Interested Article - Миньцы

Миньцы ( кит. трад. 闽民系 , упр. 閩民系 , пиньинь Mǐn mínxì , палл. Минь миньси ; также в научной литературе употребляются термины минь-говорящие китайцы и ханьцы , говорящие на миньских языках ; англ. Min Chinese speakers или англ. Min-speaking peoples ) — крупная этнолингвистическая и субкультурная подгруппа китайцев , населяющая несколько провинций Восточного и Южного Китая (прежде всего Фуцзянь , Гуандун и Хайнань ), а также Тайвань ; кроме того, составляют значительную долю среди хуацяо в Юго-Восточной Азии, Северной Америке и Европе .

География

В Восточном и Южном Китае ареал расселения миньцев простирается от южной части провинции Чжэцзян до южной части провинции Гуандун , включая прибрежные и внутренние районы провинции Фуцзянь , прибрежные районы островной провинции Хайнань , восточную часть провинции Цзянси , а также специальные административные районы Гонконг и Макао . В Гуандуне миньцы не расселены сплошным массивом, а сконцентрированы в двух областях ( на северо-востоке и Лэйчжоу на юго-западе), разделённых между собой дельтой Жемчужной реки , которая является историческим центром формирования кантонцев .

За пределами КНР миньцы населяют прибрежные районы острова Тайвань , где составляют большинство среди местных ханьцев (около 70 %), а также преобладают среди хуацяо Юго-Восточной Азии (особенно в таких странах, как Таиланд , Камбоджа , Мьянма , Малайзия , Сингапур и Филиппины ). В Таиланде и Камбодже большинство китайцев говорят на чаошаньском диалекте , а в Мьянме, Малайзии и Сингапуре, на Тайване и Филиппинах — на (хок-кьень) .

Численность

Основные китайские языки и диалекты

В мире насчитывается около 100 млн людей, говорящих на миньских языках. По состоянию на середину 1990-х годов, миньцы (минь-говорящие китайцы) входили в пятёрку крупнейших этнолингвистических групп Китая (49 млн носителей южноминьского , около 10,5 млн носителей североминьского , около 9 млн носителей восточноминьского и около 2,5 млн носителей пусяньского ), уступая лишь носителям северокитайского (885 млн), у (77,1 млн) и юэ (66 млн), опережая такие крупные языковые группы, как цзинь (45 млн), сян (36 млн), хакка (34 млн) и гань (20,5 млн) .

По состоянию на 2019 год на северокитайском языке в Китае говорило 1,11 млрд человек, на языке у — 81,5 млн, на юэ — 73,5 млн, на южноминьском — 50,4 млн, на хакка — 48,4 млн, на цзинь — 46,9 млн, на сян — 37,3 млн и на гань — 22,1 млн человек .

За пределами КНР крупнейшие диаспоры миньцев расположены на Тайване, в странах Юго-Восточной Азии (Филиппины, Малайзия, Сингапур, Индонезия, Таиланд, Камбоджа, Вьетнам, Мьянма, Бруней), а также в США, Канаде, Европе (Великобритания, Франция, Италия), Австралии, Японии, Южной Корее и Африке (Мадагаскар). Согласно различным оценкам, за пределами Китая проживает 40—45 млн миньцев и их потомков. Сложность итогового подсчёта заключается в том, что одни источники вносят миньцев Тайваня в общее количество миньцев Китая, а другие — нет .

История

Руины ханьского города в Уишане
Могила в виде черепахи в Фынцзэ

В древности территорию современной провинции Фуцзянь населяли различные племена тайского и вьетского происхождения, известные под собирательным названием байюэ («сто юэ»). Исторической колыбелью миньцев является древнее царство Миньюэ , основанное в 334 году до н. э. членами правящей династии царства Юэ (территория современной провинции Чжэцзян ). Согласно исторической хронике « Ши цзи », они бежали на юг после того, как Юэ захватили объединившиеся царства Чу и Ци . В 223 году до н. э. царство Цинь захватило Чу , а в следующем году принудило к сдаче правителя Миньюэ. В 221 году до н. э. была образована империя Цинь , земли Миньюэ вошли в состав округа Миньчжун, власти которого размещались в Дунъе на территории современного Фучжоу. После развала империи Цинь в 206 году до н. э. правитель Миньюэ встал на сторону Лю Бана , за что тот после основания новой династии Хань позволил в 202 году до н. э. воссоздать царство Миньюэ в качестве вассала империи .

Империя Хань несколько раз пыталась завоевать Миньюэ, но горный рельеф и изолированные долины не позволяли ханьцам закрепиться на этих землях. В 183 году до н. э. Миньюэ попало под контроль соседнего царства Наньюэ , которым правил могущественный Чжао У-ди . В 135 году до н. э. Миньюэ напало на владения Чжао Мо , который обратился за помощью к ханьцам. Однако вскоре в Миньюэ произошёл дворцовый переворот и царство стало вассалом Хань. В 111 году до н. э. войска ханьского императора У-ди заняли столицу Наньюэ, город Панью , а на следующий год захвалили столицу Миньюэ, город Фучжоу . С тех пор начался процесс китаизации миньцев, однако в храмах северной части Фуцзяни до сих пор почитают правителей Миньюэ .

