Interested Article - Big Brother and the Holding Company

Big Brother and the Holding Company американская рок-группа , образованная в Сан-Франциско в 1965 году и — наряду с Grateful Dead , Quicksilver Messenger Service и Jefferson Airplane — сформировавшая ядро калифорнийской психоделической сцены . Известность группы и её место в рок-истории предопределило, прежде всего, участие в ней в 1966—1968 годах Дженис Джоплин . Записанный с её участием альбом Cheap Thrills (1968) поднялся до #1 в списках Billboard 200 и вошёл под # 338 в список «500 Величайших альбомов всех времён» журнала Rolling Stone .

История группы

В 1965 году сан-францисские музыканты Питер Албин , его брат Родни (оба — экс-Liberty Hill Aristocrats), а также Джим Гёрли ( англ. «Weird» Jim Gurley ) взялись за формирование группы более жёсткого звучания чем коллективы, в которых они играли прежде. Первый состав, называвшийся Blue Yard Hill, обосновался в доме 1090 на Пэйдж-стрит, который сдавал внаём Родни — с позволения дядюшки, который ждал разрешения властей, чтобы снести строение и возвести на его месте дом для престарелых. Здесь жили, в основном, хиппи — в частности, Чет Хелмс (к тому времени — участник коммуны Family Dog), который взялся за организацию в подвалах дома джэмов, которые вскоре стали местом притяжения местной молодёжи .

После того, как в группу вошли барабанщик Чак Джонс и гитарист Сэм Эндрю , студент сан-францисского университета, квинтет начал регулярно играть на вечеринках, проводившихся в подвале дома. Шестым участником группы стал гитарист Дэвид Эскесон ( англ. David Eskeson ), которого менеджер Пол Ферраз ( англ. Paul Ferraz , известный по прозвищу Beck), нашёл по газетному объявлению. Основным автором коллектива был Питер Албин, начинавший в блюграссе (на той же сцене в Сан-Хосе , где играли Пол Кантнер и Йорма Кауконен), но вскоре начавший писать «песни, напоминавшие Rolling Stones , но намного более странные» .

Название группы возникло в результате соединения двух из многих рассматривавшихся вариантов: Big Brother и The Holding Company. Миссией коллектива было провозглашено стремление «Говорить с детьми всего мира на их языке» .

22 января 1966 года состоялось первое официальное выступление группы на первом Trips Festival в Лоншорменз-холле. Репертуар коллектива был фрик-джазовым: преобладали вещи Sun Ra, Джона Колтрейна, Фарао Сандерса — всё с элементами ритм-энд-блюза и с дисторшном и фуззом .

Хелмс, знавший Герли по коммуне Family Dog, подписал с группой контракт и стал её менеджером. При его посредстве Big Brother стал резидентами известного в городе клуба Avalon Ballroom, где он также работал менеджером . Как вспоминал о Big Brother Джек Кэссиди (впоследствии — участник Jefferson Airplane ), «У них не имелось никаких заготовок, поэтому иногда им на сцене удавалось создавать такое, что никому бы и в голову не пришло… Потом люди почёсывали головы: Ну, и в каком это было сыграно ключе?»

19 февраля Big Brother сыграли в Филморе, на первом фестивале «Tribal Stomp». Концерт оказался последним для барабанщика Чака Джонса: его заменил Дэйв Гетц ( англ. Dave Getz ), который в дневное время преподавал в Художественном институте, а по вечерам подрабатывал на фабрике по производству спагетти. С ним группа начала выступать в местных клубах, играя блюз, блюграсс, каверы Боба Дилана и Rolling Stones , а также фолк-рок («I Know You, Rider»). В течение следующих пяти месяцев группа давала концерты в районе Залива. Об одном из них местная газета написала: «квинтет певцов, похожих на ливерпульцев с длинными волосами и громкими гитарами» . Успех двух местных групп — Jefferson Airplane (тогда ещё — с Сигни Андерсон ) и The Great Society Грэйс Слик ) — заставил Хелмса вспомнить о своей давней знакомой по Техасу, Дженис Джоплин. За ней он направил общего приятеля Трэвиса Риверса .

