Весенняя сказка (фильм, 1990)
- 1 year ago
- 0
- 0
«Ска́зка о Мальчи́ше-Кибальчи́ше» — детский полнометражный художественный фильм 1964 года производства Киностудии им. Александра Довженко ( УССР ), снятый режиссёром Евгением Шерстобитовым по сказке Аркадия Гайдара « Сказка о Военной тайне, о Мальчише-Кибальчише и его твёрдом слове ». Директор фильма Алексей Ярмольский .
Фильм начинается с авторского посвящения : « Киностудия им. Александра Довженко октябрятам и пионерам страны советской показывает» .
С первых кадров фильма начинает повествование голос за кадром: «В те дальние-дальние годы, только что отгремела по всей стране война. Далеко прогнала в ту пору Красная Армия белые войска проклятых буржуинов. Совсем хорошая жизнь настала…» .
В то время, когда мальчиши играют в Палочку-выручалочку , на их земле появляется шпион - диверсант 518 , подосланный буржуинами. Он тут же находит себе среди мальчишей помощника — жадного, обжорливого, трусливого и завистливого Мальчиша-Плохиша , которому предлагает «записаться в буржуинство».
Агент 518 безуспешно пытается узнать у Мальчиша-Плохиша Тайну против буржуинов , а в это время прискакавший на землю мальчишей Гонец известил о беде: «…Пришла беда, откуда не ждали. Напал на нас из-за Чёрных Гор проклятый Буржуин. Опять уже рвутся снаряды, опять уже свистят пули. Бьются с буржуинами наши передовые отряды. И мчатся гонцы звать на помощь далёкую Красную Армию…»
На призыв Гонца на фронт уходят отцы мальчишей. В это время на земле мальчишей начинают «твориться нехорошие дела» : «кто-то камни под косы бросает, кто-то палки в колеса вставляет» . «Шалить стала нечистая сила» .
Буржуины пытаются узнать про то, какая тайна есть в Советском государстве . Эту тайну знают даже малые дети, но никогда её никому не скажут. Победив отцов и братьев, буржуины с трудом справляются с мальчишами, которых ведет Мальчиш-Кибальчиш , и которых предаёт Мальчиш-Плохиш.
Комментатор официального сайта Московской Школы фотографии и мультимедиа имени А. Родченко, фотограф Екатерина Помелова, пишет: «По сюжету, в молодую Страну Советов пробирается буржуинский шпион, соблазняющий слабовольного сладкоежку Мальчиша Плохиша медовым пряником и вареньем, взамен которых Плохиш чинит саботаж и вредительство . Но внутренний враг дополняется внешним, армия буржуинов, ведомая странными мелодиями волшебного граммофона, подло вторгается в Страну Советов, и отважные сельские мальчиши во главе с Кибальчишем принимают бой» .
Режиссёр Евгений Шерстобитов в одном из интервью рассказал, что он взялся экранизировать произведение Аркадия Гайдара «из-за личности самого писателя»: «Вспоминая высказывание Суворова „Возьми себе за пример героя, стремись догнать его, догони его, обгони его, и слава тебе…“, я думал об Аркадии Гайдаре» .
На роль Мальчиша-Плохиша был приглашён юный актёр Серёжа Тихонов , который был знаком режиссёру по роли Джонни Дорсета в новелле «Вождь краснокожих» в фильме-трилогии Леонида Гайдая « Деловые люди ». Евгений Шерстобитов, наблюдавший съёмки с Тихоновым, сказал тогда своему помощнику: «Лучшего Плохиша нам не найти» . В одном из интервью режиссёр отозвался об актёре: «…не надо быть режиссёром, чтобы увидеть, каким редким актёрским даром обладал этот ребёнок» .
Артист Сергей Мартинсон сомневался, стоит ли ему играть в фильме, но когда познакомился с Серёжей Тихоновым и разыграл с ним этюд со словами «Пряник медовый дашь? …А два дашь? …А теперь халву давай, да побольше, а то не скажу…» , — согласился.
