Interested Article - Голубая чашка
- 2021-06-18
- 1
«Голубая чашка» — рассказ Аркадия Гайдара для среднего школьного возраста. Впервые был опубликован в первом номере журнала « Пионер » за 1936 год. Автор приурочил эту публикацию к X съезду ВЛКСМ . В том же году рассказ был выпущен отдельной книгой издательством « Детиздат » .
Сюжет
Семья с дочкой в конце лета снимают дачу в Подмосковье с целью провести там долгожданный отпуск. Спустя 3 дня по приезде к маме пришёл её старинный приятель, полярный лётчик . Уделяя всё внимание гостю, она обижает других членов семьи. Окончательно оформляет конфликт неизвестно кем разбитая мамина голубая чашка. Отец с дочерью в отместку отправляются в импровизированный поход по окрестностям. Возвращаясь, они видят установленный «ветряк» и следует примирение семьи.
Персонажи
Прототипом главного героя рассказа является сам автор. Первоначально он хотел назвать его Николаем, но поскольку «брать себе чужое имя было неприятно», тот остался у Гайдара безымянным .
Имя его жены — Маруся. Так звали многих героинь Гайдара. Это было имя его первой жены — 16-летней медсестры Марии Николаевны Плаксиной, с которой Аркадий познакомился в 1921 году в госпитале, куда попал после ранения и контузии .
Имя Светлана , которое дал Гайдар своей юной героине, их дочери, для 1930-х годов ещё достаточно необычно (что впрочем, для произведений Гайдара — нормальное явление. О любви отца к необычным именам, в частности, писал Тимур Аркадьевич Гайдар ). Несмотря на совпадение имени с именем дочери Сталина , назвал он героиню «Голубой чашки» не в честь неё, а в честь одной из дочерей детской писательницы А. Я. Трофимовой, близкого своего друга. Рыжеволосая Светлана Трофимова (родившаяся, как и её сестра в 1920-х годах) и послужила прототипом персонажа рассказа. В первоначальном варианте вместо дочки Светланы у героя рассказа должен был быть сын Дима, но внутренняя логика сюжета, неожиданно для самого автора, заставила сменить сына на дочь .
Особенности произведения
Этот рассказ — одно из лучших произведений писателя, оно отличается глубоким психологическим подтекстом и непривычной для детской литературы фабулой . Основываясь на собственном драматичном опыте семейной жизни, Гайдар описывает семью, оказавшуюся на грани распада, однако, сохранившуюся благодаря сдержанности героев произведения: как родителей, так и маленькой девочки .
И в этом рассказе, как и во многих других произведениях Аркадия Гайдара, в том числе более позднем « Чуке и Геке », важную роль играет мотив дороги . Примирение семьи оказывается связанным с идеей « бродяжничества », становится возможным после ухода отца с дочерью из дома (пусть и шутливо-игрового) .
Действие рассказа происходит на фоне предчувствия надвигающейся войны , так, когда отец и дочь слышат выстрелы, маленькая девочка реагирует на них фразой: «Разве уже война ?» .
Реакции и оценки
Наркомат просвещения СССР и ряд родителей выступили против «Голубой чашки», утверждая, что «такие произведения советским детям не нужны» . Так в пятом номере журнала «Детская литература » за 1937 год появилась рецензия А. Терентьевой, в которой та сочла рассказ «бессюжетным», напоминающим скорее «набросок к рассказу», чем законченное произведение . Но если этот рецензент попросту не принял новизну формы, в которой была написана «Голубая чашка», последующая дискуссия свелась к вопросу, имеет ли право детская литература описывать семейные проблемы, знакомить детей с понятием « ревность » . Продолжали писателя упрекать и в чисто стилистических «грехах»: «общей композиционной неслаженности», «эпизодичности» . В защиту рассказа высказался критик А. Дерман, поставив во главу угла художественные достоинства рассказа, и отметив, что «не по хорошим теориям создаются художественные книги, а, напротив, на внимательном анализе последних строятся хорошие теории» . Полемика вокруг рассказа, начатая в «Детской литературе», длилась три с половиной года, рассказ в результате был запрещён к переизданию и при жизни писателя больше не печатался .