Храм в честь Гуань Юя и Юэ Фэя в Цюаньчжоу

В правление императора Сянь-ди Ханьская империя распалась, после чего Фуцзянь вошла в состав царства У , правитель которого Сунь Цюань пытался покорить племена горных юэ. В эпоху династий Цзинь , Лян и Чэнь земли современной Фуцзяни продолжали оставаться относительно малонаселёнными, периодически принимая волны китайских беженцев с севера и долины Янцзы. В период династий Суй (581—618), Тан (618—907) и Сун (960—1279) центральные власти слабо контролировали Южный Китай, а внутренние конфликты и внешние вторжения вынуждали китайцев массово мигрировать из Северного Китая в Фуцзянь. В начале X века в горной части Фуцзяни образовалось автономное царство Минь со столицей в Чанлэ .

В эпоху династии Сун территория Фуцзяни была известна как «восемь земель минь». Нашествие киданей , образовавших империю Ляо , вновь привело к массовому исходу китайцев на юг. Монгольское завоевание империи Южная Сун (в 1276 году сунский двор бежал из Ханчжоу сперва в Фучжоу, а затем в Цюаньчжоу ) привело к присоединению Фуцзяни к владениям империи Юань . После изгнания монголов и образования династии Мин , император Хунъу в 1371 году ввёл запрет морской торговли . Жители прибрежных деревень, лишившиеся всех доходов, стали массово эмигрировать на острова Тайвань и Рюкю , а также в Юго-Восточную Азию. Многие бывшие рыбаки и моряки вливались в ряды пиратов вокоу , которые грабили китайское побережье .

В ходе маньчжурского завоевания Китая императорский двор вновь бежал из Ханчжоу в Фучжоу, а затем в Сямынь и на Тайвань. Маньчжуры в 1647 году восстановили «морской запрет», направленный главным образом против пиратского главаря Чжэн Чэнгуна , который контролировал побережье Фуцзяни и Тайваня. Чтобы лишить пиратов поддержки со стороны населения, маньчжуры силой выселили всех местных жителей с побережья Гуандуна, Фуцзяни и Чжэцзяна вглубь страны .

После Первой опиумной войны цинские власти были вынуждены открыть для иностранцев порты Сямынь (Амой) и Фучжоу . Разруха, голод, военные и политические потрясения второй половины XIX — начала XX века (особенно Вторая опиумная война , Франко-китайская война и Синьхайская революция ) привели к тому, что многие миньцы стали эмигрировать из Фуцзяни на Тайвань, Хайнань и Филиппины, а также в Гуандун, Гонконг, Вьетнам, Камбоджу, Таиланд, Малайзию, Сингапур и Индонезию.

В дальнейшем Фуцзянь значительно пострадала во время Гражданской войны и Японо-китайской войны , что также побудило многих миньцев уехать за рубеж. Спасаясь от репрессий коммунистов, многие гоминьдановцы бежали из Фуцзяни на Тайвань и острова Цзиньмэнь . С началом экономических реформ в прибрежные города Фуцзяни хлынули инвестиции из Гонконга, Макао, Тайваня, Сингапура, Японии, США и Европы. Открытие многочисленных китайских и иностранных предприятий привлекло в провинцию трудовых мигрантов из Северного и Центрального Китая, говоривших на путунхуа . Однако население горных округов Наньпин , Саньмин и Лунъянь во многом сохранило локальные миньские диалекты и традиционный уклад жизни (включая местные верования, обряды, фольклор и кулинарные традиции).

Язык

Миньские языки (также употребляются термины фуцзяньский язык, хок-кьень и хокло ) распространены по обеим берегам Тайваньского пролива (провинция Фуцзянь в КНР и остров Тайвань ), а также в провинциях Хайнань , Гуандун (исторический регион , округ Чжуншань и полуостров Лэйчжоу ) и Чжэцзян (южные уезды Вэньчжоу и архипелаг Чжоушань ); кроме того, различные миньские диалекты широко распространены среди хуацяо Юго-Восточной Азии, США, Австралии и Европы .

Этимология языков минь происходит от названия реки Минь , от которой, в свою очередь, произошли названия древнего царства Миньюэ и исторического региона Минь (современная провинция Фуцзянь). Многие миньские языки сохранили заметные черты древнекитайского языка и имеют значительный лингвистический субстрат байюэ , однако не все миньские диалекты являются прямыми потомками среднекитайского языка , сложившегося в эпоху Суй и Тан . Различные диалекты миньских языков слабо взаимопонятны между собой и практически непонятны носителям других китайских языков (не только северного путунхуа , но и соседних кантонского , хакка , гань или у ).

Историческое развитие

Формирование миньских праязыков началось после того, как династия Хань захватила царство Миньюэ , что привело к частичному смешению китайцев с местными племенами байюэ . Территория Фуцзяни представляет собой гористую местность, пересечённую многочисленными речными долинами. Основные миграционные волны китайцев, следовавших с севера на юг, начинались в бассейне Янцзы и проходили по долинам рек Сян и Гань , а не вдоль морского побережья. Из-за этого миньские языки испытали меньше влияния северокитайских языков, чем другие языки Южного Китая . Таким образом, большинство разновидностей современного китайского языка являются производными от среднекитайского языка эпохи Тан, в то время как миньский язык содержит следы более старых вариаций эпохи Хань .

На формирование миньских языков прежде всего влияли миграционные волны, бравшие своё начало на Великой Китайской равнине . Одной из первых таких волн было массовое бегство на юг китайцев из Северного Китая, вызванное вторжением на земли империи Цзинь кочевых племён, известных как « пять варваров » (304—316 года). Во второй половине VII века танские войска подавили восстание шэ , после чего в Фуцзянь были переселены многочисленные китайские колонисты. В конце IX века новый танский губернатор Ван Чао перебросил в Фуцзянь большую армию из Хэнани , а в 909 году, после падения династии Тан, его сын Ван Шэньчжи, опираясь на эту армию, основал царство Минь . Все эти масштабные миграции китайцев привели к почти полной ассимиляции как местных байюэ , так и их локальных диалектов .

