Спасо-Яковлевский монастырь
- 1 year ago
- 0
- 0
Миха́йловский Златове́рхий монасты́рь ( укр. Михайлівський золотоверхий монастир ) — действующий монастырь в Киеве , воссозданный в 1997—1998 годах в формах разрушенного в 1930-х годах соборного храма в честь Архангела Михаила . До 2020 года принадлежал Украинской Православной Церкви Киевского патриархата. Включает также трапезную с церковью Иоанна Богослова (1713 год) и колокольню (1716—1719 годы, разрушена в 1930-х, восстановлена — 1997—1998). Предполагается, что Михайловский собор был первым храмом с позолоченным верхом, откуда на Руси пошла эта своеобразная традиция. [ источник не указан 265 дней ]
Предание приписывает основание монастыря первому митрополиту Киевскому Михаилу .
Первый храм в честь Архангела Михаила был заказан в 1108 году князем Святополком Изяславичем (в крещении Михаилом) на месте Дмитриевского монастыря, построенного предположительно его отцом — Изяславом Ярославичем (в крещении Димитрием).
Возведённый в 1108—1113 годах Михайловский собор имел особое значение для киевлян, ибо был посвящён
архангелу Михаилу
— небесному покровителю
Киева
. В XII веке монастырь был местом захоронения князей.
Предполагается, что при храме был тогда же учреждён и монастырь. С древнейшей поры церковь носит название Златоверхой, вероятно, потому, что была единственной в то время церковью с золочёным верхом. Ко времени Святополка предание относит и перенесение в Киев из Константинополя в 1108 году главной святыни Златоверхого монастыря, мощей святой великомученицы Варвары .
При Святополке Изяславиче (1093—1113) ограда стольного города была расширена постройкой нового земляного вала , охватившего и Михайловский монастырь.
Во время взятия Киева Батыем и во время нападения на Киев крымского хана Менгли I Гирея в 1482 году, Златоверхий монастырь сильно пострадал. Короли польские дали ему грамоты на свободный выбор игуменов и независимость от воевод и митрополитов. В XVI веке обитель была одним из богатейших киевских монастырей.
В 1612 году Сигизмунд III отдал Златоверхий монастырь униатам , но завладеть фактически ни монастырём, ни даже, по-видимому, монастырскими имениями униатам не удалось. Быть может, монастырь обязан этим поддержке казаков , благодаря которым в 1620 году михайловский игумен Иов Борецкий был посвящён в митрополиты. Иов остался жить в Златоверхом монастыре, который на время приобрёл значение митрополичьей резиденции.
С присоединением в 1654 году Киева к Российскому государству Златоверхий монастырь лишился большей части своих имений, лежавших в областях, оставшихся за Речью Посполитой ; зато и гетманы , и казацкая старшина щедро наделили монастырь владениями на левобережной Украине . Много было приобретено монастырём земель и путём покупки. В 1800 году Златоверхий монастырь назначен для пребывания епископов Чигиринских, викариев Киевской епархии. В XVII—XVIII веках после реконструкции в стиле барокко домонгольская церковь составляла среднюю часть главного монастырского храма; от неё сохранялись алтарные абсиды , часть стен и главный купол. Древние мозаики с XIX века исследовались искусствоведами, а в 1888 году были расчищены и частично отреставрированы древние фрески .
В XVII веке по соседству с мужским Златоверхим монастырём находился и Златоверхий Михайловский женский, перенесённый в 1712 году на Подол .
Михайловскому монастырю принадлежал скит в Феофании , основанный в окрестностях Киева в 1861 году. До Октябрьской социалистической революции Михайловский монастырь был вторым по посещаемости храмом Киева после Киево-Печерской лавры .
В середине 1930-х годов, после переноса столицы УССР из Харькова в Киев, большевиками было принято решение о сносе собора и строительстве на его месте административных зданий. Для этого в 1934 году решили провести конкурс на проект Правительственного центра с местом для парадов . На всех проектах, кроме одного, представленных на конкурс с размещением центра в районе площади Богдана Хмельницкого, сносился Михайловский Златоверхий собор .
