Теории прибрежных миграций
- 1 year ago
- 0
- 0
Ортуин Граций (нем. Ortuin Gratius, собств. de Graes, 1481—1542) — профессор теологии Кёльнского университета , главным образом известен как оппонент гуманистов , ярко проявивший себя в так называемом « рейхлиновском споре».
Получил образование в городе Девентер , отчего заслужил прозвище «Девентерский». Поначалу Граций Ортуин являлся сторонником гуманистических идей, но позднее отказался от них. Когда поднялся скандал вокруг имени профессора филологии Иоганна Рейхлина , который выступал за сохранение и изучение еврейских книг, Граций Ортуин решительно встал на сторону противников Рейхлина. Кёльнская профессура возлагала на Ортуина большие надежды, так как он, будучи некоторое время в рядах гуманистов, мог состязаться со сторонниками И. Рейхлина в области изящной словесности.
Профессор Граций Ортуин начал с того, что принялся нападать на Рейхлина в своих латинских стихотворениях. В частности, когда Кёльнский институт выпустил в свет свой разгромный разбор рейхлиновского «Глазного зерцала», Граций Ортуин предпослал этому разбору собственное стихотворение. Впрочем сам Иоганн Рейхлин довольно низко оценивал виршеплетство Ортуина, и в «Защите против кёльнских клеветников» он открыто издевается над стихами противника.
В знаменитых « Письмах тёмных людей » защитники Иоганна Рейхлина подвергли насмешке деятельность Грация Ортуина и лояльных к нему консерваторов. Желая достойно ответить на вызов, в 1518 году профессор Ортуин пишет труд «Сетования тёмных людей» ( Lamentationes obscurorum virorum ). Для своего сочинения профессор теологии также избирает эпистолярный жанр . На страницах «Сетований тёмных людей» Граций Ортуин жалуется на безвременно ушедшие времена жесткой церковной дисциплины и современный упадок нравов. В качестве пролога к своему сочинению кёльнский теолог использует папскую буллу от 15 марта 1517 года. В противовес «Письмам тёмных людей», создатели которых нарочно писали на испорченной латыни, он старается изъясняться на изысканной латыни гуманистов, но то и дело переходит на более привычную ему испорченную латынь схоластиков. Многие из писем, созданных Грацием Ортуином, были неестественно кратки и с точки зрения просвещенных гуманистов неубедительны. К прежним упрекам в адрес профессора Ортуина добавилось также обвинение в отсутствии у него какого бы то ни было остроумия. Идейное поражение Ортуина и его сторонников было очевидно.
Однако, несмотря на свой отход от гуманизма и скандальную историю с Иоганном Рейхлиным, Граций Ортуин всё же не был начисто лишен исторического понимания и беспристрастия. В самом значительном своем труде «Fasciculus rerum expentendarum ac fugiendarum» (1535), представляющем собой сборник брошюр и документов прежних времен, направленных против папы, он демонстрирует довольно критическое отношение к деятельности римской курии. Позднее данное сочинение было занесено в Индекс запрещённых книг .