Американский синолог Джерри Норман выделял в словарном запасе современного миньского языка четыре исторических слоя: австроазиатский субстрат эпохи Миньюэ ; ранний китайский слой, принесённый переселенцами из Чжэцзяна в эпоху Хань; средний китайский слой эпохи Южных и Северных династий ; и поздний литературный слой, основанный на койне танской столицы Чанъань . Другие учёные относят древнейший субстрат миньских языков к австронезийской языковой семье .

Языковые группы и диалекты

Основные миньские языки Китая и Тайваня согласно Языковому атласу Китая :

Миньские языки имеют наибольшее диалектное разнообразие среди всех китайских языков. Часто миньские диалекты из соседних округов, а иногда даже из соседних горных деревень, взаимно непонятны .

Ранние классификации делили миньские языки на северную и южную подгруппы. Позже добавилось деление на прибрежные и внутренние диалекты . Абсолютное большинство миньцев Фуцзяни, Тайваня, Гуандуна, Хайнани и Юго-Восточной Азии говорят на прибрежных диалектах. К ним относятся миньдун и его престижная форма — ; пусянь ; миньнань и его наиболее распространённые вариации ( хок-кьень , тайваньский , чаошаньский и чжэнаньский); лэйчжоу и хайнаньский .

Внутренние диалекты миньских языков имеют гораздо меньше носителей. В их состав входят миньбэй , миньчжун и шаоцзян (на последний очень сильное влияние оказали языки хакка и гань ) .

За пределами КНР наиболее распространены диалекты южноминьского языка, прежде всего хок-кьень, амойский и чаошаньский.

Религия

Статуя Мацзу на Тайване

Миньцы исповедуют китайскую народную религию (прежде всего поклоняются предкам и божествам-покровителям рода или клана), китайский буддизм (в материковом Китае принадлежат преимущественно к ветви Махаяна , в Юго-Восточной Азии — к ветви Тхеравада ), даосизм и конфуцианство . Имеются многочисленные синкретические религиозные движения ( Игуаньдао , Сюаньюань-цзяо , Дэцзяо , Туншаньшэ , Фалуньгун ), а также небольшие общины христиан ( Церковь истинного Иисуса ) и мусульман .

Среди миньцев особенно распространён культ богини-покровительницы рыбаков и моряков Мацзу . Её святилища и храмы установлены почти во всех приморских поселениях Фуцзяни, Тайваня, Гуандуна и Хайнани. Также высоко почитаются божества Юй-ди , Чжэнь-у и Гуаньинь , малые божества Ван-е , национальные герои Гуань Юй , Юэ Фэй и , монах Циншуй .

Подгруппы

Житель Фучжоу конца XIX века
Здание Ассоциации хайнаньцев Малакки
Манильский чайнатаун
Храм Гуаньинь в Сабахе
Бангкокский чайнатаун

говорят на и населяют округа Фучжоу и Ниндэ . За пределами КНР значительные общины фучжоусцев расположены на архипелаге Мацзу , а также в китайских кварталах Юго-Восточной Азии, Японии, США и Великобритании.

говорят на и населяют округ Путянь (имеются общины в Фучжоу и Гонконге). За пределами КНР значительные общины путяньцев расположены в китайских кварталах Юго-Восточной Азии, Австралии, США и Канады.

Хокло говорят на диалекте хок-кьень и населяют исторический регион (округа Цюаньчжоу , Сямынь и Чжанчжоу ). За пределами КНР значительные общины хокло расположены на Тайване ( составляют более 70 % всех тайваньских ханьцев ), а также в китайских кварталах Юго-Восточной Азии, США ( ), Австралии и Новой Зеландии.

Чаошаньцы говорят на чаошаньском диалекте и населяют исторический регион (округа Чаочжоу , Шаньтоу , Цзеян и Шаньвэй ). За пределами КНР значительные общины чаошаньцев расположены в китайских кварталах Юго-Восточной Азии, США, Канады и Австралии.

говорят на и населяют округа Чжаньцзян и Маомин (имеются общины в Гонконге и Макао). За пределами КНР значительные общины лэйчжоусцев расположены в китайских кварталах Юго-Восточной Азии и США, а также на Тайване.

говорят на хайнаньском языке и населяют остров Хайнань (имеются общины в Гуандуне и Гонконге). За пределами КНР значительные общины хайнаньцев расположены в китайских кварталах Юго-Восточной Азии, США и Великобритании.

На Филиппинах среди большинство составляют хуацяо, говорящие на диалекте (около 70 %); за ними следуют чаошаньцы . В основном предки филиппинских миньцев переселялись на острова из Цюаньчжоу , Чжанчжоу и Сямыня .

Во Вьетнаме основная часть хоа говорит на кантонском диалекте , однако имеются значительные общины, разговаривающие на чаошаньском, хайнаньском и хок-кьень. Большинство вьетнамских миньцев сосредоточены в Хошимине , Кантхо и Шокчанге .

В Таиланде более половины местных китайцев составляют чаошаньцы . Крупнейшими языковыми группами являются хуацяо, говорящие на чаошаньском (56 % от всех китайцев), хайнаньском (11 %), фучжоуском (8 %), путяньском (8 %) и хок-кьень (8 %) .

В Камбодже среди доминируют чаошаньцы (77 % от всех китайцев), чьи предки прибыли в страну из Цзеяна и Шаньтоу . Другими группами миньцев являются хайнаньцы (преимущественно из Вэньчана ) и хокло (главным образом из Цюаньчжоу и Сямыня ).

