Interested Article - Битва при Иконии (1190)
- 2021-07-16
- 1
Битва при Иконии ( 18 мая 1190 ) — битва в рамках Третьего крестового похода между силами Священной Римской империи под командованием императора Фридриха Барбароссы и силами Сельджукского султаната под руководством Кылыч-Арслана II . В результате битвы столица сельджукского султаната оказалась в руках императора. Однако уже 23 мая немцы покинули город на пути в Левант, и он снова был занят турками. Таким образом, Конийский султанат быстро вернул себе власть в своей столице.
Предпосылки
Икония являлась столицей Малой Азии и находилась восточней Смирны на 470 км. В то время город также являлся столицей Сельджукского султаната .
Во время Третьего крестового похода морские силы Фридриха Барбароссы пересекли с византийскими кораблями пролив Дарданеллы и высадились в Малой Азии . Начиная с апреля, путь крестоносцев пролегал по территории Конийского султаната . Хронисты оценивают численность крестоносцев примерно в 100 тыс. человек, из которых 20 тыс. составляли рыцари и легкая конница , но вероятно, эти цифры сильно преувеличены.
В течение своего трудного пути через горы Центральной Анатолии на пути к христианам, осадившим Акру , крестоносцы страдали от жары, нехватки воды и провианта. Из-за постоянных нападений и засад турок-сельджуков христиане несли большие человеческие потери, страдали животные. На горной местности армия крестоносцев растягивалась на километры, что делало их уязвимыми при внезапных атаках мусульман. Кылыч-Арслан II , сельджукский султан, гарантировал крестоносцам свободный проход по его территориям, а также дал двух проводников. Это убедило Фридриха Барбароссу, что нападения были делом рук случайных групп и разбойников.
Когда передовые отряды армии Фридриха вошли на равнину перед городом Филомелион и увидели огромные силы мусульман, то поняли, что их предали. В последовавшей битве при Филомелоне, крестоносцы, впервые встретившиеся с турками-сельджуками, нанесли им большие потери. Битва была выиграна и Фридрих Барбаросса повел свои войска дальше, на Иконию, где разбил лагерь вблизи города 17 мая 1190 года . К тому времени у крестоносцев осталось значительно меньше верховых лошадей и вьючных животных — они были убиты либо по дороге, либо умерли от нехватки кормов.
Битва
Утром 18 мая 1190 года Фридрих I Барбаросса разделил свои силы на две части. Одна часть, под командованием сына Барбороссы, Фридриха Швабского должна была осадить город, в то время как сам Барборосса с остальным войском оставался бы на подходах к городу . По пути к городу Фридрих Швабский встретил посла германии Готфрида Визенбахского , который доложил, что старый султан, испугавшись сил крестоносцев, спрятался со своей армией в цитадели в городе. Его примеру последовали и жители, захватив с собой всё своё богатство и обильные запасы продовольствия. Герцог Фридрих при первой же атаке со своими войсками разбил ворота, успешно отразил вылазку сельджуков и подошёл к самым стенам цитадели. Мусульманские жители, которые оставались в городе, были убиты.
В это время Барбаросса, не знавший о победе своего сына, попал в окружение сульджуков за пределами города. Ситуация казалась безнадежной, солдаты и духовенство сплотились вокруг своего императора и ожидали скорой, неминуемой гибели. Но Барбаросса не хотел мириться с такой судьбой, он крикнул своим людям что они должны вверить себя Иисусу Христу и сложить свои головы в атаке на врагов. Вдохновленные словами своего императора, крестоносцы воспряли духом и перешли в решительное наступление, позволившее им пробиться сквозь окружение и объединиться с войсками герцога Фридриха в городе.
В результате многочисленных атак, сельджуки потеряли в этот день до 40 тыс. человек; при их преследовании было убито ещё около 5 тыс. Потери крестоносцев составили около 20 тыс. человек.
Последствия
Кылыч-Арслан II прибыл на следующий день в качестве заложника. Также он должен был обеспечить крестоносцев необходимым провиантом, лошадьми и поддержкой на протяжении всего пути по его землям. В Иконии христиане нашли богатую добычу: золото и серебро, а также пурпурные ткани, которые имели огромную ценность.
Старший из сыновей Кылыч-Арслана , Куад ад-Дин, объединился с сыном Саладина , чтобы разгромить крестоносцев. Из-за этого Саладин вынужден был прервать освобождение города Акры , осажденного христианами, и отправить свои силы против Фридриха Барбароссы, чтобы не допустить слияние сил крестоносцев.
23 мая перед воротами Иконии был организован рынок, где крестоносцы закупили 6 тыс. лошадей и мулов, а также большие запасы хлеба, мяса, масла и сыра. 26 мая крестоносцы двинулись дальше, и только обещание убить заложников гарантировало им отныне свободный проход по землям Конийского султаната . 30 мая они достигли города Карамана и направились дальше в соседние земли Киликийской Армении , где правил союзник Фридриха Барбароссы, царь Левон II .
После перехода через Таврские горы , при переправе через речку Гёксу , Фридрих Барбаросса утонул. Большая часть его войска вернулась домой в Европу. Дальнейший путь в Святую землю под руководством Фридриха Швабского продолжили не более 20 тыс. человек.
Литература
- Егер О. Всемирная история. В 4 т. Т. 2. Средние века — М.: АСТ; СПб.: Полигон, 2001. — 608с.
- Мишо Г. История крестовых походов/ Пер. с фр. С. Л. Клячко. — М.-СПб.: Издание товарищества М. О. Вольф. 1884.
- Перну Р. Крестоносцы/ Пер. с фр. Карачинский А. Ю. и к.и.н. Малинин Ю. П. — СПб.: Евразия, 2001. — 320 с.
- Ришар Ж. Латино-Иерусалимское королевство/ Пер. с фр. Карачинского А. Ю. — СПб.: Евразия, 2002. — 448 с.
- Успенский Ф. И. Очерки по истории византийской образованности. История крестовых походов. — М.: Мысль, 2001. — 442 с. (Из истории великих империй)
- Эпоха крестовых походов (Под ред. Э. Лависса и А. Рамбо)/ Пер. с фр. Горшензона М. О. — Смоленск: Русич, 2002. — 672 с.
- Robert L. Wolff / Harry W. Hazard (Editor): . University of Wisconsin Press, Madison, 1969. S. 112 f. ISBN 978-0-299-04844-0 .
- Tyerman, C., God’s war: a new history of the Crusades, 2006.
Примечания
- Tyerman p.418
- Tyerman p.426
- «But why do we tarry, of what are we afraid? Christ reigns. Christ conquers. Christ commands» — Wolff p.113
- 2021-07-16
- 1