Прибытие Джоплин

4 июня Дженис Джоплин прибыла в город. Хелмс утверждал впоследствии, что Питер и Джим возражали против включения её в состав, отмечая неуравновешенность характера (хотя первый из них позже отрицал это). Джоплин в свою очередь с опаской отнеслась к предложению, поскольку незадолго до этого избавилась от наркотической зависимости и не хотела возвращаться к прошлому. «Я сделал всё, чтобы убедить её в том, что музыканты очистились от тяжёлых наркотиков… ну, а ЛСД — это же совсем другое другое дело», — говорил Чет Хелмс .

10 июня 1966 года состоялось первое выступление нового состава группы в «Авалоне» . Дженис спела здесь две песни, большую часть концерта просидев на динамике с тамбурином . Музыканты группы вспоминали, что новая певица мгновенно установила контакт с аудиторией и в течение нескольких дней сделалась местной звездой. При этом она заключила с коллегой по группе Дэвидом Гетцем договор о том, чтобы в квартире, которую они снимали, шприцы объявить вне закона . Летний сан-францисский концерт группы был записан и позже включён в альбом Cheaper Thrills (1984).

С прибытием Джоплин Big Brother & the Holding Company перешли от психоделического фьюжна свободных форм к динамичному синтезу поп-психоделии и блюза . В их репертуаре появились две принесённые певицей песни, «Women Is Losers» и «Maybe»; с Альбином они стали исполнять дуэтом «Let The Good Times Roll» и «High Heel Sneakers» . Импровизационная составляющая осталась главенствующей. «Мы не бесстрастные профессионалы, — говорила Джоплин. — Мы эмоциональны и неряшливы» . Но, как вспоминал Альбин, группе пришлось сбавить громкость: связки даже такой мощной вокалистки не могли справиться с прежним уровнем шума. Уступив просьбам Дженис, музыканты вскоре приобрели новое оборудование, прежде всего — более качественные усилители .

Яркая артистическая харизма вокалистки вывела группу в число лидеров сан-францисской сцены. Не будучи сверхискушенными музыкантами, участники Big Brother были (по словам Сэма Эндрю) «творческими людьми, следовавшими путём органического художественного самоисследования» , и новая участница охотно восприняла этот девиз. Кроме того, как вспоминал гитарист группы, «…Big Brother позволили Дженис развиваться. Мы никогда не заставляли её петь в каком-то определённом стиле, такой подход был важен и характерен именно для сан-францисских групп» .

Но после своих первых концертов в обновлённом составе Big Brother and the Holding Company ощутили и негативную реакцию аудитории. «Вы, парни, утрачиваете ненормальность, становитесь всё больше и больше похожи на остальных… Избавьтесь от девчонки!», — такой, по воспоминаниям Альбина, была общая реакция местных фэнов .

Контракт с Mainstream Records

Тем временем из Детройта в Сан-Франциско прибыл антрепренёр и продюсер Боб Шед (Bob Shad): его цель состояла в том, чтобы подписать Big Brother к своему лейблу Mainstream Records . Чет Хелмс ответил отказом, но бедственное финансовое положение коллектива вынудило музыкантов — сначала уволить Чета, потом принять предложение Боба Шеда. Подписав контракт, последний не только не выплатил музыкантам аванс, но даже не выдал денег на обратные билеты до Сан-Франциско . Как вспоминал позже Альбин, музыканты тут же поняли, что попали в лапы к мошенникам .

Дебютный альбом группа записывала в студиях Чикаго и Лос-Анджелеса . Шед, взявший на себя роль продюсера, не позволил музыкантам находиться в студии, когда проводил окончательное микширование. При этом он не позволял группе записывать каждую песню больше 13 раз, считая, что это «принесёт несчастье» . Плохо записанный, полусырой альбом был отправлен на полку, а вышел лишь год спустя, уже после триумфального выступления Big Brother & the Holding Company на фестивале в Монтерее . Лейбл Mainstream ровно ничего не сделал для раскрутки альбома, если не считать того, что выпустил два сингла из него: «Blindman» и «All Is Loneliness» . «Альбом получился слабым, потому что мы были молодыми и наивными, плохой был продюсер было у нас ни менеджера, ни вообще человека, который мог бы что-то посоветовать. Мы не понимали, что делаем, и нами просто воспользовались. Дали три дня на запись всего альбома и намекнули, что если мы позволим себе в студии какие-то творческие вольности, нас тут же вышвырнут», — так отзывалась Джоплин о первой пластинке .

