Interested Article - Кого это волнует?

«Кого это волнует?» , иногда также «Кому какое дело?» ( англ. Who Cares? ) — одноактный балет Джорджа Баланчина на музыку Джорджа Гершвина в оркестровке . Название балету дано по песне Джорджа и Айры Гершвинов (1931), использованной для последнего дуэта.

Премьера спектакля состоялась 5 февраля 1970 года в Линкольн-центре , на сцене в исполнении артистов Нью-Йорк Сити Балле , дирижёр , пианист Гордон Болцнер ( Gordon Boelzner ). Главные партии исполнили , , и .

В вечер премьеры мэр города Джон Линдси вручил Баланчину — высшую награду Нью-Йорка в области культуры .

Хореография

«Кого это волнует?» — один из самых романтичных и безмятежных балетов хореографа. Вслед за такими балетами, как « » ( 1954 ) и « Звёзды и полосы » ( 1958 ), он составляет баланчинскую «американу», своеобразную дань балетмейстера своей новой родине. Как и во многих других одноактных бессюжетных балетах хореографа, хореография выстроена вокруг четырёх элементов, – но здесь это не пары (танцовщик и балерина), а исполнители-солисты: юноша и три его партнёрши, в окончательной версии балета не взаимодействующие ни друг с другом, ни с кордебалетом.

Хореограф не стал делать из постановки ностальгию по ревущим двадцатым и легендарной весёлой жизни, пришедшей к концу с началом Великой депрессии . Ритм Манхэттена и настроение Бродвея угадываются, но не даны в полную силу. Жизнерадостные и беспечные, сексапильные танцы кордебалета здесь соседствуют с дуэтами, полными лиризма, когда в дуэтах-свиданиях юноша ( ) флиртует с тремя девушками ( , и ) по очереди. В целом непринуждённая атмосфера навевает образы вечеринок нью-йоркских пентхаусов , старлеток из Ревю Зигфелда и Фреда Астера , улыбающегося очередной красотке.

Оформление

Первоначально балет шёл без декораций – оформление было добавлено чуть позднее, в ноябре 1970 года. В 1983 году по желанию Баланчина костюмы Варвары Каринской были заменены на костюмы Бена Бенсона.

Музыка

Баланчин был лично знаком с Гершвином — в 1937 году тот пригласил его в Голливуд для создания хореографии на свою музыку к фильму « » ( Goldwyn’s Follies ). Композитор не закончил свою часть работы: в начале июля он был госпитализирован и затем скоропостижно скончался. Три с лишним десятилетия спустя Баланчин решил обратиться к сценическому воплощению музыки Гершвина. «Кого это волнует?» — его единственный балет на музыку этого композитора. Создавая оркестровку песен, опирался на аранжировки, сделанные самим Гершвином. К моменту премьеры было оркестровано всего два номера — , начинающий балет, и I Got Rhythm , заканчивающий его. Предпоследний номер, , (позднее Баланчин убрал его из балета) танцевался солистами под аудиозапись в исполнении самого композитора .

В балете используется музыка 16 (первоначально 17 ) песен из джазового стандарта Джорджа Гершвина , написанных в период 1924—1931 годов: (1927), (1925), (1924), (1930), * (1927), (1925), (1926), (1924), (1924), (1922), (1930), (1924), (1931), (1927), (1929), (1926), I Got Rhythm (1930).

Балетный критик в своей рецензии на премьеру отметил, что Гордон Болцнер доказал, что может играть джазовые композиции не хуже, чем Шопена — однако сама музыка Гершвина не вдохновляет Баланчина так, как музыка Брамса .

Очерёдность номеров

  • — увертюра
  • — общий танец (10 танцовщиц кордебалета и 5 пар корифеев)
  • — женский кордебалет
  • — вальс корифеек
  • * — корифеи
  • — корифеи: 1, 2 и 3-я пары
  • — корифеи: 4 и 5-я пары
  • — общий танец
  • — 1-й дуэт ( Жак д’Амбуаз и Патриция Макбрайд )
  • — вариация 3-й солистки ( Карин фон Арольдинген )
  • — 2-й дуэт ( Жак д’Амбуаз и Марни Моррис )
  • — вариация 1-й солистки ( Патриция Макбрайд )
  • — 3-й дуэт ( Жак д’Амбуаз и Карин фон Арольдинген )
  • — вариация 2-й солистки ( Марни Моррис )
  • — вариация солиста ( Жак д’Амбуаз )
  • — солист и 3 солистки (номер изъят из балета в 1976 году)
  • I Got Rhythm — общий танец (10 танцовщиц кордебалета, 5 пар корифеев, 4 солиста)

Постановки в других театрах

См. также: (англ.)

(*) — в скобках указан год возобновления.

Примечания

  1. . от 22 июля 2018 на Wayback Machine // рецензия на премьеру, « Нью-Йорк таймс », 6 февраля 1970.
  2. // «Коммерсант», 1 апреля 2010.

Ссылки

Источник —

Same as Кого это волнует?