В 1939 году, в рецензии на рассказ « Чук и Гек » «Новый рассказ А. Гайдара» В. Б. Шкловский назвал «Голубую чашку» произведением, в котором начал звучать «новый голос» автора, впервые проявилось его лирическое понимание жизни . В 1957 году Лев Кассиль , говоря об этом рассказе, пишет о таланте Аркадия Петровича «целомудренно» … «касаться самых заветных чувств человека», о «многослойности» гайдаровской прозы, в которой читатели разных возрастов находят то, что интересно и доступно именно им .
В 2013 году повесть была включена в список ста книг, рекомендованных школьникам Министерством образования и науки РФ для самостоятельного чтения.
Экранизации
Рассказ был экранизирован центральным телевидением СССР в 1965 году , спустя 30 лет после написания, режиссёрами Владимиром Храмовым и Майей Марковой . В газете « Московский комсомолец » была напечатана положительная рецензия на этот телефильм .
Режиссёр Андрон Михалков-Кончаловский в 1989 году в одном из своих интервью сказал, что если бы он начал снимать фильм в России, это была бы гайдаровская «Голубая чашка» (впрочем тут же оговорился, вспомнив о более первоочередных планах — фильмах « » и « Ближний круг ») .
Ещё одна экранизация — двухсерийный телефильм «Лето на память» (1987) режиссёра Юрия Кузьменко, Одесская киностудия. Он был снят по мотивам рассказов Аркадия Гайдара «Голубая чашка», «Четвёртый блиндаж» и «Горячий камень».
Примечания
- , с. 40-41.
- ↑ , с. 285.
- Борис Камов. Маруся // Аркадий Гайдар: мишень для газетных киллеров. — ФАИР, 2009.
- Е. В. Душечкина. Культурная история имени: Светлана // . — М. : Языки славянских культур, 2014-10-24. — С. 348. — 359 с. — ISBN 9785457401280 . 30 июня 2016 года.
- , с. 286.
- И. Н. Арзамасцева, С.А. Николаева. Аркадий Петрович Гайдар // Детская литература: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений. — 3-е изд., перераб. и доп.. — М. : Издательский центр «Академия», 2005. — С. 246. — 576 с. с. — ISBN 5-7695-2234-8 .
- ↑ Борис Камов . // Вестник Европы. — 2011. — № 31-32 . 24 ноября 2015 года.
- Дмитрий Быков. . Прямая речь . Фонд Егора Гайдара (19 января 2012). Дата обращения: 7 января 2016. 26 января 2016 года.
- Александра Веселова. Русский журнал (25 мая 2001). Дата обращения: 9 января 2016. 5 марта 2016 года.
- ↑ Виктор Филимонов. . — 2015. — ISBN 9785457200043 . 1 декабря 2021 года.
- Л. Долженко. // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. — 2013. — Вып. 9 (84) . 6 марта 2016 года.
- А. Терентьева. «Голубая чашка» // Детская литература. — 1937. — № 5 . — С. 27 .
- ↑ А. Жаворонкова. Ещё о «Голубой чашке» // Детская литература. — 1937. — № 13 . — С. 40 .
- А. Дерман. К спорам о «Голубой чашке» Гайдара // Детская литература. — 1937. — № 19-20 . — С. 54-56 .
- , с. 41-43.
- Павел Басинский , Борис Камов . Российская газета (27 октября 2011). Дата обращения: 6 января 2016. 9 апреля 2016 года.
- В. Шкловский. Новый рассказ Гайдара // Детская литература. — 1939. — № 4 . — С. 36 .
- Лев Кассиль. Чудо Гайдара. — Собрание сочинений Том V. — М. : «Детская литература», 1966.
- С. Цыркун. // Искусство кино . — 2007. — Январь ( № 1 ). 4 марта 2016 года.
- М. Алданская. // Московский комсомолец . — 1965 г.. — 18 марта. 4 марта 2016 года.
Литература
- Борис Камов . Обыкновенная биография (Аркадий Гайдар). — М. : Молодая гвардия, 1971. — С. 276—297. — 414 с. — (Жизнь замечательных людей).
- М. В. Казачок. . — Волгоград, 2005.
- А. Веселова. . Русский журнал (25 мая 2001). Дата обращения: 9 января 2016.
- 2021-06-18
- 1