Interested Article - Цохоры
- 2020-03-13
- 2
Цохоры, цохуры ( монг. цоохор , бур. цоохор , калм. цоохр ) — один из старинных монгольских родов. Носители родового имени цоохор широко представлены в составе монгольских народов и проживают в Монголии , Внутренней Монголии , Бурятии , Калмыкии и Синьцзяне . Цохоры входили в состав семи северных отоков Халхи , составивших первоначальное ядро современных халха-монголов .
Этноним и происхождение рода
Неоднородный предмет, состоящий из разных составляющих (вещей), монголы обычно называют цоохор (пестрое, пятнистое). Так, созданный для обслуживания почтовой связи цинского наместника в Улясутае и функционировавший в XVIII—XX вв. улясутайский уртон Северной Монголии был укомплектован мобилизованными из всех четырех халхаских аймаков и назывался цоохор уртон. Такое название уртон получил вследствие того, что состав его служителей был неоднородным, т. е. там служили люди из разных халхаских аймаков. Другой пример: стадо, собранное из разных дворов, называют цоохор сүрэг, что в буквальном переводе означает пестрое стадо .
Цоохор, согласно А. Очиру, появились в разные времена и на разных землях, они сложились по разным причинам из представителей разных племен и родов. Они широко распространены среди монголов вследствие того, что эти группы людей появлялись как в Западной , так и в Восточной Монголии по отдельности. Название цоохор имеет один корень с монгольскими словами: цоог (алаг цоог) — редко, изредка, (местами); цоорхой — дыра (дырявый, отверстие) или прогалина, поляна, вырубка; цоохондой (животное) — степная кошка, пятнистая кошка, пестрогрудка; цоорог (цасны) — дыра снежная; цоолбор — углубление, выемка /(прорезанный орнамент — худ). Корень слова вначале был указанием на цвет или масть, а затем слово стало общим наименованием группы неоднородных людей и значительно расширило свое значение .
История
В середине XVI в. 12 отоков халхаского тумена разделились на пять южных и семь северных. Северные отоки были во владении сына Даян-хана Гэрэсэндзэ. Пять южных отоков составляли жарууд , баарин , хонхирад , баяд и ужээд .
Семь северных отоков состояли из следующих родов: 1) джалаиры , олхонуты (унэгэд); 2) бэсуты , элжигины ; 3) горлосы , хэрэгуд ; 4) хурээ , хороо , цоохор; 5) хухуйд , хатагины ; 6) тангуты , сартаулы ; 7) урянхан . Этими семью отоками правили соответственно семь сыновей Гэрэсэндзэ: Ашихай, Нойантай, Нухунуху, Амин, Дарай, Далдан и Саму. Во владении Ашихая наряду с уделом Джалаир упоминается удел Ушин .
При разделении собственности между семью сыновьями Гэрэсэндзэ цоохор отошли к четвертому сыну Аминдуралу . В дальнейшем роды хурээ, хороо, цоохор образовали 20 хошунов Сэцэнхановского аймака . Имеются сведения о том, что в конце XIX в. в хошуне халхаского Дзасагту-хана была группа людей цоохор , в хошуне Сэцэн дзасака Сэцэнхановского аймака — малый оток цоохорг .
Роды и отоки цоохор широко распространены в местах расселения монгольских народов. По имеющимся сведениям, среди предков калмыков , откочевавших с Алтая на Волгу в начале XVII в., были роды цоохор . В ведении джунгарского хана находился оток цоохор с населением около 3000 семей .
С конца XVII в. в истории Калмыцкого ханства появляется такое административное подразделение, как Цохуровский улус. Цохуры ( калм. цоохр ), признавая свою принадлежность к субэтносу торгутов , называли себя «цоохр-торкуд» (букв. «пестрые торгуты»). Примерно в конце XVII — начале XVIII в. цохуровские калмыки разделились на 2 улуса (Икицохуровский и Багацохуровский) .
