Линейные корабли проекта 23
- 1 year ago
- 0
- 0
Корабль проекта 1130 — корабль измерительного комплекса для выполнения задач по контролю над испытаниями межконтинентальных баллистических ракет.
После первых удачных испытаний МБР стал предельно ясен объём работ, необходимых для развития новой военной составляющей — ракетно-стратегической, для сохранения паритета с американцами. Первые походы кораблей ТОГЭ-4 в океан показали, что у них просто не остаётся резервов времени на пополнение запасов, замену экипажей, ремонт и отдых.
Решение по ТОГЭ-5 было типичным: купить готовые сухогрузы повышенной мореходности, переоборудовать их в Ленинграде и Северным морским путём перегнать на Камчатку. Тогда уже многое было понятно в необходимой конструкции кораблей: и тип корпуса, и набор радиоэлектронных компонентов. Выбор пал на немецкие верфи. Министерство судостроительной промышленности СССР передало только что построенные «Дангара» и «Дудинка» на переоборудование в ЦКБ-17 (главный конструктор — А. Е. Михайлов, заместители — Ф. К. Судеревский и И. М. Фомин). «Дангара» была переименована в « Чажму », а второе судно — в « Чумикан ». В формуляре этот проект значится, как экспедиционно-океанографический корабль — ЭОК.
Корабли получили более сильное радиотехническое вооружение. Обращали внимание на себя антенны связи «Вяз» и белый шаровой купол над станцией «Арбат». Корабли получили мощный по тем временам дизель и новую РЛС «Ангара». Значительно увеличилось количество аппаратуры радиоэлектронной разведки. Переоборудование проводилось с 8.02.1962 по 6.07.1963 на Балтийском заводе (тогда завод № 189) — ЭОК «Чажма», на Кронштадтском морском заводе — ЭОК «Чумикан». «Чумикан» принят в состав ВМФ 14.07.1963, а «Чажма» — 21.07.1963 года.
Командиром ТОГЭ-5 был назначен капитан 1 ранга Е. Я. Онищенко, его заместителем по измерениям — инженер-подполковник В. В. Шмелёв. Первый командир «Чажмы» — капитан 1 ранга А. М. Калугин, пробыл недолго, после перехода его сменил капитан 2 ранга А. И. Семёнов. Заместитель по измерениям — инженер-подполковник А. Я. Ривкин.
Первый командир «Чумикана» капитан 1 ранга А. И. Матвеев, заместитель по измерениям — капитан 2 ранга Р. Х. Юлдашев. Интересно, что в экипажи кораблей было назначено несколько опытных солдат срочной службы полигонов ПВО и РВСН.
С 23 июля по 5 октября 1963 состоялся переход «Чажмы» и «Чумикана» Северный морским путём, причём часть пути они прошли, ведомые ледоколами «Ленинград» и «Красин», затем их дополнил атомный ледокол « Ленин ». Шли не одни — всего в колонне было 11 судов. Ледовая обстановка было сложной, иногда за сутки удавалось пройти всего 10-12 миль. В проливе Лонга наши корабли встретили дальневосточные ледоколы «Москва» и «Лазарев» и состоялась первая встреча с американскими ВМС , вертолёты которых смогла отогнать только береговая авиация.
C приходом на Камчатку в соединение вошёл КИК «Чукотка», образовав 5-ю Тихоокеанскую океанографическую экспедицию, 2-й Плавучий измерительный комплекс Министерства обороны СССР. До 1974 года ТОГЭ-4 и ТОГЭ-5 существовали как отдельные соединения ВМФ. Затем они были объединены в ОГЭ-5, и в 1984 году преобразованы в 35-ю бригаду кораблей измерительного комплекса.
Общая высота корабля 49 м, корабль имел 80 спальных мест для офицеров, 40 — для мичманов и 195 — для матросов. Корпус состоял из 205 шпангоутов со шпацией 600—700 мм, имел 12 водонепроницаемых переборок и обеспечивал 2-отсечную непотопляемость. Движитель — 4-лопастной винт диаметром 5 м. Он обеспечивал наибольшую скорость хода в 15 узлов.
Запасы дизельного топлива составляли 1760 т, мазута — 1800 т, питьевой воды — 60, мытьевой — 290, котельной — 70 т. Следует сказать, что новые КИКи приобрели устройства приёма (передачи) топлива на ходу, чего не было на старых проектах.
Два якоря Холла весом по 4 т на цепях длиной 300 м и калибром 53 мм и адмиралтейский якорь массой 1,25 т. Энергетику корабля дополняли три дизель-генератора по 600 кВт и три по 300 кВт.
Средства телеметрии и траекторных измерений были совершенно типичны для кораблей экспедиции. Они дополнились новой системой стабилизации «Пингвин» и СЕВ «Кипарис».
«Чумикан» на « Дальзаводе » проходил текущий ремонт с дооборудованием с мая 1977 г. по декабрь 1977 г., текущий ремонт с января 1981 г. по май 1981 г., средний ремонт с модернизацией с января 1985 г. по июнь 1986 г. Модернизация в 1977 г. позволила использовать на корабле комплекс космической связи «Сургут-Аврора». Это было жизненно необходимо для организации связи с космонавтами, точнее, с бурно развивающимися орбитальными станциями. Сразу после этого «Чумикан» совершил самый длительный свой поход — 139 сут с 2.06 по 19.10.1978 г.
«Чажма» — средний ремонт с 1.07.1986 по 30.03.1988 г.
На счету этих очень мореходных кораблей значатся заметные события в истории флота. КИК «Чажма» в 1975 г. вел разведку по попыткам американского флота при помощи судна-платформы «Гломар Эксплорер» поднять советскую атомную лодку К-129 , погибшую при невыясненных обстоятельствах.
КИК «Чумикан» в 1970 г. был привлечён к операции по спасению космического корабля США « Аполлон-13 », когда в 328 000 км от Земли на его борту неожиданно вышла из строя энергетическая установка. На Земле была срочно создана группа НАСА по руководству возвращением «Аполлона-13», к расчетному месту приводнения направлен авианосец «Иводзима».
Затем КИК «Чумикан» «засветился» в западной прессе после испытательных пусков прототипа уникального корабля многоразового использования БОР в 1982—1983 годах .
21.06.1996 г. КИК «Чумикан» вышел своим ходом на ровном киле на сухой берег порта Аланг . Перед этим он оборвал якорь у побережья Индии и восстанавливал его двое суток. Последнее судно из серии рудовозов, ставших военными кораблями, честно отслужив более 30 лет, прекратило своё существование .
|
Некоторые
внешние ссылки
в этой статье
ведут на сайты, занесённые в
спам-лист
|