В Малайзии миньцы составляют большинство среди местных китайцев ; крупнейшими группами являются хуацяо, говорящие на хок-кьень (37,6 % от всех китайцев), чаошаньском (9,2 %), фучжоуском (4,7 %), хайнаньском (2,6 %), пусяньском (0,5 %) и фуцинском (0,3 %) .

В Сингапуре миньцы также составляют большинство среди ; крупнейшими группами являются хуацяо, говорящие на хок-кьень (44,1 % от всех китайцев), чаошаньском (21,8 %), хайнаньском (6,8 %), фучжоуском (2,2 %), пусяньском (1 %) и фуцинском (0,6 %).

В Индонезии среди местных китайцев большинство составляют танка и хокло, говорящие на диалекте хок-кьень, за ними следуют чаошаньцы и фучжоусцы. Среди языковых групп преобладают хуацяо, говорящие на южноминьском языке, включая , и чаошаньский диалект (около 60 % от всех китайцев), также встречаются говорящие на восточноминьском языке, включая фучжоуский и фуцинский диалекты (около 1 %), хайнаньском, лэйчжоуском и пусяньском языках. В Брунее говорящие на диалекте хок-кьень также составляют большинство среди .

В Мьянме , особенно в Янгоне и Мандалае , среди миньцы, говорящие на хок-кьень, уступают лишь выходцам из провинции Юньнань . На Мадагаскаре среди имеется небольшая группа хуацяо, говорящая на хок-кьень.

Среди китайцев США имеются значительные группы , , и чаошаньцев, причём преобладают выходцы не с материкового Китая, а эмигранты с Тайваня и Филиппин, из Гонконга, Вьетнама, Камбоджи, Таиланда, Малайзии, Сингапура, Индонезии и Мьянмы. Крупнейшие общины миньцев сконцентрированы в Большом Нью-Йоке , Большом Лос-Анджелесе , Большом Сан-Франциско и Большом Бостоне .

Культура

Древний храм в Уишане

Многообразие диалектов и этнических групп привели к отсутствию единой миньской культуры . Среди миньцев наиболее известными являются (она же «культура хокло» и «южноминьская культура»), фучжоуская культура и культура чаошаньцев . Определённое влияние на культуру миньцев оказывают соседние народы — кантонцы , хакка и . Языком межнационального общения является путунхуа , который также доминирует в образовании и административной сфере .

Массовая миграция миньцев (прежде всего хокло, чаошаньцев, фучжоусцев и путяньцев) в XVII—XIX веках способствовала тому, что многие элементы миньской культуры (архитектура, музыка, керамика, гастрономия) оказали значительное влияние на культуры народов Тайваня, Филиппин, Вьетнама, Камбоджи, Таиланда, Малайзии, Сингапура, Индонезии, Брунея и Мьянмы.

Жители Миньюэ являлись искусными корабелами и моряками, что признавали даже захватившие регион ханьцы. После вхождения территории Фуцзяни в состав империи Хань порт в заливе Мэйчжоувань стал одним из крупнейших портов государства. В танский период корабелы Фуцзяни (преимущественно хокло) строили большие корабли водоизмещением от 50 до 60 тонн. Начиная с эпохи династии Тан и до заката династии Юань порты Цюаньчжоу и Сямыня считались самыми загруженными в империи. Сюда прибывали такие путешественники, как Джованни Монтекорвино , Одорико Порденоне , Марко Поло , Ибн Баттута и Джованни де Мариньолли . Прибрежные города Фуцзяни служили не только торговыми центрами, но и местами культурного обмена китайцев с европейцами, арабами, индийцами и малайцами .

Фуцзянь является родиной нескольких стилей и школ боевых искусств , самыми известными из которых считаются ( байхэцюань ) и ( дишуцюань ).

Опера

Артисты миньской оперы

Основной формой китайской оперы в провинции Фуцзянь является традиционная . Помимо Фучжоу , где миньскую оперу исполняют на фучжоуском диалекте, она популярна на Тайване, в Малайзии, Сингапуре и Индонезии. Локальные варианты миньской оперы распространены в Цюаньчжоу ( или лиюаньси и или гаоцзяси ), Ниндэ ( бэйлу или луаньтань ), Чжанчжоу ( сянцзюй ), Путяне ( или пусяньси ) и на Тайване ( тайваньская опера ) .

К миньской опере близки представления . Музыкальный театр тканевых марионеток на южноминьском языке возник в XVII веке в южной части Фуцзяни, а затем получил распространение на Тайване, в восточном Гуандуне и на островах Индонезии (особенно в китайских кварталах Явы и Суматры ). Голова, ладони и ступни куклы сделаны из дерева, а туловище и другие части конечностей спрятаны под тканевым костюмом. Во время представления рука в перчатке входит в костюм куклы и заставляет её двигаться. Наиболее популярными персонажами кукольного театра являются Сунь Укун и герои современных комиксов.

Музыка

Исполнительница музыки наньинь

имеет в своём составе несколько народных и классических стилей. Мелодичный стиль классической музыки («южные тона») зародился в VII веке. Сегодня он популярен не только в Фуцзяни, но и на Тайване, и среди миньцев Юго-Восточной Азии. В основном традиции наньинь сохраняют любительские «песенные клубы» при храмах и клановых залах, состоящие исключительно из мужчин. Для исполнения наньинь используют пипу , саньсянь , сяо , дицзы и другие инструменты .