В начале октября 1966 года новый менеджер группы Джулиус Карпен всё же вернул Big Brother & the Holding Company в Сан-Франциско. Здесь группа выступила на нескольких крупных концертах — в частности, на Love Pageant Rally (в Голден Гейт парке), а также в новогоднем Wail/Whale — вместе с Grateful Dead и Orkustra. Это событие, организованное « Ангелами Ада », было посвящено празднованию освобождения Шоколадного Джоржа, одного из участников банды; заметную роль в этом сыграла хиппиозная коммуна Хайт Эшбери .

Фестиваль в Монтерее

17 июня 1967 году Big Brother & the Holding Company дали свой первый концерт на фестивале в Монтерее . В тот день на той же сцене выступили Canned Heat , Эл Купер , Steve Miller Band , Paul Butterfield Blues Band , Майк Блумфилд и ). На следующий день состоялся второй выход: этот концерт был организован специально для того, чтобы режиссёр Д. А. Пенебейкер мог заснять его на плёнку (здесь выступили также The Byrds , Джими Хендрикс , The Who , The Mamas & the Papas и The Blues Project) . Выступление Big Brother & the Holding Company с песней «Ball and Chain» стало центральным эпизодом фильма Пенебейкера «Monterey Pop», который по сей день считается образцом качественной рок-документалистики .

31 октября Big Brother & the Holding Company подписали контракт с новым менеджером Албертом Гроссманом, который вёл также дела Боба Дилана и The Byrds . Приход Гроссмана, как объяснял Сэм Эндрю, был во многом предопределён исходом дебатов внутри группы относительно того, следует ли им сниматься у Пеннебейкера (Grateful Dead, например, от этого отказались). Гроссман настоятельно советовал музыкантам согласиться на съёмку. «Задним числом стало ясно, что это бы верный шаг. В каком-то смысле, те, кто не попал в фильм, оказались <в историческом смысле> и вне фестиваля. В наши дни никто не помнит о том, что там выступали Grateful Dead и Electric Flag», — признавал Эндрю . Гроссман, как позже утверждал Альбин, ни в грош не ставил группу, но боготоворил Джоплин, которую рассматривал как «новую Билли Холлидей», а в перспективе — как лидера некой блюзовой супергруппы (с Тадж-Махалом и др.) .

Ещё важнее было то, что группой заинтересовался Клайв Дэвис, президент Columbia Records . Немедленно подписав с Big Brother & the Holding Company контракт на выпуск трёх студийных альбомов , он присоединился к Гроссману в спешных попытках освободиться от старого контракта . Летом 1967 года на Mainstream Records всё же вышел залежавшийся и при этом недоработанный дебют Big Brother & the Holding Company , который в августе 1967 года поднялся до #60 в списках Биллборда (позже Columbia выкупила права на пластинку и сделала её хитом).

16 февраля 1968 года группа начала своё первое турне по Восточному побережью, а на следующий день впервые выступила в Нью-Йорке, в Anderson Theatre. Концерт получил восторженные рецензии в прессе. Группа продолжила гастроли — в Бостоне , Кембридже , Провиденсе и Чикаго. 1 марта концерт в детройтском зале Grande Ballroom был записан на плёнку и позже включён в концертный сборник Janis Live .

Cheap Thrills

В марте 1968 года группа (которую стали называть в афишах Janis Joplin and Big Brother & the Holding Company) приступила с продюсером Джоном Саймоном к работе над новым альбомом в нью-йоркской Studio E. Первоначальный вариант заголовка: «Dope, Sex and Cheap Thrills» по цензурным причинам пришлось сократить. Здесь впервые в коллективе возникли трения: музыканты почувствовали, что Джоплин становится суперзвездой, а сами они превращаются в аккомпанирующий состав. С другой стороны, и певица все чаще слышала со стороны, что группа не соответствует её уровню исполнительского мастерства .

