Interested Article - Еникеев, Гайса Хамидуллович

Гайса Хамидуллович Еникеев (вариант имени Айса , фамилии — Еникиев тат. Гайсә Хәмидулла улы Еникеев ; 2 июля 1864 года , Оренбургская губерния — март 1931 , Уфа ) — учитель, просветитель , этнограф , депутат III и IV Государственной думы от Казанской и Оренбургской губерний (1907—1917), уделявший особое внимание защите интересов мусульманского населения Российской империи . До избрания на государственный пост являлся директором суконной фабрики в Симбирской губернии и главным распорядителем всех благотворительных и учебно-воспитательных учреждений Казани . Член Временного комитета Государственной думы в период Февральской революции и организатор Первого Всероссийского мусульманского съезда (май 1917) . В советское время являлся членом коллегии Комиссариата народного просвещения Вятской губернии и инспектором Башсельхозкредита; стал известен как профессиональный знаток татарского и башкирского фольклора .

Биография

Ранние годы. Учитель

Гайса (Айса) Еникеев родился 2 июля 1864 года в деревне Новые Каргалы (Каргалыбаш ) Богаданской волости Белебеевского уезда Оренбургской губернии (сегодня — деревня Верхние Каргалы Благоварского района Республики Башкортостан ) в бедной, но древней и родовитой ( мурзинской ), дворянской семье Еникеевых . Основоположником рода был мурза Еникей Кульдяшев из Темникова, выходец из Ногайской Орды. Его потомками являются дворяне и мурзы Еникеевы. Иногда их ошибочно путают с князьями Еникеевыми, ведущими свой род от главы темниковских служилых татар и мурз, участника похода на Казанское ханство (1552) и воеводы в Темникове (1539-1577 годы) бека Еникея Тенишева сына Кугушева.

Московская улица и главная мечеть в Казани (нач. XX в.)

Получил начальное («низшее») образование в русско-татарской школе в родной деревне. В 1877 году окончил Оренбургскую инородческую учительскую семинарию (получив награду первой степени) и стал учителем Образцового инородческого начального училища при той же семинарии. На этой должности руководил практическими занятиями учащихся старшего класса, а также давал образцовые уроки для делегатов съездов народных учителей, проводившихся при семинарии .

В 1890—1895 годах заведовал русско-татарским начальным училищем в Оренбурге . Состоял в Оренбургской ученой архивной комиссии (1887) и в Русском географическом обществе (1883) . В 1895—1903 годах служил в Оренбургском отделении Государственного банка Российской империи . Одновременно являлся преподавателем, а затем и заведующим мусульманского духовного училища — медресе «Хусаиния» в Оренбурге . Всего проработал учителем 15 (или 12 ) лет . Удостаивался наград и благодарностей попечителя учебного округа .

После выхода в отставку, в 1903 году, занял пост директора суконной фабрики в Симбирской губернии . В 1907 году проживал в Казани, являясь главным распорядителем всех благотворительных и учебно-воспитательных учреждений (с годовым содержанием в 3000 рублей), основанных на капиталы миллионера А. Г. Хусаинова . Был доверенным лицом Хусаинова в Казани .

В этот период активно критиковал русификаторскую политику царского правительства, указывая, в частности, на трудное положение татарского образования. Он пользовался большим авторитетом среди мусульманского населения Казани. Владел 40 десятинами земли и двумя деревянными домами, оценёнными в 8000 тогдашних рублей .

Депутат III думы

18 октября 1907 года потомственный дворянин и губернский секретарь Г. Х. Еникеев был избран в Третью Государственную думу Российской империи от общего состава выборщиков Казанского губернского избирательного собрания .

Г. Х. Еникеев (1907)

В III Думе вошёл в Мусульманскую фракцию (группу ) — стал одним из её наиболее деятельных членов. Стал заместителем секретаря Думы, но отказался от этой должности после всего одной сессии . Одновременно неофициально (устав фракции не позволял двойное членство) сотрудничал с Конституционно-демократической фракцией : в том числе, входил в созданную при ней комиссию по гражданскому равноправию (под председательством М. М. Винавера ), занимавшуюся подготовкой и обсуждением законодательных инициатив об отмене действовавших тогда ограничений, основанных на религиозной или национальной принадлежности; по просьбе отдельных членов этой комиссии сделал доклад по вопросу об ограничениях, существующих в отношении мусульманского населения Империи; представил необходимые для работы комиссии документы .