Музыкальный стиль шифань зародился в эпоху империи Цин и раньше сопровождал танец дракона , но со временем в нём добавились струнные и духовые инструменты. Стиль чанхэ возник из традиции буддийского пения в сопровождении ударных инструментов, в том числе колоколов и барабанов, к которым позже добавились духовые и струнные инструменты. На Тайване широко известен стиль .

Среди современных музыкальных стилей наибольшей известностью пользуется (он же тай-поп и южноминьский поп), зародившийся в 1930-х годах на Тайване и с 1990-х годов получивший много поклонников в материковом Китае и среди хуацяо Юго-Восточной Азии.

Изобразительное искусство

Фигурка Гуаньинь из Дэхуа

Фучжоу славится традиционным производством шёлковых изделий, и . Светлый плотный агальматолит , необходимый как сырьё для резьбы, добывается в деревне Шоушань на севере провинции Фуцзянь. Его использование восходит к эпохе Южных династий , а во времена династии Мин из этого камня изготавливали чиновничьи печати.

В южной части Фуцзяни, особенно в уезде Наньцзин , распространено изготовление ювелирных изделий, амулетов, вазочек и резных фигурок из плотного роговика с зелёными полосами, который здесь называют «хуааньский нефрит» (Hua’an jade или Hua-an gi̍k) .

Самым известным фуцзяньским изделием является белый , который изготовляют в уезде Дэхуа со времён династии Мин. Именно этот фарфор в больших количествах экспортировали в Японию и Европу в XVIII веке, и именно фарфор Дэхуа по началу копировали мейсенские мастера . Наиболее популярными изделиями являются детализированные статуэтки божеств, вазы и различная посуда. В 2021 году печи Дэхуа были внесены в Список всемирного наследия ЮНЕСКО .

Также широкую известность имеют такие фуцзяньские течения изобразительного искусства, как тёмная домашняя , корни которой происходят из района Цзяньян в Наньпине ; школа скульптуры из лаковых нитей, возникшая в Сямыне в XVII веке; южноминьская школа живописи, возникшая в середине XX века в Цюаньчжоу ; южноминьский стиль каллиграфии .

Архитектура

Храм Мацзу в Цзяи
Клановый дом в Пинанге
Буддийский храм в Цюаньчжоу

(также известна как архитектура хокло и южноминьская архитектура) широко представлена в Фуцзяни, на Тайване, а также в китайских кварталах Юго-Восточной Азии. До завоевания ханьцами царства Миньюэ на территории Фуцзяни процветала архитектура аборигенов байюэ . В эпоху династий Тан и Сун в Фуцзяни сложился локальный стиль архитектуры .

Характерной особенностью архитектура хок-кьень в Китае и на Тайване является наличие в богатых особняках, больших храмах и залах предков крыш с загнутыми вверх концами в форме ласточкиного хвоста. Эта особенность возникла в XVI веке, когда зажиточные миньцы разбогатели на заморской торговле. Гребни крыш обычно обильно украшены красочной тонкой резьбой.

Другой особенностью является украшение крыш, фасадов, оконных рам и главных дверей храмов и жилых домов фарфоровыми фигурками и элементами, имитирующими тонкую резьбу. Нередко в композициях художники использовали фрагменты старых цветных тарелок или горшков, которые наклеивали на готовые скульптуры. Основными мотивами являются растения, животные, фигуры из китайской мифологии и народных сказок (например, драконы, фениксы, цветы и легендарные герои).

Характерным типом традиционного жилища являются дома . Они имеют постройки с трех сторон внутреннего двора, образующие U-образную форму, напоминающую китайский иероглиф 凹 (āo). Саньхэюань похожи на сыхэюань , но четвёртую сторону двора обычно образует стена ( сянфан ). Саньхэюань бывают квадратной или прямоугольной формы, одноэтажными или многоэтажными. Внутри имеются центральная комната для встречи гостей, спальни, хозяйственное крыло с кухней, кладовой и туалетом .

Для коммерческой застройки Фуцзяни характерен стиль тэн-а-кха , аналогичный кантонскому стилю . Типичное здание в стиле тэн-а-кха имеет магазин или контору на первом этаже, над которыми размещаются жилые помещения, нередко с небольшими балконами. Обычно коммерческие помещения отделены от улицы тротуаром с крытой галереей или террасой. Во многих приморских городах Фуцзяни дома в стиле тэн-а-кха образуют оживлённые торговые улицы или рыночные площади.

Философия

Миньская философская школа относится к неоконфуцианскому течению, одним из её основателей являлся сунский учёный и литератор Чжу Си . Во времена династии Мин учение миньской школы попало в Корею и Японию. Особый упор миньская школа делала на тексты Да сюэ , Чжун юн , Лунь юй и Мэнцзы ; кроме того, миньские философы интерпретировали буддизм через призму конфуцианства и придавали особую важность самосовершенствованию .

Кухня

Суп из красных грибов и свежих моллюсков
Суп с рыбными шариками
Свиные рёбрышки в бульоне

(также известна как миньская кухня) является одной из «восьми великих традиций» китайской кухни . Она характеризуется как лёгкая (нежирная и неострая), нежная, мягкая и сладкая, с особым акцентом на вкус умами и сохранность первоначального аромата, а также с упором на свежие морепродукты и лесные грибы. Основными течениями фуцзяньской кухни являются , и южноминьская кухни. За свою долгую историю фуцзяньская кухня впитала многие элементы кантонской кухни , а также кухонь , шэ и даньцзя . В то же время, благодаря массовой эмиграции миньцев, фуцзяньская кухня оказала большое влияние на и кухни народов Юго-Восточной Азии, особенно Малайского архипелага .

