Interested Article - Зумсой (тайп)
- 2020-01-15
- 1
Зумсойцы (в литературе встречаются вариации: Дзумсойцы, Дзумсы, Зумсоевцы, Зумсовцовы ); самоназвание : Зу(м)сой — один из основных чеченских тайпов (т. н. этногруппа), представители которого чаще всего рассматриваются, как автономное общество , не входящее в тукхум . Тем не менее на определённых этапах входили в различные территориальные группы в пределах Аргунского ущелья . Считался одним из политически активных тайпов. Объединён в кровнородственный союз с обществами Тумсой и Чантий .
Тайп имеет родовую гору Зумс-Лам в Итум-Калинском районе Чеченской республики . В черте также находится множество вершин: Селин-Лам, Ленаш-Корта, Це-Корта и др .
Название
Этимология
Эндоним Зумсой (в ед. ч. – Зумсо, Зусо ['Зу:са]) разделяется на две составные части, от чечен . Зу – ёж, колючий и Сой, Са – окончание обозначающее людей, человека либо знание. Ёж — тотемное животное, в чеченском фольклоре считается священным и носителем мудрости. Этнограф С-М. Хасиев отмечает, что некоторые тайпы носят ритуально-кастовые названия .
Варианты этнонима в литературе
№ | Название | Автор | Дата |
---|---|---|---|
1. | Зумсовцовы | Митька Протопопов | 1651 |
2. | Зумсой | Лев Энгельгардт | 1829 |
3. | Зунсо | Павленко и Кузнецов | 1836 |
4. | Дзумсо | Мелентий Ольшевский | 1844 |
5. | Изумсой | Ипполит Вревский | 1852 |
6. | Джумсой | Павел Кемферт | 1860 |
7. | Зунсы | Абдурахман Ал-Газикумух | 1865 |
8. | Дзумсы | Магомед Мамакаев | 1932 |
9. | Зусой | Сайпуди Натаев | 1981 |
10. | Зумси | Руслан Закриев | 2008 |
Гары
Как и многие народы на определённом этапе своего развития, нахи использовали сложную систему названий для существовавших в их среде форм объединений, структура которых состояла из групп разной численности и статуса, тайп по мере своего роста делился на подгруппы и ветви, так называемые фратрии и патронимы ( чечен. гара, некъе ) .
Список фратрий | ||
---|---|---|
Название | Чеченская орфография | Родовые центры |
Амбасой | Іамбасой | |
Хилдехарой | Хилдиехьарой | Хилдеха |
Ханкурой | Хьанкурой | |
Доркулхой | Доркъулкхой | Доркулчи |
Кештерой | Каьштой | Кешта |
Кумарткалой | Кхумарткхаллой | |
Гожахехой | Гожахьехой | |
Гургой | ГІургІой | |
Исмаилкалой | ИсмаІилкхаллой | Исмаилкала |
Олгузой | Оьлгузой | Олгузи |
Онжохой | Іонжохой | |
Айкалой | Айнкхаллой | Айкала |
Мехтикалой | Маьхьткхаллой | |
Мужиарой | Муьжеарой | Мужиар |
Самголой | СамгІолой | |
Сесаной | Сесаной | |
Селгуной | СелгІуной | |
Селетой | СелетІой | Селета |
Чайнарой | Чайнарой | |
Чалхой | Чалхой |
Патронимы , ведущие свое имя от праотца в недавнем прошлом: Алди-некъе, Борзи-некъе, Песхар-некъе, МаIаш-Iалат-некъе, Пхьакоч-гара, Пхьачи-некъе, Сардакъ-некъе, Сурум-гара, Iади-некъе, Дади-некъе, Iаьли-гара, Къеди-некъе, Куьри-гара, Чопанан-некъе, Игач-некъе, Жани-некъе, Тами-некъе, Яскхи-гара и др .
История
Происхождение
Зумсойцы исторически населяли Аргунское ущелье , которую казаки также называли Кашлановским, по-видимому, из-за множества топонимов связанных со словом Каш, Кеш — могила либо Кав, Ке — врата и Ла — чечененское окончание, в документах XIX века нередко упоминается, как «Железные врата», данное ущелье считалось некой пограничной заставой между Кавказом и Закавказьем . Селение их в исторических сводках известно еще в IX-X веках под наименованием Кешта (поселок Зумсоя ). Традиционно считается, что родоначальник изначально обитал в так называемом месте « ГIов тIехьашка» , неподалёку от хутора Къовхе ( совр . Галанчожский район ) , где находятся развалины древнего строения — оттуда, по преданию, переселились три брата: Зумсо, Тумсо и Чанти. Со временем обосновавшись в верховьях Аргуна , нынешних территориях Итум-Калинского и Шатойского районов Чечни .
Альтернативная версия
О происхождении и названии чеченцев в книге «Кавказ с 1841 по 1866 год». Мемуары генерала инфантерии и военного писателя Мелентия Ольшевского :
В горах, не в дальнем расстоянии от настоящего Веденя, жил богатырь Нохчэ, у которого было двенадцать сыновей, таких же крепких и сильных, как он сам.
Когда Нохчэ дожил до глубокой старости, то его потомство, состоящее из внуков и правнуков, оказалось столь великим, что, во избежание распрей и неудовольствий, он дал совет своим сыновьям расселиться по горам, и не ближе, как на день пути один от другого. При этом заповедал им не спускаться с гор и беречь свои леса, потому что в тех и других заключалось их согласие и спокойствие.
Разделившисьсь на двенадцать отдельных семей, сыновья Нохчэ, места своего водворения назвали по своим именам, и с того времени образовались общества, известные нам и поныне: Ичкери, Аух, Чабирли, Шубухи, Шато, Дзумсо , Кисти, Цори, Галаш, Галгай, Джерах и Ангушт .
В чеченской культуре сохранились легенды о родоначальнике Турпале Нохчо. Также часто связывают с прародиной чеченских племен область Нашха .
Доисламская эпоха
Историк С. А. Натаев в своем материале о доисламской эпохе и жречестве в Чечне, что заменяло нынешние социальные и юридические функции. В списке тайпов, которые входили в жреческую касту, он отмечает Зумсойцев:
Зусой — жрецы-воспитатели в чеченских традиционных школах «Кхетош-кхиор» (букв. «Разумное взращивание») по подготовке юношей с 9-12 до 15 лет к военному делу и к жизни. Параллельно этому Зусой выявляли душевные склонности юношей и закаливали характер .
На полетеизм намекают и множество символов и мест, считавшиеся культовыми . Гора Селин-Лам, урочища Селета и Делиаре, где происходили праздники в честь языческих богов Селы и Дела , хребты Цен-корта и Гелен-корта, от бога Цая и бога солнца Гелы . Инжилан когу — лощина, где стояло святилище, в котором хранился Инжил .
XVII—XX века
Этноним «чеченцы» в русских документах XVI—XVII вв. еще не встречался. Для обозначения этой общности использовались названия «зумсой», «мерезанские люди», «минкизы», «ококи»,«тшанские люди» . И. Л. Набок
Экспедиции на Кавказе
Академик Гамель сообщил Академии Наук на её заседании сведения, почерпнутые им из письма генерала Энгельгардта :
Касательно двухсотлетнего, Императорскою Академию Наук приисканного документа, продолжительные исследования, кажется, дали мне уверенность, что открыто сокровище, которое тогда с Москвы приезжали искать в здешней стране. Гора, содержащая в себе руду, находится при реке Аргуне, коею отчасти даже и вымывается, так что руда лежит раскрытая. Главную жилу полагаю в три сажени, и возле оной есть еще другие меньшие. Ныне страна сия, принадлежит небольшому народу, называющемуся Зумсой .
Племя Шубутов
Шубуты или Шаток обитают в долине верхнего течения Аргуна, в числе около 15,000 душ. Состав: Шатоевцы, Чантийцы, Дзумсой и друг. общества .
Нахское мухаджирство
После Кавказской войны началось массовое переселение горцев. Практически 30 % чеченцев, преимущественно горные общества начали переселяться в Турцию , Иорданию , Сирию , а также выселения с их родных краев на равнину. Коснулось это обществ карабулакских, дышнинских, мулкоевских, харачоевских, чантинских, дзумсоевских и др. Уничтожение мелких хуторов объяснялось тем, что чеченское население жило мелкими хуторами, общая порука законом и все происходящее… оставалось тайной для царской власти .
Такого рода массовые переселения чаще всего совершались в принудительном порядке и не всегда проходили без эксцессов. Так, восстание 1860—1861 гг . в Ичкерийском и Аргунском округах во многом было спровоцировано стремлением Н. И. Евдокимова осуществить крупное перемещение чеченского населения. Селение дзумсойцев было разрушено до основания в 1860 и 1877 годах, а сами сосланы. Тем не менее жители снова возвращались и восстанавливали свои хутора. Всего за время царского режима селение Зумсой предавалось огню девять раз .
Депортация вайнахов
По различным данным в местах Хайбаха и Зумсоя в феврале 1944 года были убиты и сожжены более 1300 человек, а села стерты. В Зумсое насчитывалось 950 дворов до выселения. До 70 человек не пожелав покидать родной очаг скрылись в лесистых ущельях, большинство погибло от лишений и столкновений с чекистами. После возвращения чеченцев власть запретила зумсойцам селиться в родовом центре, отрицая убийства и существования как такового пункта. До начала 70-х годов власти несколько раз устраивали на жителей рейды, аргументируя тем, что зумсойцы укрывали абрека Хасоху Магомадова , но жители снова возвращались в свои дома. В 75-м на непослушных хуторян вновь совершили облаву. Спокойно обосноваться в Зумсое они сумели лишь к развалу СССР .
Сражения
Нашествие Тамерлана. XIV век
Среди чеченцев сохранились предания о героях XIV века. Историки А. Тесаев и А. Ангуни описывают этот период. О том, как Кало, Ирдиг и Маммач встретили тимуровское нашествие в пределах чеченского царства Самим , которое также упоминает Зафар-наме в своих летописях. После того, как Тамерлан взял под контроль Ханкальское ущелье и установил свою ставку на склоне «Лаьнчиг боьра», от прозвища Тимура — Ленг, то есть хромец. Открыв путь на плоскость. Пройдя с боями равнину, Тимур подошел к Аргунскому ущелью .
Сигнальные огни, подожженные жителями низовьев Аргунского ущелья , оповестили чеченцев о приближении врага. Оборону на данном участке возглавил предводитель Кало, сдерживавший войска Тамерлана в районе современного Шатоя . Первым на помощь подоспел отряд из зумсоевского общества под предводительством Ирдига. Тимур миновал территорию современных Шатоя , Нихалоя , Гучан-Кале , так же его войско наводнили Зумсой . В своей хронике Зафар-Наме рассказывает, как Тамерлан лично пошел в горы и возмущенный дерзостью горцев приказал сбросить со скалы тамошних жителей .
Замок незыблемо в мире подлунном,
Словно Атлант, несгибаем, стоит.
«Замок семи храбрецов» ему имя —
Памятник славы Дзумсы боевой.
Если бы не были стены немыми.
Много про век рассказали бы свой.
Я ж, восхищенный искусством высоким
Предков, создавших, могучий, тебя
Нынче пишу эти бледные строки.
Каждый твой камень замшелый любя.
Против тебя были слабы аскеры,
Шаха персидского сталь и свинец.
Не покорил тебя жадный без меры
Царь из царей, сам железный Хромец.
Вот как приветил Дзумса Тамерлана.
Хан, говорят, огрызнулся тотчас
«Ну и колючка, народ этот странный
Добрый Аллах пусть печется о вас!».
Кавказская война
Зумсойцы поддержали идею джихада против Российской экспансии и вступили в ряды Имамата . В 1840 году, когда Шамиль находился у Батуко Шатоевского , по его приглашению в Шатой прибыли два эмира — Мааш Зумсоевский и Чупалав Ачининский. Они явились с конными отрядами из своих округов — отмечает Имаммухаммад Гигатлинский. Далее он пишет:
«Но зато явились они к имаму вместе с кавалеристами… сидящие на прекрасных скакунах, которые время от времени вставали на дыбы, удивляли зумсоевцы и очининцы людей, взиравших на них, своей великолепной одеждой, сшитой из лёгких тканей, и своим оружием, покрытым сверкающим серебром.
Имам Шамиль, когда увидел прибывших к нему этих зумсоевцев и очининцев, вышел к ним. Шамиль вышел к ним тогда с почтением, прославляя и благодаря названных выше гордых эмиров, Мааша и Чупалава, за то, что вошли они в ряды его последователей, чтобы помогать исламской религии.
Тут имам Шамиль первым делом назначил Чупалава наибом в округ, именуемый Ачинни. Затем был назначен наибом Мааш Зумсоевский — в округ именуемый Зумсой и Чинахой» .
Мааш также подарил Шамилю своего коня, отдав его вместе с седлом и уздечкой. Пробыл наибом лишь год и внес большой вклад в дело объединения различных чеченских обществ под единым предводительством и государством .
Сражение в малой Чечне. 1852 год
Отряд Барятинского присоединившись к генерал-майору Вревскому с Эриванским карабинернским полком выступили военной экспедицией в Малую Чечню, в ущелья речек Рошни и Гойты, к селениям Чингурой , и . Атаман Круковский, с казаками отделившись от Барятинского, выехал на рекогносцировку аула Шаухал и был убит; казаки отступили. Вревский достигнув Рошни и пройдя густой лес, оставил на опушке батальон полка Кн. Чернышева и саперов, овладев поляной, они зажгли запасы зерна, сена и ближайшие хутора, когда те еще спали; при отступлении отряда чеченцы бросились в кинжалы, бой продолжался несколько часов до выхода отряда из леса, потеряв в общем 150 человек в боях у Чингуроя, Изумсоя и Шаухала .
Восстание в Чечне. 1860—1861 годы
После падения Имамата в 1859 году, некоторые не смирившиеся ушли в горы и продолжали партизанскую борьбу, главные из которых бывшие наибы и командиры: Байсангур Беноевский , Ума Дуев и Атабай Атаев . В июне 1860 года Ума Дуев и Атабай Атаев возмутили аргунское общество Дзумсой, волнение начало переходить все западнее. Генерал А. А. Баженов с тремя колоннами предпринял движение в Дзумсой. В ноябре восстание приобрело второе дыхание и распространилось уже на весь Аргунский округ , ядром восставших было дзумсоевское общество, отсюда чеченцы делали частые нападения на укрепления и царские войска. В течение нескольких месяцев с переменным успехом продолжался бунт. Полковник Г. Е. Туманов истребил большую часть домов дзумсоевцев .
Баженов соединил терлоевские общества проживавших в верховьях реки Аргуна в три аула, та же участь постигла и мулкоевское общество. Полковник Черняев провел аналогичные действия в дишнеевском и харачоевском обществах. Чантинцев генерал-майор П.И. Кемпферт переправил в ближайшие окрестности у укрепления Евдокимовского. Представители общества Дзумсой не пожелали вернуться к мирной жизни и скрылись в лесных массивах ущелья Лориах. Последнее сражение Ума Дуева произошло у Андийского хребта . Ума отправится в ссылку, однако, по многочисленным просьбам зумсойцев, возвратится через 4 года. Ко всему прочему, областная администрация возьмет в заложники его семилетнего сына Даду, отправив в Россию. В Дзумсой было совершено несколько походов за время восстания .
3-го декабря отряд втянулся в ущелье. Мы начали подыматься в гору, опушенную редким лесом; на земле было разброшено множество патронов — следы последнего боя князя Туманова в дзумсоевском лесу. Неизбежный шорох уже торчал на дороге, передавали приказания генерала; тульская рота полезла занимать боковую цепь; орудия двинулись прямо по полого-спускавшейся тропе. Впереди раздавались редкие выстрелы, густо! Дым валил снизу, потому что дзумсойцы сами зажгли свои сакли .
— Фельетон. Движение в Дзумсой. 1863 год
Восстание в Чечне и Дагестане. 1877—1878 годов
В 1877 году Алибек-Хаджи возглавил в Чечне восстание . 70–летний Ума-Хаджи Дуев появляется среди повстанцев в Чеберлое , после подавления бунта, Ума-Хаджи поднимает восстание в другом месте — в Дзумсое . Партия Ума-Хаджи начала вести перестрелку с милицией поручика Сервианова, через день, не сумев сдержать натиск Умы, был вынужден просить помощи у окружного начальника. Подполковник Лохвицкий выступил в Дзумсой с 6 ротами пехоты, 100 казаками, охотниками и артиллерией. Со стороны Хали-Кале зашли отряды поручика Степагова. Ума сумел отбиться, однако был ранен .
С Ума-Хаджи находились его старшие сыновья Тутакай и Беци, младший же Дада был среди офицеров, которого отправили к Уме, дабы уговорить его сложить оружие, но затем и Дада перешёл на сторону повстанцев, когда понял, что отец с братом не собираются отступать. Командирами повстанцев стали так же еще два зумсойца — Ших-Мирза Ших Алиев и Иба. Восстание продолжилось в Дагестане . Ума-Хаджи участвует в боях у Гагатли , Гоготль и Агвали . В конце повстанцы укрылись в крепости селения Согратль . Во время штурма крепости был сильно ранен в плечо Ума-Хаджи, а также его сын Тутакай, который впоследствии погибнет. После повторного штурма согратлинские старшины схватили и выдали русским своих предводителей. Руководители восстания были приговорены к смертной казни, в том числе Ума Дуев с сыном Дадой .
Ума показал себя настоящим царем – владыкой во время боев, человеком столь надежным для участников газавата, словно он – самый настоящий замок; личностью, обладающей твердой рукой в сражениях и войнах .
— Хронист Абдуразак Согратлинский. XIX век
XX век
Гражданская война
Член правительства независимого Кавказского Эмирата шейх Джаватхан Муртазалиев из Зумсоя активно боролся с белогвардейцами во время гражданской войны в России , однако после воцарения советской власти, убедившись в лживости обещаний большевиков предоставить независимость малым народам, начал антисоветскую политику . Вдохновлял повстанцев и непосредственно участвовал в восстаниях 1920-1921 годов, где восстание поддержал также другой зумсоевец — Атаби Шамилев с 1200 мюридами . Джаватхан участвовал в восстаниях 23, 29 годов, непосредственно готовил восстания и руководил повстанческим движением в горной Чечне и части Ингушетии в 30-х и 40-х, где в эпицентре событий не раз оказывалось зумсоевское общество .
Восстание в Чечне. 1924—1925 годов
На правом берегу реки Чанты-Аргуна, на высоте 2500 метров, на живописном горном плато приютился славный аул Зумсой, который считается родиной наиболее влиятельных и известных своим мужеством и ратными делами узденей во всей Чечне. Там, на высокой неприступной скале, находилась старинная боевая башня. В этой башне и нашел последнее прибежище шейх Нажмудин.
Нажмудин Гоцинский из Дагестана скрывался со своей семьей от чекистов в Зумсое , заручившись поддержкой Атаби Шамилева и его тайпа. Жители Зумсоя заверили, что они никогда и ни при каких обстоятельствах не позволят захватить советским властям гостя. B июле месяце 1924 года для его поимки был направлен кавалерийский отряд войск ОГПУ . Окружив Зумсой, жителям был предъявлен ультиматум о безоговорочной выдаче Гоцинского и его окружения. B то же время и сам отряд был окружен партизанами. Нажмудин вмешавшись предотвратил уничтожение большевиков , дав им уйти. Позже в Зумсое состоялась встреча с британским майором Вильямсом для оказания поддержки восстанию .
Зумсоевское общество входит в сферу влияния Гоцинского и Атаби Шамилева здесь скрывающихся. Настроение крайне враждебное к соввласти. Общество количественно одно из сильнейших в районе, прекрасно вооружено. РГВА . 1924 год
В 1925 году, когда в Чеченской АО началась операция по разоружению , в ряде аулов горной Чечни население оказало вооруженное сопротивление. Зумсойцы считались центром антисоветского движения . Чтобы приобрести оружие и боеприпасы для обороны аула, они продали весь свой скот. После артобстрела и авиаударов Зумсоя , на штурм пошли стрелковые и кавалерийские части, генерал Апанасенко требовал выдачи Гоцинского, но получил отказ, тогда бомбардировка продолжилась. Когда отряд все же сумел войти в село, то там уже отсутствовали Гоцинский и Шамилев. Сотни зумсойцев были арестованы, судимы как «контрреволюционеры». Частью расстреляны, многие пополнили соловецкие и потемские концлагеря ОГПУ .
Расселение
Проживают в таких районах Чечни, как Грозненский , Урус-Мартановский , Ачхой-Мартановский , Итум-Калинский , Серноводский , Веденский , Шалинский , Наурский , Шелковской , Шатойский . Конкретнее в населённых пунктах: Зумсой , Грозный , Гехи , Самашки , Шаами-Юрт , Алхан-Юрт , Пригородное , Элиханово , Рошни-Чу , Цоци-Юрт , Мартан-Чу , Закан-Юрт , Танги-Чу , Ассиновская , Мекенская , Ищёрская , Николаевская , Новый Шарой , Калиновская , Махкеты , Алхан-Кала , Старые Атаги , Сержень-Юрт , Алхазурово , Гой-Чу , Тевзана , Сельментаузен , Обильный , Асланбек-Шерипово , Шаро-Аргун , Ачхой-Мартан , Дачу-Борзой , Гойты , Дуба-Юрт и др .
В микротопонимах сел Валерик и Шаами-Юрт А. Сулейманов упоминает урочище « Зумсойн-Аре », т.е равнина Зумсойцев или поляна Зумсойцев, в Алхан-Юрте также имеется микротопоним — «Зумсойн-Кешнаш» ( рус . Кладбище Зумсойцев ) . В топонимах Урус-Мартана находится «Зумсойн дукъ» ( рус . Зумсойский хребет ). Зумсоевская улица в селе Самашки . Зумсоевский округ в Урус-Мартане и переулок в Сержень-Юрте .
Представители
Военные
- — легендарный герой и предводитель XIV в., воевавший против захватнических походов Тамерлана .
- Мааш Зумсоевский (?–1841) — чеченский предводитель времён Кавказской войны , наиб , один из самых образованных чеченцев своего времени, хафиз . Внёс большой вклад в дело объединения различных чеченских обществ .
- Ума Дуев — чеченский военачальник , наиб и мудир Имамата . Наиб Киялала, других близлежащих дагестанских сёл, а также Зумсоя , участник Большой Кавказской войны . Один из руководителей чеченских и дагестанских восстаний 1860 и 1877 .
- Атаби Шамилев (1890–1925) — чеченский религиозный и военно-политический деятель, командир чеченских и ингушских повстанцев, сражавшихся против большевиков с 1920 по 1925 .
- — абрек , один из руководителей антисоветского движения .
- Шалаудин Хакишев — участник Великой Отечественной войны в качестве добровольца, парторг полка .
- Рамзан Юсупов — бригадный генерал ВС ЧРИ . Начальник управления штаба Юго-Западного фронта ЧРИ . Начальник военного штаба ополченцев и Урус-Мартановского направления. Кавалер высшего ордена ЧРИ «Честь нации» .
- (амир Ясин) — полевой командир. Амир Ачхой-Мартановского района и организации ИПОН .
Общественные, политические и государственные деятели
- — шейх , авлия . Провел в холвате (уединении) полгода. На месте его могилы возведен зиярат с мазаром .
- Джаватхан Муртазалиев — религиозно-политический деятель, противник белогвардейцев и большевиков в Чечне, член правительства Северокавказского эмирата . Вдохновитель и руководитель восстаний в 1910–1940 годах .
- — просветитель, народный учитель, основатель первой школы в Надтеречном , в которой взрастили Ш. Айсханова и А. Авторханова .
- Абдулла (Замбек) Хамзаев — помощник генерального прокурора РСФСР и СССР, старший советник юстиции в отставке. Адвокат , заслуженный юрист РСФСР , глава чеченской диаспоры в Москве. Защищал интересы вице-президента СССР Г. Янаева и семьи Кунгаевых, в деле Буданова .
- (1947–1996) — первый основатель по Правам Человека в ЧИАССР, председатель по Правам Человека — МОПЧа Северо-Кавказского отделения. Участник Осетино-ингушского конфликта и Первой чеченской войны за ЧРИ .
- Герсолт Эльмурзаев — государственный и общественный деятель. Партийный руководитель . Один из лидеров оппозиционного движения в Чечне после развала Советского Союза .
- — государственный советник юстиции 2-го класса (генерал-лейтенант), заслуженный юрист РФ, доктор юридических наук .
- Ахмет Мурадов — казахстанский политик, сопредседатель Ассоциации чеченцев и ингушей Казахстана « Вайнах », член Совета Ассамблеи народа Казахстана , член Комитета по вопросам экологии и природопользованию . Депутат Парламента Республики Казахстан V и VI созыва .
Деятели культуры
- Марьям Исаева — поэтесса, писательница, стоявшая у истоков профессиональной чеченской литературы . Автор различных школьных учебников и хрестоматий .
- Хава Хакишева — актриса театра, Народная артистка Чечено-Ингушской АССР .
- Руслан Хакишев — главный режиссёр ЧГД театра имени Х. Нурадилова , член Совета по культуре и искусству РФ (2006–2010). Заслуженный деятель искусств РСФСР . Народный артист Чечни и России. Лауреат Гос. премии им. К. С. Станиславского .
Примечания
Комментарии
- Как и все народы на определённом этапе своего развития, нахи использовали сложную систему названий для существовавших в их среде форм родственных, территориальных, социальных и военных объединений. Нахская структура таких объединений состояла из групп разной численности и статуса, включая тукхумы / шахары , тайпы , гары, некъи, ца и доьзалы . В связи с неоднозначным современным пониманием старинной нахской системы названий различных объединений, в кавказоведении используется термин «вольное общество» или просто «общество».
Источники
- ↑ Mairbek Vatchagaev. . 13 июня 2022 года.
- . ИА Чечня Сегодня . Дата обращения: 2 апреля 2023. 5 июня 2020 года.
- Тесаев З.А., Баширов М.С-Э. . elibrary . Академия наук ЧР.
- Натаев С.А. .
- Х.С. Умхаев. . Академия наук чеченской республике (09.12.19). Дата обращения: 28 июня 2021. 28 июня 2021 года.
- . kerchtt.ru . Дата обращения: 18 октября 2022.
- И. Л. Набок. Этнокультурологическое образование
- Ахмед Сулейманов. (рус.) . Дата обращения: 25 мая 2022. 16 августа 2021 года.
- . ru.1lib.domains . Дата обращения: 9 мая 2022.
- (рус.) . Дата обращения: 9 мая 2022. 17 июня 2021 года.
- . platona.net . Дата обращения: 9 мая 2022.
- М. А. Усманова. . Дата обращения: 10 января 2023. 10 января 2023 года.
- Джабраил Мурдалов. . — Litres, 2019-04-19. — 1088 с. — ISBN 978-5-04-165960-8 . 10 мая 2022 года.
- khizar. (рус.) . Дата обращения: 9 мая 2022. 10 мая 2022 года.
- Milentiĭ Olʹshevskiĭ. . — Izd-vo zhurnala "Zvezda", 2003. — 620 с. — ISBN 978-5-94214-053-3 . 10 мая 2022 года.
- runivers.ru . Дата обращения: 10 мая 2022.
- khizar. (рус.) . Дата обращения: 10 мая 2022. 10 мая 2022 года.
- Абдурахман из Газикумуха. . — Litres, 2020-07-01. — 258 с. — ISBN 978-5-04-210251-6 . 10 мая 2022 года.
- . nohchalla . Дата обращения: 20 марта 2022. 20 марта 2022 года.
- Саидов И. М. Об использовании одного из видов языческих сооружений в общественном быту вайнахов // Этнография и вопросы религиозных воззрений чеченцев и ингушей в дореволюционный период
- . proza.ru . Дата обращения: 10 мая 2022. 13 мая 2022 года.
- Натаев Сайпуди Альвиевич. // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. — 2015. — Т. 1 , вып. 11-1 . — С. 221–225 . — ISSN . 3 февраля 2020 года.
- ↑ Akhmad Suleĭmanovich Suleĭmanov. . — ГУП "Книжное издательство", 2006. — 760 с. — ISBN 978-5-98896-002-7 . 26 марта 2022 года.
- (рус.) . Дата обращения: 18 июня 2022. 20 февраля 2020 года.
- (рус.) . Академия наук Чеченской Республики (9 декабря 2019). Дата обращения: 1 июня 2022. 28 января 2022 года.
- . refdb.ru . Дата обращения: 20 октября 2020. 26 марта 2019 года.
- (рус.) . Дата обращения: 3 июня 2022. 29 июня 2021 года.
- . mk-chr.ru . Дата обращения: 1 июня 2022.
- (рус.) . Чеченское национальное право (Чеченское государство) . Дата обращения: 27 июля 2022. 6 декабря 2021 года.
- М.Я. Ольшевский. . 28 июня 2021 года.
- . uch.click . Дата обращения: 26 сентября 2022. 26 сентября 2022 года.
- / Магомаев В.Х. — «Чеченеский государственный университет» Исторический факультет. — С. 120 страница. 9 сентября 2021 года.
- (рус.) . Дата обращения: 10 мая 2022. 29 июня 2021 года.
- Н. Л. Набок. [elib.bsu.by Этнокультурологическое образование] .
- Муслим Мурдалов. . 11 августа 2021 года.
- . oramash.ru . Дата обращения: 29 января 2023. 29 января 2023 года.
- Я. З. Ахмадов. История Чечни XIX-XX вв.
- Ахмед Сулейманов. (рус.) . Дата обращения: 29 мая 2022. 16 августа 2021 года.
- (рус.) . «Гражданское содействие» (29 ноября 2009). Дата обращения: 1 июня 2022.
- Конфедерация репрессированных народов Российской Федерации, 1990—1992: документы, материалы. / Сост. И. Алиев; Под редакцией М. Губогло . — М.: Центр по изучению межнациональных отношений РАН, 1993. — С. 109.
- (рус.) . Дата обращения: 2 июня 2022. 2 июня 2022 года.
- (рус.) . «Гражданское содействие» (29 ноября 2009). Дата обращения: 2 июня 2022.
- ↑ (рус.) . Чеченское национальное право (Чеченское государство) . Дата обращения: 2 июня 2022. 17 мая 2021 года.
- . 23021944.ru . Дата обращения: 2 июня 2022. 14 мая 2021 года.
- . mk-chr.ru . Дата обращения: 2 июня 2022.
- ↑ Амин Тесаев. .
- ↑ А. Ангуни. . 11 ноября 2021 года.
- Залина Каштарова. . — 2014. 5 ноября 2016 года.
- . nohchalla . Дата обращения: 20 марта 2022. 20 марта 2022 года.
- . base.garant.ru . Дата обращения: 10 мая 2022.
- ↑ Дадаев. Ю.У. Дадаев. К.С. . 5 апреля 2022 года.
- Дадаев Ю.У. .
- runivers.ru . Дата обращения: 3 июня 2022.
- . Радио Свобода . Дата обращения: 19 июня 2022. 9 мая 2022 года.
- Муслим Мурдалов. . — Litres, 2022-05-14. — 1413 с. — ISBN 978-5-04-195217-4 . 14 мая 2022 года.
- (1860 год). Дата обращения: 29 августа 2021. 29 августа 2021 года.
- Зарема Хасановна Ибрагимова. . — Евразия, 2002. — 456 с. — ISBN 978-5-93494-068-4 . 27 июля 2022 года.
- саййид Абдурахман ал-Хусайни ал-Кибуди ал-Газигумуки ад-Дагестани. . — Калуга, 1869. 20 марта 2022 года.