Cheap Thrills изначально рассматривался как концертный альбом. Группа трижды отыграла детройтском Grande Ballroom где её записали Эллиот Мазур и Джон Саймон, приглашённый Гроссманом продюсер. «Получилось неважно, поэтому мы попытались добиться „живого“ звучания в студии сведя количество наложений к минимуму», — вспоминал Альбин. В конечном итоге в студийную запись был просто вмикширован звук зрительного зала и вступление Билла Грэхема .

Тем временем турне продолжалось: 7 апреля Big Brother & the Holding Company закончили его большим концертом в Нью-Йорке памяти Мартина Лютера Кинга , где также выступили Джими Хендрикс , Бадди Гай , , Пол Баттерфилд и . В ходе турне (12-13 апреля) в зале Winterland Ballroom был записан (выпущенный позже) концертный .

Выпуск студийного альбома задерживался: продюсер отверг почти весь материал (около 200 бобин), предложенный группой. Но предварительные заявки на пластинку оказались таковы, что она получила золотой статус ещё до выпуска. Клайв Дэвис потребовал немедленного релиза, и Cheap Thrills , обложку которого оформил знаменитый в андеграунде карикатурист Роберт Крамб, вышел в августе 1968 года, как раз к моменту выступления группы на фолк-фестивале в Ньюпорте (Род-Айленд), где 18-тысячная аудитория устроила ей овацию и не отпускала со сцены до часу ночи .

Освободившись от поп-конформизма, навязывавшегося Бобби Шедом, группа создала в Cheap Thrills (как писал в 1994 году обозреватель Джон Макдермотт), свой «…шедевр: эклектическую коллекцию бурных студийных и концертных экспериментов, которые явились сильным артистическим заявлением и в полной мере отразили мощь ансамбля». «После прихода Дженис нам потребовался примерно год концертной деятельности, чтобы понять, кто мы такие, — говорил Сэм Эндрю. — Перед началом работы над Cheap Thrills у нас было время отточить репертуар на гастролях, это и решило всё дело» .

Уже через месяц после выхода альбом разошёлся миллионным тиражом, 12 октября возглавил списки Billboard 200 и продержался на вершине 8 недель, чему способствовал и успех хит-сингла « » (второй сорокапяткой вышел «Summertime») . Однако, рецензии на альбом в США были сдержанными: многие отметили, что Джоплин, совершенно затмила своим исполнением группу, особенно в «Ball & Chain» и «Summertime» . В числе тех, кто встал на защиту Big Brother, был Ричард Голдстейн, обозреватель Village Voice :

Да, стало принято высмеивать музыкантов группы, которые <будто бы> не соответствуют магии <Дженис Джоплин>, но они не столь уж беспомощны. Её голос настолько безграничен, что забить способен любой аккомпанемент, за исключением, разве что, базуки, но когда за ней Big Brother… разница между вокалом и музыкой стирается, остаётся общее звучание. Если вы называете это «звучанием Дженис Джоплин», значит судите об огне по дыму, потому что видите сначала его .

Ричард Голдстейн, Village Voice .

Распад Big Brother

Несмотря на огромный успеха альбома, постоянные гастроли и нервное перенапряжение тормозили развитие группы. Без поддержки сан-францисского сообщества Big Brother (как отмечал Дж. Макдермотт), «с трудом удерживались на плаву». Ещё недавно казавшаяся неиссякаемой энергия группы из-за наркотиков и мелких дрязг стала стремительно испаряться. Постепенно личные и творческие связи в составе начали распадаться. При этом становилось всё более очевидно, что из всех участников коллектива одна только Джоплин после его распада могла бы не только выжить, но и добиться успеха как сольная исполнительница. Гроссман, лучше других понимая это, не делал ничего, чтобы предотвратить распад.