Популярными ингредиентами фуцзяньской кухни являются рис (в том числе красный дрожжевой рис ), свинина (в том числе ветчина ), курятина , устрицы , креветки , крабы , морские гребешки , морские ушки , трепанги , акульи плавники, рыбьи пузыри , перепелиные яйца , таро , бамбуковые побеги , листья и орехи лотоса , женьшень , арахисовая паста , рыбный соус , , рисовый уксус и шаосинское вино .

Среди кулинарных методов наиболее часто используются тушение на медленном огне, готовка на пару и варка в кипящей жидкости, жарка популярна меньше, чем в кантонской кухне. Среди поваров особо ценятся мастерство владения ножом и умение сохранять у ингредиентов родные аромат и текстуру. В фуцзяньской кухне очень популярны супы, бульоны и стью , которым уделяется особое внимание, а также «пьяные блюда» (маринованные в вине), плоская лапша и соусы для макания. В качестве приправ и добавок к рыбе, мясу и супам используют , соль, сахар, чеснок , лук-шалот , имбирь , перец чили, сушёные креветки, креветочную пасту , бульонные кубики , соевый соус , вонючий тофу , кунжутное и соевое масло .

Одним из самых престижных и сложных блюд фуцзяньской кухни является суп из акульих плавников под названием («Будда перепрыгивает через стену»). Среди наиболее популярных блюд — гуабао со свининой; вонтоны со свиным фаршем, грибами или морепродуктами; свиные рёбрышки в бульоне с травами и специями; «пьяные рёбрышки» (свиные рёбрышки, маринованные в вине); суп с яичной лапшой, овощами и анчоусами; куриный бульон с моллюсками; омлет с устричной начинкой; рыбные шарики с мясной начинкой; рыбные роллы с хрустящей корочкой; вяленые морские гребешки с белой редькой, приготовленной на пару; тушённая в вине курица с лапшой; тушённые в вине лягушки; плоды лонгана с мясной начинкой .

На десерт подают маш в сиропе, сладкие булочки, блинчики с начинкой из личи или консервированные абрикосы. Фуцзянь славится своими сортами чая ( улун , фуцзяньский белый и чёрный чай , лапсан соучун , фучжоуский жасминовый). Фуцзяньская чайная церемония является одной из канонических в Китае. Среди алкогольных напитков наиболее популярны байцзю , хуанцзю и пиво .

Праздники

Миньцы традиционно отмечают Праздник весны (сопровождается фейерверками и исполнением танца льва ) и Праздник фонарей ; Праздник середины осени (сопровождается приготовлением юэбинов и игрой в * ); Праздник чистого света (сопровождается походом на кладбище для почитания памяти предков); Праздник холодной пищи (сопровождается запретом на разжигание огня); Праздник двойной девятки , Фестиваль голодных духов , день рождения Мацзу и день рождения Юй-ди .

Свадебные традиции

Свадебные традиции миньцев в целом довольно близки к обычаям . Среди миньцев приняты такие церемонии, как выкуп невесты (обычно преподносят золотые украшения, отрез шёлка или просто деньги); подарки молодожёнам (обычно дарят деньги в красном конверте); чайная церемония (молодожёны подают чай родителям и старейшинам клана, а те, в ответ, дарят им небольшие подарки). В качестве первого блюда на свадебном приёме подают жареного поросёнка .

