Interested Article - Мошоньи, Михай

Михай Мошоньи ( венг. Mosonyi Mihály , настоящее имя Михаэль Бранд , нем. Michael Brand ; 4 сентября 1815 , Фрауэнкирхен , ныне Австрия 31 октября 1870 , Будапешт , Венгрия ) — венгерский композитор, музыкальный критик и педагог, один из основоположников венгерской национальной композиторской школы.

Биография

Родился в семье ремесленника-кожевника в немецком окружении, венгерский язык начал учить только в 1860-е гг. В 1833 году поступил в учительскую семинарию в Прессбурге , одновременно самостоятельно изучая игру на фортепиано по учебным пособиям Иоганна Непомука Гуммеля и Антонина Рейхи . В 1835—1842 гг. был домашним учителем музыки в семье хорватского аристократа графа Петра Пеячевича , проводя зиму в Прессбурге, а весну и лето в графском дворце в Ретфале (ныне в составе города Осиек ). К 1837—1838 гг. относится первое сочинение Михаэля Бранда — Большой дуэт для фортепиано в четыре руки; на рубеже 1830-40-х гг. Бранд начал работать над струнными квартетами.

Могила Мошоньи

В 1842 году Бранд переехал в Пешт, где сблизился с , у которого некоторое время брал уроки композиции, и с Ференцем Эркелем . В Пеште композитора ждало скорое признание: уже его фортепианный концерт, впервые исполненный в 1844 году, встретил интерес музыкальной общественности, отмечавшей значительное дарование композитора при эклектичном характере музыки. В 1845 г. Бранд женился на Паулине Вебер, сестре художника Хенрика Вебера , с котором прожил всего несколько лет до её смерти от туберкулёза . В ходе Венгерской революции 1848 года он выказал умеренное сочувствие национальному движению, подготовив переложение « Марсельезы » для хора и оркестра.

Национальный перелом в творчестве композитора наступил во второй половине 1850-х гг., в немалой степени под влиянием знакомства с Ференцем Листом . Хотя первая опера Бранда, « Император Макс на » ( нем. Kaiser Max auf der Martinswand ; 1857), была целиком выдержана в немецкой музыкальной традиции, но уже в написанной тогда же Второй симфонии были использованы венгерские мотивы.

В 1859 году композитор официально изменил имя на венгерское, образовав фамилию от названия города Мошон . В 1860 г. новым именем Михай Мошоньи была подписана кантата «Праздник очищения в Унге » ( венг. Tisztulás ünnepe az Ungnál , на слова Ференца Казинци ) — первая кантата с венгерским текстом; к тому же году относится первая венгерская песня Мошоньи ( венг. A szerelem, a szerelem , на слова Шандора Петёфи ). В оркестровых партитурах Мошоньи начала 1860-х гг. даже музыкальные инструменты обозначены унгаризированными названиями.

Также в 1860 годах Мошоньи предпринял несколько попыток организовать первый музыкальный журнал на венгерском языке, однако его уверенность в том, что основу национальной музыки должен составлять фольклорный материал, оттолкнуло от его изданий многих соратников. В конце 1861 года состоялась премьера первой венгерской оперы Мошоньи, «Прекрасная Илонка» ( венг. A Szép Ilonka , по балладе Михая Вёрёшмарти ), встретившей ряд критических нареканий в связи со слабостью либретто.

Вторая венгерская опера Мошоньи, «Альмош» (на сюжет из жизни полулегендарного вождя древних венгров ), завершённая в 1863 году, была более амбициозным проектом, попыткой создать венгерский аналог операм Рихарда Вагнера , однако композитор отказался от её премьеры в венгерском Национальном театре , заявив о недостаточной квалификации его хора, и в результате многолетней дружбе Мошоньи с руководителем театра Эркелем пришёл конец, а «Альмош» был впервые поставлен только в 1934 году. Последние годы жизни Мошоньи провёл в разочаровании, мало сочиняя и мало участвуя в музыкальной жизни.

Источник —

Same as Мошоньи, Михай