Единственным из четырёх проектов, представленных на конкурс с размещением центра в данном месте, в котором Михайловский Златоверхий собор и памятник Богдану Хмельницкому сохранялись, был проект Иосифа Каракиса . В итоге в первом туре был утверждён проект архитектора Петра Юрченко . Данное решение, по словам архитектуроведа Бориса Ерофалова : «в принципе повторяющее общую схему Каракиса, но более лобовое, с ликвидацией Михайловского собора. И если расположение основных объёмов у Каракиса асимметрично — в перспективном завершении площади и по северному её флангу, — то Юрченко ничтоже сумняшеся выстроил оба функциональных объёма по бровке склона в виде строго шатающихся параллелепипедов, но сохранив Присутственные места» . В марте 1934 года решили отказаться от прошлого решения и объявить новый конкурс, и в нём выбрали проект архитектора Иосифа Лангбарда . Исследования Олега Юнакова с опорой на архивные документы показали, что, хоть в проектах Лангбарда и Юрченко собор отсутствует, не это является причиной сноса, так как решение о сносе монастыря было принято постановлением Политбюро ЦК КП(б)У в феврале 1934 года, а демонтаж мозаик начали производить ещё в 1933 году .
Попытки ряда искусствоведов (в частности, репрессированных Николая Макаренко , Дмитрия Айналова ) сохранить собор (хотя бы домонгольскую его часть) были отвергнуты властями, которые согласились только на снятие со стен здания древних мозаик и фресок. Правда, были и те, кто открыто высказывались за снос собора. К примеру, Александр Довженко одним из первых в 1932 году заявлял, что «при решении проблемы строительства парка культуры Михайловский монастырь попросится „уйти“, он отжил свой век. Абсолютно недопустимо даже думать, что эти стены кому-то нужны. Я думаю, когда мы снесём Михайловский монастырь, то строительство парка даст нужный эффект» . Разборка собора осуществлялась в 1933—1936 годах , в июне 1937 года оставшиеся его конструкции были снесены взрывом. В 1934—1935 годах сохранившиеся мозаики сняты на новое основание и перенесены в Софийский собор (группа реставраторов под руководством Владимира Фролова ). Для мозаики « Евхаристия » в выставочном зале Софийского собора построили специальную стену, по форме повторяющую апсиду Михайловского собора. Были сняты и перенесены в музеи Ленинграда ( Эрмитаж ), Москвы ( Третьяковская галерея ) и Киева (Софийский собор) некоторые фрески . В 1941 году остававшиеся в Киеве мозаики и фрески попали в руки немецких оккупантов и были вывезены в Германию. После войны они вернулись в СССР, но не все из них вернулись в Киев: некоторые попали также в музеи Москвы, Ленинграда и Новгорода. Мощи великомученицы Варвары с начала 1960-х годов покоятся во Владимирском соборе .
Решение о строительстве административного центра на месте собора так и не было осуществлено, и весь советский период его место оставалось незанятым.
В 1973—1982 годах произведена научная реставрация трапезной церкви Иоанна Богослова (единственного здания монастыря, сохранившегося при сносе 1930-х годов). Авторы проекта — архитектор В. П. Шевченко, интерьеры и мебель — архитектор Ирма Каракис . Церковь была отреставрирована в формах, близких к первоначальным.
Восстановленный в 1997—1998 годах Михайловский собор (архитектор Юрий Лосицкий ; официально открыт 30 мая 1999 года) — один из главных в то время храмов Украинской православной церкви Киевского патриархата (УПЦ КП), в настоящее время в 2020 г. передан в пользование созданной Православной церкви Украины [ источник не указан 265 дней ] .
С 2001 года Министерство культуры России осуществляет передачу хранившихся в Эрмитаже оригинальных фрагментов фресок Михайловского собора и иных предметов в распоряжение Министерства культуры Украины . 15 июля 2008 года возвращённые Россией фрески были выставлены . На прилегающей территории находятся Киевские духовные школы ПЦУ.
На колокольне монастыря установлены современные электрические часы- куранты и клавишно-колокольный музыкальный инструмент карильон , предназначенный для исполнения сложных мелодий специально подготовленным музыкантом.
На фронтоне собора установили копию древнего скульптурного изображения архистратига Михаила. Оригинал скульптуры после сноса храма был спасён искусствоведом Павлом Жолтовским, он попал в Музей этнографии и художественного промысла во Львове, а затем вернулся в Киев .
В ночь на 11 декабря 2013 года колокола Михайловского Златоверхого монастыря впервые за восемь веков били в набат , последний раз подобное происходило в 1240 году, во времена монголо-татарского нашествия. Благодаря звону колоколов в центре столицы собралось множество киевлян, и попытка освободить Майдан от баррикад бойцами спецподразделения « Беркут » и военнослужащими внутренних войск Украины оказалась неудачной.