Кроме того, он был членом четырёх думских комиссий: по народному образованию, по исполнению государственной росписи доходов и расходов (в первые две сессии) , по рабочему вопросу (сессии 4 и 5), о мерах к упорядочению хлебной торговли (5-я сессия). Выступал в защиту тюркского населения России; критиковал политику русификации, христианизации и расхищения, не только татарских, но и земель тюркских народов вообще — в частности, боролся против расхищения башкирских земель .

Участники третьего съезда мусульман России (Н. Новгород, 1906)

Депутат IV Думы

25 октября 1912 года избрался в следующую, Четвёртую Госдуму , но на этот раз — от второго съезда городских избирателей Оренбургской губерний .

В новой Думе вновь вошёл в Мусульманскую фракцию, а также и в президиум парламента — стал товарищем (заместителем) секретаря Думы И. И. Дмитрюкова . В IV Думе состоял в комиссиях по народному образованию, по вероисповедным вопросам, о путях сообщения и в комиссии для выработки законопроекта о печати .

В этот период выступал по различным вопросам правительственной политики в области просвещения, уделяя особое внимание защите интересов мусульманского населения. В частности, предлагал допускать в государственные школы для инородцев преподавателей той же, что и у учеников, национальности. Кроме того, предлагал вести начальное образование в таких школах на родном языке :

Даже в некоторые мрачные времена прошлого не было того, что есть теперь. Притеснения, запреты, произвол в отношении инородцев достигли крайней своей точки. Давление стало более грубым, образуя стройную систему черносотенно-полицейско-миссионерской опеки, охватившей жизнь инородцев со всех сторон... Целью этой опеки, этой политики... является проведение черносотенно-ассимиляторско-миссионерско-обрусительной тенденции: ограничения инородцев в правах, держание их в невежестве, в черном теле, материальное и духовное их ослабление, обезземелевание, искоренение религиозных, племенных, бытовых особенностей, всего того, что составляет святая святых каждого народа, залог и условие его национального существования и материального благополучия... В конечном результате эта политика имеет целью растворить всех инородцев в одном общем русифицированном болоте... Школы закрываются, учителя увольняются без всякого повода, а если и какой повод, то по самому ничтожному, а иногда даже просто в интересах русификации (...) сколько учителей наших школ, сколько представителей нашего духовенства совершенно безвинно отстраняют от преподавания родной грамоты и предметов на родном языке...

Отстаивал и обосновывал необходимость предоставления мусульманским учителям и исламскому духовенству военной отсрочки для обеспечения полноценного функционирования мечетей и конфессиональных учебных заведений. Также высказывался по поводу ограничения «татар» в праве владения недвижимостью в Средней Азии (см. Туркестан ) .

Г. Х. Еникеев (1913)

В июне 1914 года стал участником мусульманского съезда в Санкт-Петербурге (от Мусульманской фракции Думы), посвященного реформам религиозного управления. Здесь он выступил с собственным проектом реформы «мусульманского прихода» (махали) .

Представитель ВКГД

После Февральской революции 1917 года находился в Петрограде . С 9 марта он стал членом Временного комитета Государственной думы (ВКГД; вместо Н. В. Некрасова ). Также был представителем Госдумы на совещании при Министерстве внутренних дел (под председательством С. А. Котляревского ) и членом в Петрограде .

В это же время участвовал в организации Первого Всероссийского мусульманского съезда в мае 1917 года в Москве , а также принимал участие в частных совещаниях парламентариев .

3 августа ему был разрешён выезд из Петрограда для поездки в Поволжье и степные области Туркестанского края . После октября 1917 года остался в Советской России , но отошёл от политической деятельности .

Советское время. Последние годы

В 1918—1923 годах жил в Вятке , работая в Вятском губернском отделе народного образования и на других административных и хозяйственных должностях — в 1918—1919 годах состоял членом коллегии Комиссариата народного просвещения Вятской губернии . В ноябре 1923 года переехал в Уфу и стал инспектором Башкирского сельскохозяйственного банка (Башсельхозкредит) .

В мае 1928 года вышел на пенсию. Скончался в марте 1931 года в Уфе, был похоронен на мусульманском кладбище .

