые полуразрушившиеся крепостные верки, устроить временные казематы, возвести бастион, очистить берег от частных торговых построек, вырыть вдоль береговых верков крепостной ров и пр. По окончании крымской кампании Бронислав Казимирович оставил инженерную службу и в январе 1857 года выехал в Сибирь. В конце февраля прибыл в Иркутск и явился к Муравьеву. Был назначен в штаб чиновником особых поручений, с зачислением в конное Забайкальское казачье войско . В мае был командирован на Амур , где тогда находился и начальник края.
15 июня 1857, на рассвете, Бронислав Казимирович прибыл к стоянке генерал-губернатора Н. Н. Муравьева, расположенной в семи верстах от нынешнего города Благовещенска . В тот же день был послан Муравьевым в Благовещенск для осмотра строящихся первых 20 бараков для войск и для установки артиллерийских орудий на берегу Амура. 16 июня 1857 был командирован в станицу Иннокентиевскую, в 17-ти верстах ниже впадения реки Буреи в Амур, для заведования работами по постройке бараков: разбив план будущих станичных построек в одну линию, приступил к устройству 25 домов. Пробыв на работах две недели, получил приказ Муравьёва возвратиться в Иркутск, куда прибыл в начале сентября.
В Иркутске гостил у своего старшего брата, Болеслава Казимировича Кукеля , но уже через две недели должен был ехать в забайкальские степи, имея поручение исследовать причины уменьшающейся с каждым годом добычи соли в и устроить приспособления к более выгодному извлечению из него соли, а также разыскать в Агинской степи соляное озеро, скрываемое бурятами .
В выполнении второго поручения Брониславу Казимировичу помог Сультим Бадмаев, настоятель одного из забайкальских дацанов . После осмотра и измерения соляного озера Кукель отправился дальше, на , расположенное в , вблизи пограничной с Китаем казачьей станицы . Поручение было выполнено: предложенное Кукелем приспособление увеличило добычу соли в 4 раза (200,000 пудов , против 50 тысяч предыдущего года). Окончив командировку заготовкой материалов для постройки магазинов, в начале ноября Бронислав Казимирович возвратился в Иркутск.
По возвращении Муравьёва из Петербурга был назначен состоять дежурным штаб-офицером при атамане Михаиле Семёновиче Корсакове , под начальством которого снаряжалась экспедиция на Амур . В конце февраля 1858 года выехал в Читу , где до конца марта занимался письменной работой. После был командирован вместе с есаулом Пузино в казачьи станицы для выбора переселенцев на Амур . Объехав все 12 батальонов пешего Забайкальского войска , через две недели возвратился в Читу , откуда вскоре вместе с атаманом Корсаковым отбыл в Бянкино , а затем в Сретенск , из которого экспедиция должна была отплыть на Амур. Немного спустя, в Сретенск прибыл и Муравьёв.
6 мая 1858 вместе с Корсаковым Бронислав Казимирович выехал в Благовещенск , по пути они должны были осмотреть основанные в прошлом году первые казачьи станицы . В Благовещенск прибыли лишь 18 мая, на второй день по заключении Айгунского договора .
Вскоре Бронислав Казимирович был командирован на , вблизи бывшего маньчжурского военного поста, для основания станицы , получившей название Корсаковской, а по исполнении этого поручения — в станицу Низменную для основания большого селения. Осмотрев окрестности Низменной, было принято решение искать другое место для селения, так как эта местность была совершенно непригодна: во время половодья она затоплялась водой. В поисках нового места Кукелю помогала группа казаков во главе с начальником станицы Низменная сотником Перфильевым. Результатом поиска стала прекрасная местность, немного удалённая от берега реки, но зато представляющая все удобства для хозяйства и расположенная на возвышенности, посреди красивой рощи из чёрной берёзы. Казаки просили Кукеля перевести сюда если не всю, то хотя бы часть станицы Низменной, и он, имея полномочие распоряжаться в этом вопросе по своему усмотрению, исполнил их просьбу. Теперь это — одно из лучших селений на Амуре , оно названо Муравьевым станицей Константиновской, в честь великого князя Константина Николаевича , постоянного покровителя деятельности Муравьева . Избрав место для церкви и разбив площадь на участки под постройки домов, Кукель возвратился в Благовещенск , откуда вскоре вместе с атаманом Корсаковым отправился для осмотра новых поселений и для встречи начальника края, возвращающегося из Николаевска . Закончив ряд служебных дел в станице Иннокентиевская Бронислав Казимирович отправился обратно в Иркутск . Прибыл он туда во второй половине сентября.