Примечания

  1. . — С. 184. 9 января 2023 года.
  2. Природа и цивилизация: реки и культуры. Материалы конференции. — Европейский дом, 1997. — С. 53. — ISBN 9785801500089 .
  3. , с. 236—237.
  4. , с. 62—63.
  5. , с. 57.
  6. , с. 1—2.
  7. , с. 698—700.
  8. (англ.) . Дата обращения: 3 января 2023. 20 октября 2003 года.
  9. (англ.) . Дата обращения: 3 января 2023. 5 марта 2021 года.
  10. Timothy Shopen. . — University of Pennsylvania Press, 1987. — P. 296—297. — ISBN 9780812212495 .
  11. Cornelis C. Kubler, George Ho. A Speaker from Taipei. — Walter de Gruyter, 2010. — P. 4. — ISBN 9783110882346 .
  12. , с. 155—156.
  13. E. F. Brindley. Ancient China and the Yue: Perceptions and Identities on the Southern Frontier. — Cambridge University Press, 2015. — P. 400.
  14. (англ.) . CPAmedia. Дата обращения: 4 января 2023. Архивировано из 30 августа 2010 года.
  15. , с. 156—157.
  16. Hung, Hing Ming. The Magnificent Emperor Wu: China’s Han Dynasty. — Algora Publishing, 2020. — P. 177—178. — ISBN 9781628944181 .
  17. , с. 85.
  18. , с. 173.
  19. Stanley Sandler. Ground Warfare: An International Encyclopedia. — ABC-CLIO, 2002. — P. 479. — ISBN 9781576073445 .
  20. Kerry Brown. Berkshire Dictionary of Chinese Biography. — Berkshire Publishing Group, 2017. — P. 912—913, 916. — ISBN 9781933782614 .
  21. Language Atlas of China: Chinese dialect volume. — 2. — Chinese Academy of Social Sciences, 2012. — P. 110.
  22. William Wang. The Mǐn dialects in historical perspective // Languages and Dialects of China, Journal of Chinese Linguistics. Chinese University Press. — 1991. — № 3 (стр. 325–360).
  23. . — Cambridge University Press, 1988. — P. 210, 228. — ISBN 978-0-521-29653-3 .
  24. . — Cambridge University Press, 1988. — P. 228—229. — ISBN 978-0-521-29653-3 .
  25. Pang-Hsin Ting. Derivation time of colloquial Min from Archaic Chinese // Bulletin of the Institute of History and Philology. — 1983. — № 54 (стр. 9–10).
  26. William H. Baxter, Laurent Sagart. Old Chinese: A New Reconstruction. — Oxford University Press, 2014. — P. 33, 79. — ISBN 978-0-19-994537-5 .
  27. Margaret Mian Yan. Introduction to Chinese Dialectology. — Lincom Europa, 2006. — P. 120. — ISBN 978-3-89586-629-6 .
  28. Jerry Norman, Tsu-Lin Mei. The Austroasiatics in Ancient South China: Some Lexical Evidence // Monumenta Serica. — 1976. — № 32 (стр. 274–301).
  29. Jerry Norman, William Wang. The Mǐn dialects in historical perspective // Languages and Dialects of China, Journal of Chinese Linguistics. Chinese University Press. — 1991. — № 3 (стр. 331—332, 334–337).
  30. Larent Sagart. Past human migrations in East Asia: matching archaeology, linguistics and genetics. The expansion of Setaria farmers in East Asia: a linguistic and archeological model. — Routledge, 2008. — P. 141–143. — ISBN 978-0-415-39923-4 .
  31. James R. Chamberlain. Kra-Dai and the Proto-History of South China and Vietnam // Journal of the Siam Society. — 2016. — № 104 (стр. 30).
  32. Jonas Chung-yu Chen. Sea nomads in prehistory on the southeast coast of China // Bulletin of the Indo-Pacific Prehistory Association. — 2008. — № 22.
  33. . — Cambridge University Press, 1988. — P. 188. — ISBN 978-0-521-29653-3 .
  34. Maria Kurpaska. Chinese Language: A Look Through the Prism of "The Great Dictionary of Modern Chinese Dialects". — Walter de Gruyter, 2010. — P. 49. — ISBN 978-3-11-021914-2 .
  35. . — Cambridge University Press, 1988. — P. 233. — ISBN 978-0-521-29653-3 .
  36. David Prager Branner. Problems in Comparative Chinese Dialectology: The Classification of Miin and Hakka. — Walter de Gruyter, 2011. — P. 98–100. — ISBN 9783110802849 .
  37. . — Cambridge University Press, 1988. — P. 232—233. — ISBN 978-0-521-29653-3 .
  38. Maria Kurpaska. Chinese Language: A Look Through the Prism of "The Great Dictionary of Modern Chinese Dialects". — Walter de Gruyter, 2010. — P. 52, 71. — ISBN 978-3-11-021914-2 .
  39. Gary F. Simons, Charles D. Fennig,. Ethnologue: Languages of the World. — 20. — Dallas, Texas: SIL International, 2017.
  40. Chinfa Lien. The Oxford Handbook of Chinese Linguistics. — Oxford University Press, 2015. — P. 169. — ISBN 978-0-19-985633-6 .
  41. . — Cambridge University Press, 1988. — P. 233—235, 241. — ISBN 978-0-521-29653-3 .
  42. Maria Kurpaska. Chinese Language: A Look Through the Prism of "The Great Dictionary of Modern Chinese Dialects". — Walter de Gruyter, 2010. — P. 52. — ISBN 978-3-11-021914-2 .
  43. , с. 1—4.
  44. Chee-Beng Tan. Southern Fujian: Reproduction of Traditions in Post-Mao China. — Chinese University Press, 2006. — P. 97—100. — ISBN 9789629962333 .
  45. Max Deeg, Bernhard Scheid. Religion in China: Major Concepts and Minority Positions. — Austrian Academy of Sciences Press, 2015. — ISBN 9783700177593 .
  46. Philip Clart, Charles B. Jones. Religion in Modern Taiwan: Tradition and Innovation in a Changing Society. — University of Hawaii Press, 2003. — P. 6—7. — ISBN 9780824825645 .
  47. Randall L. Nadeau. The Wiley-Blackwell Companion to Chinese Religions. — John Wiley & Sons, 2012. — P. 407—409. — ISBN 9781405190312 .
  48. Daniel L. Overmyer, Richard Edmonds. . — Cambridge University Press, 2003. — P. 72—74. — ISBN 9780521538237 .
  49. Maria N. Ng, Philip Holden. Reading Chinese Transnationalisms: Society, Literature, Film. — Hong Kong University Press, 2006. — P. 20. — ISBN 978-962-209-796-4 .
  50. Richard T. Chiu. Chinese and Chinese Mestizos of Manila. — Leiden: Koninklijke Brill, 2010. — P. 29–30. — ISBN 978-971-27-2716-0 .
  51. William Allen Smalley. . — University of Chicago Press, 1994. — P. 212–213. — ISBN 0-226-76288-2 .
  52. Melvin Ember, Carol R. Ember, Ian Skoggard. Encyclopedia of Diasporas: Immigrant and Refugee Cultures Around the World. — Springer Science & Business Media, 2004. — P. 698. — ISBN 978-0-306-48321-9 .
  53. Frank-Jürgen Richter. Business Networks in Asia: Promises, Doubts, and Perspectives. — Greenwood Publishing Group, 1999. — P. 196. — ISBN 9781567203028 .
  54. (англ.) . The New York Times. Дата обращения: 9 января 2023. 9 января 2023 года.
  55. Y. Zheng. On the Unique Features of Minnan Culture and its Ecological Conservation // Journal of Fujian Normal University. — 2010. — № 1.
  56. Z. F. Su, J. S. Wang. The Maritime Characteristic of Minnan Culture and Its Function to the West-strait Economy // Journal of Fujian School of Administration and Fujian Institute of Economics and Management. — 2008. — № 18.
  57. Maritime Silk Road of Quanzhou - Once the world biggest port // China Daily. — 2008-09-20.
  58. Janet Sturman. The SAGE International Encyclopedia of Music and Culture. — SAGE Publications, 2019. — P. 2137—2139. — ISBN 9781483317748 .
  59. Caroline Chia. Hokkien Theatre Across The Seas: A Socio-Cultural Study. — Springer, 2018. — ISBN 9789811318344 .
  60. Alan Robert Thrasher. Sizhu Instrumental Music of South China: Ethos, Theory and Practice. — BRILL, 2008. — P. 11—13. — ISBN 9789004165007 .
  61. (англ.) . National Taiwan University. Дата обращения: 11 января 2023. 3 января 2014 года.
  62. (англ.) . University of Sheffield. Дата обращения: 11 января 2023. Архивировано из 12 марта 2007 года.
  63. (англ.) . Save Our Chinese Heritage. Дата обращения: 11 января 2023. 11 января 2023 года.
  64. Wu Rongbiao. Preliminary Study of the Ore-Forming Mechanism of the Hua'an Jade Deposit in Jiubaoqu of Nanjing County, Fujian Province // Geology of Fujian. — 2009. — № 28 (стр. 115—118).
  65. John Ayers. Blanc de Chine: History and Connoisseurship Reviewed. — Routledge, 2002. — P. 9—11. — ISBN 9781136799822 .
  66. Robert H. Blumenfield. Blanc de Chine: The Great Porcelain of Dehua. — Ten Speed Press, 2002. — ISBN 9781580082938 .
  67. Dorothy Perkins. Encyclopedia of China: History and Culture. — Routledge, 2013. — P. 122. — ISBN 9781135935627 .
  68. (англ.) . Encyclopaedia Britannica. Дата обращения: 13 января 2023. 13 января 2023 года.
  69. L. I. U. Yifang. Debate on the Characteristics of Traditional Architectures in South Fujian and It's Inheritance // Journal of Wuyi University. — 2008. — № 17.
  70. Ronald G. Knapp. China's Old Dwellings. — University of Hawaii Press, 2000. — P. 41–45. — ISBN 9780824822149 .
  71. (кит.) . Дата обращения: 13 января 2023. 28 марта 2020 года.
  72. , с. 170—171, 175.
  73. , с. 175.
  74. , с. 187, 194, 212, 234, 306.
  75. , с. 314.
  76. , с. 176—177.
  77. Xiaobing Li. . — ABC-CLIO, 2015. — P. 222—223. — ISBN 9781610696265 .
  78. Chong Guan Kwa, Bak Lim Kua. A General History Of The Chinese In Singapore. — World Scientific, 2019. — P. 270—272. — ISBN 9789813277656 .
  79. Timothy G. Roufs, Kathleen Smyth Roufs. . — ABC-CLIO, 2014. — P. 82—83. — ISBN 9781610692212 .

