Гидроксид бериллия
- 1 year ago
- 0
- 0
Туркой (в некоторых источниках упоминается название Туркхой , чечен. Туркой ) — один из чеченских тайпов . Туркой относятся к группе тайпов, которые не входят в состав ни одного из чеченских тукхумов . Представители тайпа проживают во многих районах республики, в основном в плоскостных селениях Чеченской Республики и в Хасав-Юртовском районе Республики Дагестан . Туркой, потомки мухаджиров, с середины девятнадцатого века, проживают в Иордании и Сирии.
В Галанчоже, во время Кавказской войны еще сохранялось башенное селение Туркхаьлл, о развалинах которого упоминал в своей работе Всеволод Миллер «Терская область. Археологические экскурсии.//Материалы по археологии Кавказа» , в указанной работе аул отмечен как «Туркали» , У М. Мурдалова аул Туркали в чеченском варианте написан как чечен. Ткъуйсте , а у А. С. Сулейманова Ткуйистие ( чечен. Ткъуйистие ) . В районе Гойтинского ущелья существовал аул Туркой, который 27 октябре 1857 года, в ходе Кавказской войны был захвачен и сожжен отрядом под командованием генерал-майора Мищенко. ,
Последние генетические исследования подтвердили, что туркой относятся к основным коренным чеченским тайпам. Псевдонаучные и простонародные версии об инородном происхождении тайпа опровергнуты научными данными. Все исследованные представители тайпа в чеченском ДНК-проекте, свыше 30 человек из разных районов республики, относятся к характерным для чеченцев и ингушей гаплогруппам и их соответствующим веткам и имеют родство с другими чеченскими тайпами .
Ранее многими авторами, в разные исторические периоды выдвигались различные версии происхождения тайпа туркой. Так, известный чеченский писатель и поэт М. Мамакаев , в своей монографии "Чеченский тайп (род) и процесс его разложения", относил тайп туркой к основным коренным чеченским тайпам .
Краевед А. С. Сулейманов , предположил, что тайп происходит из Турции , При этом, по его мнению, первая часть рассматриваемого термина чечен. тур — меч, легла в основу многих словообразований: туркой (этноним) .
Публицист Умалат Лаудаев также считал тайпы туркой, хуркой, хой, парсеной, произошедшими от разрозненных остатков персидского войска Надир-шаха. Следует заметить, что по У. Лаудаеву, «пришлыми» являются тайпы хьуркой и хой, считающиеся у большинства авторов «коренными» чеченскими .
Историк, кандидат исторических наук Сайпуди Натаев , сообщает, о том, что к числу коренных отнесен тайп туркой. Однако, следом он пишет, о том, что этот тайп — этнографическая группа очеченившихся турок, поскольку, по его мнению, само название «турки», говорит о пришлом происхождении . Также исследователь Майрбек Вачагаев , отнес туркой и ряд других из-за созвучия к тайпам инородного происхождения, в последующем от своей версии отказался, признав свою публикацию черновой версией
Следует отметить, что никакой научной основы указанные гипотезы не имели и носили предположительный характер, основанный только лишь на созвучии. Заявления в вышеуказанных публикациях не опирались ни на один факт, в них не имелось ссылок на исторические или литературные источники, что недопустимо в серьезных исследованиях, и фактически являлись голословными. Впрочем говорить об академичности трудов и публикаций перечисленных авторов в этой отрасли не приходится, вызывает сожаление, что эти легенды тиражируются, в том числе и на просторах интернета и преподносятся как научные факты. При этом, следует учесть, в том числе и то, что по-чеченски Турция-это Хункар-Мохк, а этнические турки-хункархой. Очевидный факт, что никто из тайпа туркой, ни в прошлом, ни в настоящее время, не являлся носителем турецкого либо какого-нибудь другого, нечеченского языка, также оставлен без внимания. Следует отметить, что коснулось это не только тайпа туркой: многие тайпы, которые согласно современным данным ДНК-исследований являются коренными, в основном по легендам и народной этимологии предполагались исключению из чеченского сообщества, при этом у каждого автора разные.
В Иордании и Сирии, с середины девятнадцатого века, проживает большое количество представителей тайпа, потомков мухаджиров. Генетическое исследование одного из туркой, уроженца Сирии, показало, что он генетически близок к так называемой «нашхойской ветке» в чеченском ДНК-проекте, в которую входят большинство представителей тайпа.
В настоящее время эта версия не поддерживается учеными, так, историк Идрис Булатбиев, допускает, что Туркхаьлл (кхаьлла — «поселение») было родовым селением этого общества, а само название тайпа — туркой, является упрощенной моделью обратного словообразования: туркхаллой > туркхлой > туркой .
И. Булатбиев, считает, наиболее весомым подтверждением чеченского происхождения тайпа, тот факт, что представители туркой из Урус-Мартана, до выселения чеченцев и ингушей в 1944 году, ходили на свои «покосы» и «посевы», которые находились в горной Чечне, в Галанчожском районе. По его мнению, этот факт, ярко свидетельствует о том, что не будь туркой исконно чеченского происхождения никаких посевных земель и покосов в горах Чечни, в собственности у туркой, не могло быть .
По сведениям И. Булатбиева, в научном обороте нет ни одного исторического документа, говорящего о переселении в Чечню этнических турок из Турции, тогда как и поныне в Турции живут потомки чеченских мухаджиров , предки которых мигрировали туда в XIX веке. В отношении туркой информации о турецком происхождении нет. Идрис Булатбиев, считает, что, мнение о «тюркских корнях» тайпа туркой, очевидно, является всего лишь результатом народной этимологии .
Известный чеченский этнограф, кандидат исторических наук Ибрагим Саидов в своей статье 1997 г. «О расселении нахских тайпов и тайповых отношениях» привел следующую версию: «Туркхой — дежурные, блюстители порядка, в том числе в Мехк-Кхеле» .
Представители тайпа туркой проживают в целом ряде чеченских городов и сёл: Урус-Мартан , Шали , Аргун , Гойты , Гехи , Хамби-Ирзи , Шаами-Юрт , Старые Атаги , Новые Атаги , Ножай-Юрт , , Рошни-Чу , Ведено , Алхан-Юрт , Элистанжи , Ахмат-Юрт ( Хоси-Юрт ), Автуры , Агишбатой и многих других населенных пунктах Чеченской республики , а также Республики Дагестан , в частности в селах Байрамаул и Османюрт Хасавюртовского района .
Чеченский исследователь- краевед , педагог и народный поэт А. С. Сулейманов , зафиксировал на южной стороне села Валерик, Туркойн дукъ (Туркойн дук) . К западу от Урус-Мартана, на южной стороне от шоссейной дороги ведущей в с. Гехи, Сулейманов зафиксировал Туркойн кешнаш (Туркойн кешнаш) . На восточной стороне Бачи-Юрта имеются Туркойн кешнаш (Туркойн кешнаш) - заброшенное кладбище . Туркой барз-возвышенность в районе села Гойты, по направлению к трассе Ростов-Баку, с правой стороны автодороги Гойты-Грозный.