Interested Article - Восемь одежд

Восемь одежд ( яп. 八重衣 яэгоромо ) — музыкальная композиция, созданная японскими композиторами I половины XIX века на стихи из антологии « Сто стихотворений ста поэтов », была предназначена для ансамбля (англ.) ( яп. 三曲 ) .

История создания

Современный ансамбль санкёку, исполняющий «Восемь одежд»
Первоначальный вариант ансамбля санкёку — с кокю

«Восемь одежд» — первоначально композиция в жанре дзиута ( яп. 地歌, 地唄 ) , предназначалась для вокала в сопровождении сямисэна . Создана в стиле «тэготомоно» ( яп. 手事もの ) — с инструментальными интерлюдиями между вокальными частями . Иногда воспринимается специалистами как образец творчества школы Икута-рю ( яп. 生田流 ) , которая была основана ( яп. 生田検校 , 1656—1715) . Эта школа появилась в Восточной Японии и известна исполнением музыкальных произведений на оригинальном кото в сопровождении сямисэна . Оригинальная версия сочинения была написана для сямисэна и голоса и была создана музыкантом (яп.) (1792—1847?) в Киото в начале XIX века . Несмотря на самую большую продолжительность в репертуаре санкёку и очевидные художественные достоинства, композиция «Восемь одежд» не стала известной широкой аудитории до тех пор, пока в неё не была добавлена партия кото композитором Яэдзаки Кэнгё ( яп. 八重崎 検校 , 1776—1848; также известен как Икиноити) из Киото, который получил значительную помощь от Мияхары Кэнгё ( яп. 宮原検校 , ?—1864) с острова Кюсю в завершении произведения. Партия сякухати в композицию была добавлена позже .

Исследователи признают, что аутентичное исполнение композиции проблематично: точная запись ритма была роскошью для исполнителей подобных произведений в I половине XIX века, возможны были различные настройки сямисэна . В настоящее время обычно для сямисэна используется строй «си-ми-си» . Анализу различных вариантов исполнения этого сочинения посвящён фрагмент статьи профессора университета Арканзаса Ингрид Фрич . В композиции можно услышать музыкальные ссылки на стихотворение, используемое в произведении, в частности в ритмической ткани интерлюдий, а также в звуках, имитирующих голоса насекомых с помощью необычных приёмов игры на сямисэне (защипывание струн левой рукой одновременно с ударами плектра ) .

Санкёку — инструментальный ансамбль из трёх музыкантов (кото, сямисэн и кокю , вытесненный в период Мэйдзи бамбуковой флейтой сякухати ) и особый тип композиции, получивший распространение в эпоху Эдо (1603—1868), который использует это инструментальное трио исполнителей и их голоса и был предназначен для восприятия исключительно как музыкальное произведение, а не для сопровождения придворных церемоний, театральных спектаклей или поэтических фестивалей. Получил широкое распространение сначала в местах развлечений в городах, а затем в — домах вельмож, тем самым играя роль европейской «камерной инструментальной музыки» в японской культуре .

Структура произведения

Внешние видеофайлы

«Восемь одежд» были написаны в сложной форме, включающей инструментальные интерлюдии наряду с вокальными фрагментами . Пять стихов, относящихся к четырём временам года, были выбраны из «Ста стихотворений ста поэтов» . «Сто стихотворений ста поэтов» — поэтическая антология, составленная в Японии в 1235 году поэтом и филологом Фудзивара-но-Тэйкой . Составление поэтического сборника почиталось в Японии сложным творческим актом. В сборник вошли сочинения Какиномото-но Хитомаро , Ямабэ-но Акахито , Оно-но Комати , Ки-но Цураюки , Сайгё . Представлены также стихи Мурасаки Сикибу и Сэй-Сёнагон , авторов « Гэндзи-моногатари », « Записок у изголовья » и « Записок от скуки » .

Первые три стихотворения поются во вступительной песне; четвёртое и первая половина пятого стихотворения — в середине композиции; а вторая половина последнего стихотворения поётся в заключительной песне. Две интерлюдии наиболее важны для исполнителей и слушателей, обе они дольше, чем любой из трёх песенных разделов, там может проявить себя виртуозное мастерство музыкантов :

  • I часть. Маэ-ута — вступительные три песни
  • II часть. Тэгото — инструментальная интерлюдия
  • III часть. Нака-ута — центральная группа песен
  • IV часть. Тэгото — инструментальная интерлюдия
  • V часть. Ато-ута — заключительная песня

Известные исполнения композиции

Примечания

  1. (яп.) . National Diet Library. Дата обращения: 3 ноября 2016. 9 февраля 2022 года.
  2. .
  3. . Grove Music Online. Дата обращения: 3 ноября 2016. 4 ноября 2016 года.
  4. , с. 82.
  5. (яп.) . NIFTY Corporation (18 июля 2005). Дата обращения: 9 ноября 2016. (недоступная ссылка)
  6. (яп.) . 世界大百科事典 第2版の解説. Дата обращения: 9 ноября 2016. 9 ноября 2016 года.
  7. (яп.) . 株式会社日立ソリューションズ・クリエイト . Hitachi Solutions Create,Ltd. Дата обращения: 9 ноября 2016. 9 ноября 2016 года.
  8. , с. 22—27.
  9. . Центр Музыкальные Культуры Мира. Дата обращения: 2 ноября 2016. Архивировано из 7 июня 2018 года.
  10. (яп.) . Shakuhachi Repair Studio GENKAI. Дата обращения: 9 ноября 2016. 9 ноября 2016 года.
  11. . Японская поэзия. Дата обращения: 3 ноября 2016. 26 октября 2016 года.
  12. Коко-тэнно. // Сто стихотворений ста поэтов.
  13. , с. № 15.
  14. Дзита-тэнно. // Сто стихотворений ста поэтов.
  15. , с. № 2.
  16. // Сто стихотворений ста поэтов.
  17. , с. № 94.
  18. Тэндзи-тэнно. // Сто стихотворений ста поэтов.
  19. , с. № 1.
  20. Фудзивара-но Ёсицунэ. // Сто стихотворений ста поэтов.
  21. , с. № 91.
  22. Ed. Kamisangô Yûkô. // Koten Honkyoku no Shåutaisei-sha Jin Nyodô no shakuhachi. — 1980.

Литература

  • Фудзивара-но Тэйка, Виктор Санович. Сто стихотворений ста поэтов. Старинный изборник японской поэзии VIII-XIII вв. — М. : Книга, 1990. — 497 с. — ISBN 5-212-00273-7 .
  • Fritsch, Ingrid. (англ.) // Yearbook for Traditional Music : Журнал. — 1983. — No. 15 . — P. 14—27 .
  • . — University of California, Los Angeles: ProQuest, 2007. — С. 82. — 469 с. (недоступная ссылка)
  • (англ.) . The International Shakuhachi Society. Дата обращения: 3 ноября 2016.


Источник —

Same as Восемь одежд