В сентябре 1968 года (едва только альбом уступил место на вершине Electric Ladyland Джими Хендрикса ) менеджер объявил о «дружеском расставании» Дженис Джоплин и Big Brother. 15 ноября Джоплин дала со старым составом свой последний концерт — в манхэттенском Колледже Хантера ( англ. Hunter College ). Гроссман защитил Джоплин от агрессии извне, но распадом группы были возмущены все в Сан-Франциско: многие открыто говорили, что менеджер уничтожил группу, чтобы переманить певицу к себе .

Спустя 25 лет Сэм Эндрю признавал, что общественность, скорее всего, переоценивала влияние Гроссмана: «Big Brother погрязли в проблемах, запустили бизнес… Хотя, конечно, было ошибкой для неё уходить в такой момент. Мы были на самом пике, альбом вышел на первое место, — нельзя было этот успех так растранжиривать». При этом решение Джоплин никого не застало врасплох: оно назревало в течение нескольких месяцев, и сам Эндрю признавал, что Дженис о своих намерениях уйти из группы ему «прожужжала уши» .

Сама Джоплин тяжело переживала свой уход. «Я любила этих парней больше всего на свете, но понимала: если я серьёзно отношусь к музыке, нужно уходить… Мы в течение двух лет работали по шесть дней в неделю, играя одни и те же песни, в них вложили себя полностью и попросту истощили себя» , — вспоминала она в сентябре 1970 года.

1969—1972

После ухода Дженис Джоплин Дэйв Гетц и Питер Альбин присоединились к Country Joe and the Fish ; с ней они провели американские и европейские гастроли, а также сыграли на альбоме Country Joe , выпущенном Vanguard Records в 1969 году. В мае того же года оба покинули группу чтобы реформировать Big Brother. Пригласив к участию гитариста Дэвида Нельсона ( англ. David Nelson ), они прослушали нескольких вокалистов (в их числе были Эдди Мани, Кати Макдональд и Джон Херальд). В конечном итоге осень 1969 года группа воссоединилась в составе: Альбин, Гетц, Гёрли, Ник Гравенитес (вокал), Дэйв Шеллок (гитара) и Кэти Макдональд (вокал).

В 1970 году вышел альбом Be a Brother , спродюсированный Грэйвнайтсом, за которым последовал How Hard It Is (1971): здесь к группе присоединился ещё и органист Майк Финнеган. В 1972 году группа распалась: в числе основных причин тому музыканты называли наркотики, отсутствие менеджмента и внутренние стычки. В 1978 году этот состав воссоеднился — всего лишь, чтобы сыграть «The Tribal Stomp» в Greek Theatre, Беркли.

1987-настоящее время

В 1987 году состав практически в том же составе воссоединился и начал время от времени выходить на гастроли. В 1996 году Гёрли покинул группу: главной причиной было его несогласие с решением группы подбирать женщин-вокалисток (он считал, что это оскобрляет память о Джоплин). Его заменил Том Финч. К этому времени с группой попеременно пели Мишель Бастиан, Лайза Бэттл, Хэлли ДеВестерн, Лайза Миллз, Андра Митрович, Кейси Клэнтон, София Рамос, Мэри Бриджет Дэвис, Хлой Лоуэри. Джейн Миренгет и Кэти Ричардсон.

В 1999 году группа выпустила альбом Do What Your Love. Партии вокала исполнила здесь Лайза Бэттл. Наряду с новым материалом в альбом были включены новые версии старой классики, в частности джоплиновской «Women is Loser». В 2005 году в Германии был записан (и год спустя выпущен) концертный альбом «Hold Me» — с вокалисткой Софией Рамос и гитаристом Чедом Квистом ( англ. Chad Quist ).

В 2008 году вышел двойной CD-сет The Lost Tapes , куда вошли записи, сделанные в Сан-Франциско 1966—1967 годах при участии Дженис Джоплин. Наряду с вещами, входившими в бутлегами, туда были включены 12 вещей, прежде не выпускавшихся.

12 февраля 2015 года от сердечного приступа скончался один из основателей группы, Сэм Эндрю .