Литература

  • Брук С. И. Население мира. Этно-демографический справочник. — Москва: Наука, 1981.
  • Терри Тан. Великая китайская кухня. — Москва: Манн, Иванов и Фербер, 2023. — ISBN 9785001950493 .
  • Picus Sizhi Ding. Southern Min (Hokkien) as a Migrating Language: A Comparative Study of Language Shift and Maintenance Across National Borders. — Springer, 2015. — ISBN 9789812875945 .
  • Weirong Chen. A Grammar of Southern Min: The Hui’an Dialect. — Walter de Gruyter, 2020. — ISBN 9781501511868 .
  • Chunsheng Yang. The Acquisition of Chinese as a Second Language Pronunciation: Segments and Prosody. — Springer Nature, 2021. — ISBN 9789811538094 .
  • James Stuart Olson. An Ethnohistorical Dictionary of China. — 1998. — ISBN 9780313288531 .
  • Laurence J. C. Ma, Carolyn L. Cartier. The Chinese Diaspora: Space, Place, Mobility, and Identity. — Rowman & Littlefield, 2003. — ISBN 9780742517561 .
  • Susan D. Blum, Lionel M. Jensen. China Off Center: Mapping the Margins of the Middle Kingdom. — University of Hawaii Press, 2002. — ISBN 9780824861834 .
  • Melvin Ember, Carol R. Ember, Ian Skoggard. Encyclopedia of Diasporas: Immigrant and Refugee Cultures Around the World. — Springer Science & Business Media, 2004. — ISBN 9780306483219 .
  • Richard Pearson. Taiwan Archaeology: Local Development and Cultural Boundaries in the China Seas. — University of Hawaii Press, 2022. — ISBN 9780824893774 .
  • David Andrew Graff, Robin Higham. A Military History of China. — University Press of Kentucky, 2012. — ISBN 9780813135847 .
  • Hugh R. Clark. Community, Trade, and Networks: Southern Fujian Province from the Third to the Thirteenth Century. — Cambridge University Press, 2002. — ISBN 9780521894470 .
  • Huifen Shen. China's Left-Behind Wives: Families of Migrants from Fujian to Southeast Asia, 1930s-1950s. — NUS Press, 2012. — ISBN 9789971695613 .
  • Timothy Danforth Baker, Michael S. Duke. China: A New Cultural History. — Timothy Danforth Baker, Michael S. Duke, 2012. — ISBN 9780231159210 .

Ссылки

Источник —

Same as Миньцы