Расселение и родовой состав
В Монголии род цоохор был зарегистрирован в сомонах Тариат, Өндөр-Улаан, Ихтамир Архангайского аймака; сомоне Дэлгэр Гоби-Алтайского аймака; сомонах Даланжаргалан, Айраг, Иххэт, Алтанширээ Восточно-Гобийского аймака; в Говь-Сумбэр аймаке; сомонах Дашбалбар, Баян-Уул, Халхгол Восточного аймака; сомонах Гурвансайхан, Өндөршил Средне-Гобийского аймака; сомонах Сонгино, Түдэвтэй, Сантмаргац, Цэцэн-Уул, Алдархаан Завханского аймака; сомонах Бөхмөрөн, Ховд, Өмнөговь, Өлгий, Наранбулаг, Баруунтуруун Убсунурского аймака; сомоне Шинэ-Идэр Хубсугульского аймака; сомонах Өмнөдэлгэр, Баянмөнх, Дархан, Мөрөн, Хэрлэн, Баянхутаг Хэнтэйского аймака .
Цоохор известны не только в составе халха-монголов , но и входят в состав следующих народов Монголии: дэрбэтов (цоохормууд), баятов , хотогойтов , хамниган . Род цоохор также есть среди синьцзянских торгутов и хулунбуирских баргутов КНР . Среди этнических групп бурят цоохор известны в составе селенгинских бурят, в частности в составе сонголов .
Цоохор в составе калмыков. В составе калмыков - торгутов известны цохур-торгуты, разделяющиеся на ики-цоохор (ики-цохур) и бага-цоохор (бага-цохур) .
В составе цохуровских улусов во второй половине XIX в. были отмечены следующие роды:
- Ики-цохуровский улус: зюнгар, шебинер, кетченер, ачинер, яргачин кетченер, кебюн ноет, сатхал, зекин косик, тохон косик, хошут , эркетень баргас , замут.
- Багацохуро-Муравьевский улус: барун, запсор, зюн, хур шебинер, тукчин, бакши тюрюл, тубанкин, истенкинер, бакшин шабинер, дархачут .
Более ранний состав бага-цохуров, описанный в XVIII в., включал следующие подразделения: ики-зюны и бага-зюны, ики-запсоры и бага-запсоры, ики-баруны и бага-баруны, зубак хонхоты, керети , берюсы (бересы), гурбаты, харнуты , батуты , шабаты, шобучинеры, ранжибай цоржиновы шабинеры, бурхановы шабинеры, цорджин шабинеры .
Иерархия уровней идентификации современных калмыков, в том числе цохур-торгутов, связана с этническим принципом. Однако в отдельных группах присутствует и этнотерриториальный принцип, сопряженный с этническим делением. Примеры многоуровневой идентификации калмыков описаны Э. П. Бакаевой. Среди представителей цохур-торгутов наблюдается такая же многоуровневая структура: калмык (хальмг) [1] — торгут [2] — цоохра [3] — ик цоохра [4] — далее: кётчнр шевнр [5] — эмчин шевнр [6] — хар жамбахн [7] или хар мангнахн [7]; либо: сатхал [5] — кюрюнгюд [6]; либо: багшин шевнр [6] — залхус [7] .
Родовые фамилии. В современной Монголии носители родовой фамилии цоохор зарегистрированы на территории всех аймаков . Кроме собственно цоохор также известны боржгон цоохор , боржигин цоохор , боржигон цоохор , цоохор адуу, цоохор азарга , цоохор боржгин , цоохор боржигин , цоохор боржигон , цоохор далай, цоохор морь, цоохор морьт, цоохор морьтон, цоохор нуур , цоохормуд , цоохормууд , цоохорнууд , цоохорууд , цоохортон , цохор .
См. также
Примечания
- ↑ Очир А. Монгольские этнонимы: вопросы происхождения и этнического состава монгольских народов / д.и.н. Э. П. Бакаева, д.и.н. К. В. Орлова. — Элиста: КИГИ РАН, 2016. — 286 с. — ISBN 978-5-903833-93-1 .
- Насилов А. Д. . www.vostlit.info. Дата обращения: 12 ноября 2018. 9 ноября 2018 года.
- Аsаraγči nerеtü-yin teüke. Хэвлэлд бэлтгэсэн Х. Пэрлээ // Monumenta Historica. T. 2. Fasc. 4. — Улаанбаатар, 1960. — 131 с. — С. 73.
- Gаldan. Erdeni-yin erike. Хэвлэлд бэлдсэн Ц. Насанбалжир хэвлэлд бэлтгэв // Monumenta Historica. T. 3. Fasc. 1. — Улаанбаатар, 1960. — 183 с. — С 88.