Состав группы

Участники

Составы

1965—1966 1966 1966—1968
(Классический состав)
1968—1969

Расформирована

1969—1971 1971—1972 1972—1987 1987—1997

Расформирована

с
  • Различными приглашёнными вокалистами
1997—2005 2005—2008 2008—2011 2011—2015
  • Сэм Эндрю — гитара, вокал
  • Том Финч — гитара
  • Питер Албин — бас-гитара
  • Дэйв Гетц — ударные, фортепиано
  • Лиза Бэттл — вокал
  • Сэм Эндрю — гитара, вокал
  • Чед Куист — гитара
  • Питер Албин — бас-гитара
  • Дэйв Гетц — ударные, фортепиано
  • София Рамос — вокал
  • Сэм Эндрю — гитара, вокал
  • Бен Нивс — гитара
  • Питер Албин — бас-гитара
  • Дэйв Гетц — ударные, фортепиано
с
  • Различными приглашёнными вокалистами
  • — вокал
  • Сэм Эндрю — гитара, вокал
  • Бен Нивс — гитара
  • Питер Албин — бас-гитара
  • Дэйв Гетц — ударные, фортепиано
2015—2018 2018-настоящее
  • — вокал
  • Том Финч — гитара, вокал
  • Томми Одетто — гитара
  • Кейт Руссо Томпсон — электрическая скрипка, клавишные, вокал
  • Питер Албин — бас-гитара
  • Дэйв Гетц — ударные, фортепиано
  • — вокал
  • Том Финч — гитара, вокал
  • Кейт Руссо Томпсон — электрическая скрипка, клавишные, вокал
  • Дэвид Агийлар — гитара
  • Питер Албин — бас-гитара
  • Дэйв Гетц — ударные, фортепиано

Временная шкала

Дискография

Альбомы

Примечания

  1. . AllMusic. Дата обращения: 9 сентября 2013. 22 июля 2013 года.
  2. Nagelberg, Kenneth M. // (англ.) / Browne, Ray Broadus; Browne, Pat. — University of Wisconsin Press , 2001. — P. . — ISBN 0-87972-821-3 .
  3. Buckley, Peter. (неопр.) . — 3rd. — (англ.) , 2003. — С. . — ISBN 1-84353-105-4 .
  4. . www.allmusic.com. Дата обращения: 8 апреля 2010. 4 апреля 2012 года.
  5. . www.rollingstone.com. Дата обращения: 8 апреля 2010. 4 апреля 2012 года.
  6. Gene Sculatti and Davin Seay. . St. Martins Press (New York). Дата обращения: 8 апреля 2010. 19 августа 2011 года.
  7. . janisjoplin.net. Дата обращения: 8 апреля 2010. 19 августа 2011 года.
  8. . www.classicbands.com. Дата обращения: 8 апреля 2010. 19 августа 2011 года.
  9. . www.janisjoplin.net. Дата обращения: 3 мая 2010. 4 апреля 2012 года.
  10. Friedman, Myra . Buried Alive: The Biography of Janis Joplin. Crown Publishing Group. ISBN 0-517-58650-9
  11. John McDermott, Relix. (1 августа 1994). Дата обращения: 3 мая 2010. 19 августа 2011 года.
  12. . www.janisjoplin.net. Дата обращения: 3 мая 2010. 19 августа 2011 года.
  13. . www.officialjanis.com. Дата обращения: 3 мая 2010. 19 февраля 2004 года.
  14. Michael Thomas — Ramparts Magazine. . janisjoplin.net (1 августа 1968). Дата обращения: 3 мая 2010. 19 августа 2011 года.
  15. Richard Goldstein. . www.janisjoplin.net (1968). Дата обращения: 3 мая 2010. 4 апреля 2012 года.
  16. September 1, 1970. . Hit Parader. Дата обращения: 3 мая 2010. 19 августа 2011 года.
  17. . Дата обращения: 14 февраля 2015. 14 февраля 2015 года.

Ссылки

  • — официальный сайт Big Brother and the Holding Company
Источник —

Same as Big Brother and the Holding Company