Увлечения

Был членом Научного общества по изучению быта, истории и культуры Башкирии. Был широко известен как профессиональный знаток татарского и башкирского фольклора ; собрал около пяти сотен башкирских и татарских народных песен, объезжая Поволжье и Приуралье — Казанскую, Оренбургскую, Самарскую и Уфимскую губернию — до октября 1917 года. В 1929 году 114 из этих песен приобрёл Башнаркомпрос : коллекция хранится в фольклорном фонде Уфимского института искусств .

С помощью профессора А. И. Оводова и К. Ю. Рахимова он смог переложить часть песен (« узун-кюй »), которые собирал с 19 лет , на ноты; являлся их исполнителем — современники отмечали, что он обладал красивым голосом и прекрасно исполнял народные мелодии и песни, не рискуя, однако, выйти на профессиональную сцену .

Произведения

  • Сборник «Татарские и башкирские песни» («Сброник № 1» в УГАИ ) .
  • Статьи в газете «Нур» .

Семья

По данным на 1907 год состоял в браке .

Примечания

  1. , с. 78.
  2. .
  3. , с. 34—43.
  4. С 1865 года — Уфимская губерния
  5. , с. 184.
  6. , с. 246.
  7. .
  8. , с. 353.
  9. , с. 116.
  10. , с. 208.
  11. , с. 21.
  12. , с. 269.
  13. , с. 185.
  14. , с. 248—249.
  15. , с. 184—185.
  16. , с. 78—79.
  17. , с. 185.

Литература

Книги
  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
  • Николаев А. Б., Усманова Д. М. // Государственная дума Российской империи: 1906-1917 / Б. Ю. Иванов, А. А. Комзолова, И. С. Ряховская. — М. : РОССПЭН, 2008. — 735 с. — ISBN 978-5-8243-1031-3 .
  • / сост. М. М. Боиович. — М. : Тип. Т-ва И. Д. Сытина, 1913. — LXIV, 454, [2] с.
  • . — издание Н. Н. Ольшанского. — СПб. : Ольшанский, 1913. — [79] с., 46 л. ил. с.
  • // Татарский энциклопедический словарь. — Казань: Институт Татарской энциклопедии АН РТ, 1999. — 703 с. — ISBN 0-9530650-3-0 .
  • Ихтисамов Х. С. , Ямаева Л. А. // Башкирская энциклопедия / гл. ред. М. А. Ильгамов . — Уфа : ГАУН « Башкирская энциклопедия », 2015—2020. — ISBN 978-5-88185-306-8 .
  • Усманова Д. М. Еникеев Гайса // Татарская энциклопедия: В 5-т / Гл. ред. М. Х. Хасанов, отв. ред. Г. С. Сабирзянов. — Казань: Институт Татарской энциклопедии АН РТ, 2005. — Т. 2: Г-Й. — 656 с. — ISBN 5-902375-02-9 .
  • Усманова Д. М. // Ислам в Санкт-Петербурге: энциклопедический словарь. — М. : Медина, 2009.
  • Кирьянов И. К. . — Пермь, 2006. — 357 с. — ISBN 5-93683-106-X . от 4 марта 2016 на Wayback Machine
  • Сафонов Д. А. . — Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2012. — 203 с. — ISBN 978-5-85859-510-6 .
  • Еникеев С. Х. // Очерк истории татарского дворянства / Саид мурза князь Еникеев; Науч. ред. С. В. Думин; Акад. наук Респ. Башкортостан. Отд-ние гуманит. наук.. — Уфа: Гилем, 1999. — 353 с. — ISBN 5-7501-0070-7 .
  • Еникеев С. Очерк истории татарского дворянства. Уфа, 1999.
Статьи
  • Шангараев Р. Р. // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. — 2014. — Т. 4 , вып. 4 . — С. 183—192 . — ISSN .
  • Атанова Л. П. // Фольклористика в Советской Башкирии. — Уфа, 1974. — Вып. 1 . — С. 34—43 .
Архивы
  • РГИА [Российский государственный исторический архив]. Фонд 1278. Опись 9. Дело 261, 262.
  • РГАКФД [Российский государственный архив кинофотодокументов]. .
  • УГАИ [Уфимский государственный институт искусств] и Научный архив УНЦ РАН [Уфимский научный центр], «Сборник № 1».
Источник —

Same as Еникеев, Гайса Хамидуллович