- Gerelbadrakh J. Ene nigen debter amui // Monumenta Historica Mongolorum. Mongolian State University of Education. T. 2. Fasc.1. Transcription by J. Gerelbadrakh. Ed. by A. Ochir. Улаанбаатар, 2006. 103 х.
- Бадамхатан С. Боржигин халх // Этнографийн судлал. — T. IV. — Улаанбаатар, 1972. — Х. 3—50.
- Эрдниев У. Э. Калмыки. — 3-е изд., перераб., доп. — Элиста: Калм. кн. изд-во, 1985. — 282 с.
- Номинханов Ц.-Д. Об этническом составе донских калмыков // Ученые записки КНИИИЯЛИ. — Вып. 7. Серия филология. — Элиста, 1969. — С.199—202.
- Altan-Orgil, Badai, Erdene emkitgen nayiraγulba. Oyirad teüken surbulji bičig // Öbör Mongγol-un Arad-un Keblel-ün Qoriy-a, 1985. 442 х.
- ↑ Батыров В. В. // Вестник КИГИ РАН. Этнология. — 2012. — № 1 . — С. 83—87 . — ISSN . 26 июня 2019 года.
- Монгол Ард Улсын угсаатны судлал, хэлний шинжлэлийн атлас. Т. I. 75 х.; Т. II. 245 х. Улаанбаатар, 1979.
- Тайжиуд Аюудайн Очир, Бэсүд Жамбалдоржийн Сэржээ. Монголчуудын овгийн лавлах. Улаанбаатар, 1998. 67 х.
- Нанзатов Б. З. // Известия Иркутского государственного университета. Серия: Геоархеология. Этнология. Антропология. — 2013. — № 2 . 27 марта 2019 года.
- . Дата обращения: 26 июня 2019. 26 июня 2018 года.
- Oyirad sudulul-un unaγan daγuu. Örömči, 1993. 273 c.
- Өлзий Ж. Барга Монголын түүх. Улаанбаатар, 1999. 313 х.
- Цыдендамбаев Ц. Б. Бурятские исторические хроники и родословные. Историко-лингвистическое исследование. — Улан-Удэ: Бурятское книжное издательство, 1972. — 664 с.
- . — Элиста: Калмыцкий научно-исследовательский институт языка, литературы и истории, 1969.
- Авляев Г. О. Происхождение калмыцкого народа. — 2-е изд., перераб. и исправл. — Элиста: Калм. кн. изд-во, 2002. — 325 с.
- Батыров В. В. Очерки истории традиционной культуры калмыков второй половины XIX вв. Монография. — Элиста: КИГИ РАН, 2016. — 226 с. — ISBN 978-5-906881-21-2 .
- Бакаева Э. П. "ЧЬИ ВЫ?" (Специфика полевой работы в среде калмыков в связи с проблемой самоидентификации) // Этнографическое обозрение. — 2010. — № 3 . — С. 54—65 .
- . Үндэсний Статистикийн Хороо. Дата обращения: 26 июня 2019.
- . Үндэсний Статистикийн Хороо. Дата обращения: 24 декабря 2018.
- . Үндэсний Статистикийн Хороо. Дата обращения: 24 декабря 2018.
- . Үндэсний Статистикийн Хороо. Дата обращения: 24 декабря 2018.
- ↑ . Үндэсний Статистикийн Хороо. Дата обращения: 6 июля 2019. 12 декабря 2020 года.
- . Үндэсний Статистикийн Хороо. Дата обращения: 24 декабря 2018.
- . Үндэсний Статистикийн Хороо. Дата обращения: 24 декабря 2018.
- . Үндэсний Статистикийн Хороо. Дата обращения: 24 декабря 2018.
- . Үндэсний Статистикийн Хороо. Дата обращения: 26 июня 2019.
- . Үндэсний Статистикийн Хороо. Дата обращения: 26 июня 2019.
- . Үндэсний Статистикийн Хороо. Дата обращения: 26 июня 2019.
- . Үндэсний Статистикийн Хороо. Дата обращения: 26 июня 2019.
- . Үндэсний Статистикийн Хороо. Дата обращения: 26 июня 2019.
- . Үндэсний Статистикийн Хороо. Дата обращения: 26 июня 2019.
- 2020-03-13
- 2