После месячного отдыха в кругу родных Кукелю была дана командировка в , где он должен был выбрать тысячу казачьих семейств для переселения на реку Уссури . Почти три месяца провёл он в переездах с одного сборного пункта в другой, выбирал людей, списывал наличные запасы хлеба и скота и вычислял, что потребуется для обеспечения переселенцев продовольствием на первые два года. Завершив набор людей и заготовив нужный материал для предстоящего сплава, Бронислав Казимирович в конце декабря отправился обратно в Иркутск . Пароходное сообщение через Байкал было прекращено, зимний путь по льду еще не установился, и ему поневоле пришлось объезжать Байкал верхом по горным тропинкам. По дороге Кукель заехал в Кяхту , где смог побывать у своих знакомых, а также посетить китайский город : здесь он был принят с большим радушием китайскими купцами и имел случай познакомиться с китайской кухней . 23 декабря Бронислав Казимирович выехал верхом в Иркутск . Стояли сильные морозы до 40°, дорога была очень тяжёлая, вследствие чего в Иркутс] он прибыл лишь 27 декабря. Здесь он узнал, что Муравьёв за Айгунский договор получил титул графа Амурского с производством в полные генералы и пожизненной пенсией в 15 тысяч рублей. Кукель также был удостоен награды: он получил Орден св. Анны 3-й степени. Граф Муравьёв-Амурский остался очень доволен результатами поездки в Нерчинский край и, не колеблясь, согласился на усиление пособий переселенцам. Разрешив Брониславу Казимировичу пробыть для отдыха два месяца в Иркутске, граф приказал ему довести навербованных переселенцев до Хабаровки , а затем заняться постройкой на Амуре семи церквей, планы и сметы которых Кукель должен был изготовить до своего отъезда из Иркутска. Строительный материал для этих церквей решено было сплавить по реке, самую же работу производить солдатами линейных батальонов , которые, занимаясь постройкой барок и лодок для сплава, достаточно были знакомы с плотничеством. Для технического надзора было предоставлено выбрать несколько десятков мастеров из ссыльнокаторжных.
27 февраля 1859 года Бронислав Казимирович выехал за Байкал . Приехав в Читу , обратился к исправлявшему, за отсутствием атамана Корсакова , должность начальника Забайкальского казачьего войска — полковнику Соколовскому, с просьбой откомандировать в своё распоряжение нескольких офицеров в помощь при снаряжении сплава — тот, в свою очередь, удовлетворить просьбу отказался, ссылаясь на то, что не имеет таких полномочий, — нужно было ждать Корсакова. Из Петербурга атаман должен был возвратиться лишь в апреле, а потому Кукелю пришлось снаряжать экспедицию одному. Март и апрель провёл в горячей работе: оставленный без помощников, он едва справлялся с делом и в конце концов решил выбрать из переселенцев более зажиточных и надёжных хозяев. Одним из таких выборных он сдавал под их ответственность по барже с 10 казаками на каждой и с провизией , другим — плот с лошадьми и коровами, сам же под личный свой присмотр принял более ценный груз: спирт, хозяйственный инвентарь переселенцев, деньги, назначенные им в пособие, двухмесячные запасы продовольствия — чай, соль, сухари, сушеную говядину и прочее. После долгой суеты, выдержав целую «войну» с местным начальством, Бронислав Казимирович Кукель 1 мая, вслед за льдами, которые тронулись 30 апреля, двинулся с передовым отрядом по течению реки Аргуни . Перед самым отплытием Кукелю вверили партию штрафованных солдат в 150 человек, которые были высланы из России для расселения их среди казаков, переселяющихся на Амур и Уссури .
C первого дня путь сопровождался большими трудностями. Через сутки сплава отряд догнал верховой из станицы Аргунск , с уведомлением, что приехал атаман Корсаков и желает видеть Бронислава Казимировича. Кукель поскакал на приведённой лошади обратно в станицу. По прибытии он доложил Корсакову о всех своих распоряжениях и просил его освободить от заведования сплавом дальнейших переселенческих отрядов, чтобы двигаться скорее с передовым. Атаман одобрил распоряжения и исполнил просьбу, взяв на себя наблюдение за сплавом остальных барж. Вернувшись верхом через горы к экспедиции, Кукель сел в лодку и двинулся дальше. Движение по реке Аргуни сопровождалось тяжёлыми сценами прощания переселенцев с родными местами и родственниками, поэтому в первые дни отряд продвигался крайне медленно, между тем Брониславу Казимировичу хотелось прибыть на стрелку, у соединения Аргуни с Шилкой , до отъезда графа Муравьёва-Амурского , который собирался отбыть на Амур на ожидавшем его на стрелке единственном в то время пароходе. Выйдя 11 мая из Аргуни, отряд застал пароход графа. Сделав при станции Покровской, в 4 верстах от , небольшую остановку, чтобы привести в порядок транспорт и людей, Кукель 12 мая двинулся дальше по течению Амура, следуя уже позади своей флотилии. Подойдя к вновь основанному Благовещенску и распорядившись, чтобы флотилия двигалась в должном порядке, Бронислав Казимирович выехал вперёд представиться губернатору Амурской области [генералу Буссе . Прибыв утром в Благовещенск, Кукель застал на берегу генерала Буссе и начальника артиллерии генерала Кондратьева (известного героя Крымской кампании в сражении на Альме ). Отрапортовав генералу Буссе, Кукель дождался флотилии и продолжил путь дальше. 21 мая на полпути между Благовещенском и Хабаровкой флотилию нагнал пароход, на котором был Муравьёв-Амурский. Бронислав Казимирович выехал на встречу с ним. Муравьёв принял Кукеля очень сердечно, поблагодарил за отличное выполнение его поручений, передал письма от брата и родных и мешок серебряной монеты. После завтрака Бронислав Казимирович направился к своему отряду. Прощаясь, Муравьёв обещал ему по окончании деятельности на Амуре продолжительный отпуск в Петербург . Дальнейшее плавание сопровождалось рядом трудностей: подули сильные ветры, и флотилия, попадая в сильнейшие бури, не раз подвергалась большой опасности. Не обошлось и без трагедий: у станицы «Добрая» по собственной неосторожности утонул Игнатий Коцусь, один из штрафованных солдат. 31 мая вечером флотилия прибыла к устью реки Уссури и остановилась близ станицы Казакевич (немного выше Хабаровки ). Бронислав Казимирович успешно выполнил поручение привести переселенцев к 1 июня . В станице отряд был встречен майором Киселёвым , командиром уссурийского батальона . Через неделю Кукель окончил сдачу переселенческого отряда местным властям для расселения его по берегам р. Уссури. Согласно данной инструкции, он выдал здесь поселенцам назначенное казною пособие, домашнюю утварь и хозяйственный инвентарь.