Артист Леонид Галлис , сыгравший Главного Буржуина , иронизируя над собой, предложил соорудить у себя на лице большую бородавку .
Фильм был снят за 2,5 месяца (по другой версии — за 3 месяца ). Баррикады, где разворачивались бои, были выстроены под крымским курортным городом Судаком . Съёмочная группа жила в палатках на территории близлежащего пионерского лагеря. К съёмкам привлекались судакские школьники 9—14 лет. Юных актёров, игравших мальчишей , к схваткам с буржуинами готовили тренеры по самбо . Актёр Шурик Харитонов (самый маленький из мальчишей-малышей ) на просьбу режиссёра «быть с дядей поосторожней» сказал: «А зачем они на нашу страну напали?».
В перерывах между съёмками заводилой в лагере был Серёжа Тихонов : он уводил ребят купаться, устраивал разные розыгрыши. Одним из консультантов фильма был Герой Советского Союза кавалерист Н. С. Осликовский .
Эпизод атаки Буржуинского войска на Мальчишей — пародия на «психическую атаку» из фильма «Чапаев» . Подобно братьям Васильевым , режиссёр Е. Шерстобитов при съёмках сам встал в строй буржуинских солдат.
Сыну Аркадия Гайдара , контр-адмиралу Тимуру Гайдару , с которым был знаком режиссёр, фильм сначала не понравился. Сын писателя был против экранизации сказки. Однако после посещения премьеры фильма, на которой он увидел реакцию зрителей, его мнение поменялось.
Фильм, наравне с другими экранизированными произведениями Аркадия Гайдара ( «Клятва Тимура» , « Дым в лесу », «Чук и Гек» , « Военная тайна », «Судьба барабанщика» , « Школа мужества ») относился к числу лучших советских детских фильмов , которые на советском телевидении практически не сходили с экрана .
С точки зрения советской педагогики фильм «с разных сторон, разными способами» формировал «представление об истории, революции, подвиге» . В постсоветский период отдельные сюжеты фильма стали предметом критического анализа. В частности, автор статьи «Товарищ Мальчиш» Елена Рыбакова , анализируя творчество Аркадия Гайдара, высказывает следующее замечание: «…в фильме „Сказка о Мальчише-Кибальчише“, снятом на киевской киностудии в 1964 году, белогвардейская армия , на мундирах которой угадываются следы свастики , поголовно одета в коротенькие шортики ; атрибут детского мира последовательно переносится с классового врага на врага государства».
Ряд современных публикаций, главным образом исходящих от левопатриотических авторов, обращают внимание на то, что данный фильм Шерстобитова в постсоветской России попал в число забытых кинокартин . А по мнению писателя Ф. И. Раззакова , «фильм в капиталистической России попал в разряд запрещённых — его не показывают по телевидению, не вспоминают в прессе. Что вполне объяснимо: эта, с виду невинная детская сказка, на самом деле является одним из талантливейших произведений, обличающих новоявленных российских буржуинов. Один Мальчиш-Плохиш чего стоит — в его образе можно лицезреть всех нынешних продажных деятелей, которые за „медовый пряник“ и орден предателя первой степени готовы отречься от кого угодно: от собственных родителей, товарищей и родного Отечества.»
Фотограф Екатерина Помелова пишет: «Мощнейшее цветовое решение серии отсылает нас к плакатной эстетике 1920-х, к таким выдающимся авангардным художникам как Эль Лисицкий или Родченко . Красочная феерия всех визуализаций сказки фокусируется на производстве всего двух образов — образа доблестного героя и образа абсолютного врага. Так Сказка о Мальчише-Кибальчише для нас является прекрасным примером механизма выстраивания детского отношения к тем или иным персонажам — носителям идеологии» .
Музыку к фильму исполняет ; дирижёр Вадим Гнедаш .
В фильме использованы песни: