Interested Article - Билтой

Билтой ( чечен. Билтой ) — один из коренных чеченских тайпов , сообщества которого входят в состав Нохчмахкахойцев (территориальные группы (тукхумы) чеченцев). Проживающие в Аухе считаются ауховцами . Родовым селом принято считать Бильты в Ножай-Юртовском районе .

Расселение

Включает в свой состав населённые пункты: Ножай-Юрт , Билта, Хьочен ара, РогIа кIажа, Айтин мохк, Чурча-ирзе, Була-хитIа, Новый-Замай-Юрт, Мехкаш тIехьа, ГӀалийтӀа, Билт-Эвл(Тухчар), Замай-юрт .

Сейчас члены общества Билтой проживают во многих населённых пунктах Чечни . Чеченский исследователь- краевед , педагог и народный поэт А. С. Сулейманов , зафиксировал представителей тайпа в следующих населённых пунктах: Айтин мохк , Бердыкель , Аргун , Бачи-Юрт , Илисхан-Юрт , Мелчу-ХитIа , ГалайтIа , Ишхой-Юрт , Йшхойн отар , Гвардейское , Мекен-Юрт , Толстой-Юрт , Старогладковская , Каргалинская [ источник не указан 134 дня ] , Дубовская , Жугурта , Чурча ирзие , Ламте (хутор) , Булан-су , Замай-юрт , Хьочен ара , РогIа кIажа . Чеченский историк , сообщает, о принадлежности к тайпу билтой ауховского села Билт-Аух , где они проживают и по ныне .Так-же представители тейпа Билтой проживают в Шали, Ойсхара, Урус-Мартан, Шалажи, Старая-Сунжа и станице Курдюковская.

Состав

Тайп Билтой имеет три ветви (гара): Итт-бухой, Я-бухой, Зок-бухой .

Этимология

Самая распространенная версия акцентируется только на одной части данного этнонима, т.е на части -той, тем самым, во-первых, разрушая целостность данного номена, во-вторых, перенося его семантику на конечный элемент (оставляя начало без каких либо объяснений), и, в завершении, сведя семантику предоставленного субэтнонима к значению совершенно отдельной и посторонней лексемы — той (пир), которая, сама по себе, при словообразовании в чеченском языке всегда занимает не конечную, а начальную позицию (той хӀотто, той даа и т. д.). Согласно такой интерпретации, Билтой означает — пирующие, веселящиеся, и т. д. Думаю, несостоятельность такого объяснения значения субэтнонима Билтой очевидна .

Известный в Чеченской республике знаток фольклора и народной истории уроженец Нашха Саламат Гаев представляет такую версию этнонима Билто: "Если стать напротив крепости ГӀарби-ГӀала, то справа от него на определенном расстоянии находится место под названием БилтогӀи, которое расшифровывается как «Билгал яьлла тогӀи (выявленная, определенная поляна)». Здесь раньше жили билтоевцы и отсюда они покинули Нашха. Слово «Билто — Это сокращенная форма от „Билгал яьлла тогӀи“. Такие сокращенные наименования практиковались часто .

Билтоевцы вышли из Нашха и пришли в Нохч-Мохк через местность ЧӀебарла». Однако вопрос, опять же, заключается в периоде заселения и интерпретации названия данной местности. К примеру, если придерживаться норм словообразования в чеченском языке, то более вероятный вариант расшифровки названия БилтогӀи будет Билтой тогӀи (поляна бильтоевцев), в котором наблюдается слияние двух слов в результате редуцирования окончании — й и дальнейшей ассимиляции, продиктованной схожестью окончания первого слова, то есть в слове Бил-то-й и начала второго слова то-гӀи. Такая форма словообразования типична не только для чеченского, но и для многих языков. Соответственно, можно предположить, что данная местность (тогӀи) сначала была заселена билтоевцами и, вследствие чего, потом получило назва- ние «БилтогӀи», то есть «Бил-то-й-то-гӀи». Для аналогии можно привести пример подобного слияния — Нохчмохк = Нохчийн-мохк (земля нохчи (чеченцев) .

История

Салатавия

В числе тех, кто основал село Дылым (ныне районный центр Казбековского района), были чеченцы – выходцы из тайпа Билтой. Произошло это событие примерно 500 лет назад. Название села Дылым имеет чеченские корни. Оно трансформировалось от чеченского Дайн Лам – Гора Предков . Учитывая тот факт, что самое раннее присутствие чеченцев Билтой в пределах нынешнего Дылыма прослеживается не позднее, чем с XIV в., употребление термина «Дай-лам» (Гора отцов) в отношении главной высоты в округе села Дылым весьма логично .

Согласно Б. Г. Алиеву, еще до похода Тимура на Кавказ в Салатавии жили «ногайцы», под которыми, очевидно, подразумеваются тумены — жители монгольского военно-административного округа Тумен/Де-мен, возникшего на оккупированной территории Терско-Сулакского междуречья в XIII—XIV вв. Известно, что «тумены», или «тюмены» которые являются наследниками золотоордынского владычества в регионе, действительно тюмены причислялись позднее к ногайскому народу в качестве общества. По данным Б. Г. Алиева из-за постоянных нападений чеченцев ногайцы оставили селение Дылым, по мнению Тасаева под ними можно подразумевать тюменов .

Далее у Алиева следует «Билит-тайпа» в качестве первопоселенцев Дылыма. Следовательно, билтоевцы овладели указанной местностью не позже эпохи Золотой Орды, вытеснив оттуда каких-то тюркоговорящих поселенцев, отличных от кумыков, которых аварцы хорошо знают. Большинство исследователей колонизацию Ичкерии и прилегающей местности выходцами из Аргунского ущелья датируют XV в. Это означает, что билтой представляли более древнее вайнахское население в этих местах. Тогда и переселение аккинцев предстает в ином свете и может быть датировано, как минимум, до-тимуровским временем» .

1989 г.

После разрушительных оползней в 1989 году представители тайпа из населённых пунктов Рогун-Кажа , Бильты и Мехкешты Ножай-Юртовского района были вынуждены переселится на равнину, в результате чего они основали селение Бильтой-Юрт в Гудермесском районе.

Примечания

  1. , с. 43.
  2. , с. 48.
  3. . Газета “МОЛОДЕЖНАЯ СМЕНА” (24 октября 2017). Дата обращения: 24 марта 2018.
  4. , с. 335.
  5. , с. 335-338.
  6. , с. 503.
  7. , с. 514.
  8. , с. 523.
  9. , с. 526.
  10. , с. 527.
  11. , с. 536.
  12. , с. 577.
  13. , с. 586.
  14. , с. 593.
  15. , с. 659.
  16. , с. 671.
  17. , с. 320.
  18. , с. 335-339.
  19. , с. 339.
  20. , с. 335-340.
  21. , с. 335-337.
  22. , с. 29.
  23. , с. 69.
  24. , с. 76.
  25. , с. 75, 76.

Литература

Книги
Статьи
  • Альбеков Н. Н. // Чеченский государственный университет Академия наук Чеченской Республики, Чеченский государственный педагогический институт. — Жеребило Татьяна Васильевна, 2014. — № 1 . — С. 68-72 . — ISSN .
  • К истории образования современных гаров тайпа Билтой // (на чеч. яз.). — Грозный: Таллам, 2017. — № 1 (12) . — С. 29-53 .
  • . — Вестник Академии наук Чеченской Республики, 2020. — № 1 (48) . — С. 72–86 . — ISSN .
Источник —

Same as Билтой