- Исаев, Сайд-Ахмед Ахмедович. // диссертации и автореферата по ВАК РФ. — 1998. 29 августа 2021 года.
- Джабраил Мурдалов. . — Litres, 2019-04-19. — 1088 с. — ISBN 978-5-04-165960-8 . 2 апреля 2022 года.
- Е. И. Кузубский. . — Рипол Классик. — 797 с. — ISBN 978-5-517-91555-9 .
- Кавказ. . Кавказ (1863). Дата обращения: 29 июня 2022. 25 июня 2022 года.
- Магомед Гасаналиев. (2009). Дата обращения: 14 мая 2022. 2 апреля 2022 года.
- Ковалевский. Восстание в Чечне и Дагестане. 1877-1878г.
- Абакаров Магомед. . 31 января 2018 года.
- . instituteofhistory.ru . Дата обращения: 8 апреля 2022.
- ТОВСУЛТАНОВ Р.А. .
- Ocean7. (рус.) . Chechenews (30 июля 2012). Дата обращения: 25 мая 2022. 24 апреля 2022 года.
- . Дата обращения: 12 января 2022. 18 января 2021 года.
- Ш. С. Балданов. . — Донское войсковое объединение.
- Александр Папчинский, Михаил Тумшис. . 8 мая 2022 года.
- .
- СЕВЕРОКАВКАЗСКИЙ УЗЕЛ: ОСОБЕННОСТИ КОНФЛИКТНОГО ПОТЕНЦИАЛА (ИСТОРИЧЕСКИЕ ОЧЕРКИ)
- . Дата обращения: 31 августа 2021. 19 мая 2022 года.
- Топонимия Чечено-Ингушетии . — Ахмад Сулейманов
- . chechenia.8bb.ru . Дата обращения: 2 августа 2022. 5 августа 2022 года.
- ↑ А. Сулейманов. . Дата обращения: 30 августа 2021. 30 августа 2021 года.
- А. Сулейманов. . — 1976. 30 августа 2021 года.
- . Дата обращения: 28 июня 2021. 28 июня 2021 года.
- Przemysław Adamczewski. . — 2022-01-01. 26 сентября 2022 года.
- (рус.) . Чеченское национальное право (Чеченское государство) . Дата обращения: 10 мая 2022. 17 мая 2021 года.
- . ria.ru . Дата обращения: 12 января 2022. 18 января 2022 года.
- . — 2000. — 542 с. 1 ноября 2022 года.
- Кавказский Узел. . Кавказский Узел . Дата обращения: 26 сентября 2022. 26 сентября 2022 года.
- . nohchalla . Дата обращения: 20 марта 2022. 7 марта 2021 года.
- . Дата обращения: 31 августа 2021. 31 августа 2021 года.
- . www.checheninfo.ru . Дата обращения: 11 марта 2022. 21 февраля 2020 года.
- . checheninfo (2021 год). Дата обращения: 8 июля 2021. 9 июля 2021 года.
- (англ.) . expertanalytical.zyrosite.com . Дата обращения: 8 января 2023. 8 января 2023 года.
- ↑ (рус.) . Чеченское национальное право (Чеченское государство) . Дата обращения: 10 мая 2022. 17 мая 2021 года.
- Ruslan Tamaev. . — Izd-vo "Izvestii︠a︡", 2004. — 362 с. — ISBN 978-5-206-00638-4 . 2 июня 2022 года.
- . chechenia.8bb.ru . Дата обращения: 16 октября 2022. 16 октября 2022 года.
Литература
- Сулейманов А. С . I часть: Горная Чечня : топоним. слов . // Топонимия Чечено-Ингушетии : в IV частях (1976—1985 гг.) / ред. А. Х. Шайхиев . — Гр. : ЧИ кн-во , 1976. — 239 с. — 5000 экз.
- Ахмадов Я. З. Очерк исторической географии и этнополитического развития Чечни в XVI-XVIII веках : моногр .. — АН ЧР . Комплексный науч.-исслед. ин-т РАН . — М. : Благотв. фонд поддержки чечен. лит-ры, 2009. — 422 с. : табл. — ISBN 978-5-91821-013-0 .
- Хожаев Д. А. Чеченцы в Русско-Кавказской войне : науч.-попул. работа / авт. проекта и науч. ред. Т. А. Мазаева. — Гр. — СПб. : «Седа», 1998. — 250 с. — Издана при участии и фин. обеспеч. М. М. Ахматханова и Х. Д. Махаури . — ISBN 5-85973-012-8 .
- Дадаев Ю. У. Наибы и мудиры Шамиля. — Махачкала: ДИНЭМ, 2009. — 621 с. — ISBN 978-5-91446-011-9 .
- 2020-01-15
- 1