9 июня Бронислав Казимирович отправился в Хабаровку в штаб 13-го линейного батальона , а 12 июня отправился сам обратно в Благовещенск , где его ожидали работы по постройке церквей как в Благовещенске, так и по всему Амуру . В Благовещенск Кукель прибыл 25 июня. Здесь он немедленно приступил к закладке соборной церкви и к постройке архиерейского дома с небольшой при нём церковью на устье р. Зеи . Обеспечив правильный ход работ в Благовещенске, Кукель поручил своему помощнику, инженер-прапорщику Юрасову, постройку церквей в станицах и , сам же с тою же целью отправился в станицы , , и в Хабаровку .
В 1886 в Костроме по инициативе управляющего акцизными сборами Бронислава Кукеля, являющегося также уполномоченным Попечительства Костромской и Ярославской губерний о слепых, было основано училище для слепых детей. Стараниями Кукеля были собраны 8 тысяч рублей для возведения нового трёхэтажного каменного дома для училища. В новом здании могло обучаться 50 девочек, а в старом 25 мальчиков, всего 75 детей. Училище до революции носило имя Бронислава Кукеля. Сейчас в зданиях училища для слепых находится специальная коррекционная школа-интернат для детей со слабым зрением.
|
|
|
|
Герб «Лелива» |
|
VII к. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
Кукель
Казимир Юстинович (р. 1792) |
|
|
|
|
|
Невельской
Иван Алексеевич (1776—1821) |
|||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||
(1832—1914) |
|
Кукель
Елена Казимировна (1837—?) |
|
Кукель
Болеслав Казимирович (1829—1869) |
|
Чечотт
Леонтина Казимировна (1842—1924) |
|
Невельской
Геннадий Иванович (1813—1876) |
|
Ельчанинова
Екатеринa Николаевнa (1831—1879) |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Кукель-Краевский
Владислав Брониславович (1869—?) |
|
Кукель
Сигизмунд Брониславович (1870—?) |
|
Кукель
Василий Болеславович (1854—?) |
|
|
|
Кукель
Андрей Болеславович (1860—1894) |
|
Невельская
Мария Геннадьевна (1855—1917) |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
Кукель-Краевский
Владимир Андреевич (1885—1938) |
|
|
|
|
|
Кукель-Краевский
Сергей Андреевич (1883—1941) |
|||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||||||||||||||||
Кукель-Краевская
Елена Владимировна (1924—?) |
|
|
|
|
|
Кукель-Краевский
Николай Владимирович (1921—2017) |
|
Гребенщикова
Нина Сергеевна (1904—1979) |
|
Кукель-Краевский
Андрей Сергеевич (1910—1990) |
|
Кукель-Краевская
Анна Сергеевна (1908—1973) |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Кукель-Краевская
Вера Витальевна (р. 1956) |
|
Кукель-Краевский
Александр Николаевич (р. 1955) |
|
Кукель-Краевский
Юрий Николаевич (р. 1946) |
|
Миляева
Наталия Андреевна (1946—2017) |
|
Кукель-Краевский
Сергей Андреевич (р. 1949) |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Калинкина
Ирина Александровна (р. 1985) |
|
Кукель-Краевская
Екатерина Александровна (р. 1991) |
|
Кукель-Краевский
Андрей Юрьевич (р. 1979) |
|
|
|
|
|
Кукель-Краевский
Болеслав Сергеевич (р. 1975) |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
Кукель-Краевский
Максим Андреевич (р. 2009) |
|
|
|
|
|
Кукель-Краевский
Ермил Болеславович (р. 1999) |
|||||||||||||||||||||||||||||||||