Interested Article - Фатклисламов, Фирдус Нурисламович

Фирдус Нурисламович Девбаш (настоящая фамилия — Фатклисламов ; 14 сентября 1962, село Лашчыбашы Буинского района Татарской АССР ) — российский писатель и публицист, кандидат философских наук, руководитель Казанского регионального центра Российского института стратегических исследований в 2013-2016 годах . Развивает концепцию позитивного мышления в татарской литературе. Является также автором нескольких работ религиозно-философского содержания, наиболее известная из которых книга «Татарские молитвы», ставшая своеобразной библией для сторонников возрождения традиционной культуры татар. Председатель правления республиканского общества дружбы «Татарстан-Турция».

Биография

Родился 14 сентября 1962 года в с. Лашчыбашы (Верхние Лащи) Буинского района Татарской АССР . В 1979 году поступил на механико-математический факультет Казанского государственного университета имени В. И. Ульянова-Ленина. Преподавал математику в школе. В 1986 году принят ассистентом на кафедру общественных наук Камского политехнического института. В 1987 году поступил в очную аспирантуру Казанского государственного университета на кафедру философии. В 1990 году защитил диссертацию на тему «Абстрагирование как метод познавательной деятельности» (научный руководитель — В. А. Бажанов) на соискание ученой степени кандидата философских наук. Работал преподавателем в Казанском филиале Санкт-Петербургской академии управления и экономики. В 2000-е годы был представителем турецкой фирмы "Kanay Makina Sanayi ve Tikaret LTD." в Республике Татарстан . С октября 2013 года по декабрь 2016 года — руководитель Приволжского (Казанского) регионального центра этнорелигиозных исследований Российского института стратегических исследований .

Литературное творчество

Фирдус Девбаш известен прежде всего как писатель и поэт . Он автор ряда книг на татарском, русском и турецком языках . Занимается также литературными переводами – знакомит российского читателя с произведениями турецких авторов. Участник поэтических фестивалей, российских и зарубежных . Его книги пользуются популярностью у читателей, о чем свидетельствуют их неоднократные переиздания . Коллеги по писательскому цеху высоко оценили произведения Фирдуса Девбаш. Народный писатель Татарстана , лауреат Государственной премии имени Г.Тукая Гарай Рахим отметил, что творения писателя излучают оптимизм, веру в светлое будущее своего народа и назвал его истинным татарским патриотом. «Стихи Ф. Девбаш полны любви к окружающему миру и к людям. Он – человек с большим сердцем», – написала о нем известная татарская поэтесса Шамсия Зигангирова. А детский писатель Галимджан Гильманов объяснил успехи Фирдуса Девбаш на литературном поприще опорой на богатое духовное наследие татарского народа . Фирдус Девбаш номинирован Российским союзом писателей на национальную литературную премию « Писатель года 2016» .

Положительные отзывы творчества

Доцент кафедры религиоведения Казанского федерального университета Валерий Королёв называет книгу Фирдуса Девбаша «Татарские молитвы» « многолетним трудом о духовном наследии татарского народа», полагает, что это «издание стало полезным пособием для читателей, интересующихся историей, языком и религией татар » .

Согласно информации сайта «Татарская электронная библиотека», книги Фирдуса Девбаша — это « попытка автора возвратить читателям веру в священную силу родного языка, неограниченные возможности человека, живущего в согласии с Богом и окружающим миром по законам добра и справедливости ». Как сообщает данный сайт, Девбаш своим творчеством « стремится вернуть в сознание современного жесткого и прагматичного общества идеи гуманизма, равенства и справедливости», причём читатели книг в письмах автору сообщают: «Ваши книги меняют нашу жизнь, возвращают в неё радость » .

В опубликованной в татарских группах социальной сети «В контакте» видео-презентации книги «Татарские молитвы» сообщается следующее: « Автор книги, известный ученый и писатель Фирдус Девбаш (Фирдус Нурисламович Фатклисламов) предложил читателям волшебные тексты на татарском языке. Помимо этого он разработал соответствующие религиозные ритуалы, приемлемые для современного человека, то есть вернул в нашу жизнь уже бывшие на грани исчезновения образцы духовного наследия народа. Осуществив философский анализ татарских молитвословий, автор показал их важное значение в нравственном развитии общества, в достижении им счастья » .

По информации этнографического портала «Неорегион.ру», специализирующегося на исследовании явлений архаизации и неотрадиционализма, тенгрианцы уважительно называют Девбаша « татарский Дон Хуан », тем самым показывая, что « идеолог тенгрианства из Татарстана для них является личностью равной Дону Хуану Матусу, шаману из индейского племени яки, описанному в книгах Карлоса Кастанеды » .

Критика

Историк Сергей Павлов, проанализировав книгу «Татарские молитвы», критикует Фирдуса Девбаша за фальсификацию истории в духе «фолк-хистори», расценивая в качестве таковой его утверждения о том, что « прототюрки в лице шумеров создали первый в мире алфавит и научили землян читать и писать », и о том, что « в Египте в течение многих столетий правили выходцы из татар, и лишь относительно недавно эта страна пирамид стала арабской республикой ». Девбашу указывают на оккультизм его учения, в частности, из-за его рекомендаций предохранения от «порчи», и из-за утверждений, что татары должны поклоняться «духам-хозяевам». По свидетельству Павлова, в Татарстане Девбаш известен как « татарский Левашов » — « так его называют в среде казанских учёных-гуманитариев, подчёркивая сходство пропагандируемых им идей — с идеями известного псевдоучёного Николая Левашова, который сочинение псевдоисторических опусов совмещал с руководством неоязыческой сектой ». Также Девбашу указывают на его русофобию .

Религиовед Марат Зарипов критикует Девбаша за утверждения последнего (в книге «Татарские молитвы») о том, что христианство и ислам произошли от тенгрианства. Те фрагменты книги «Татарские молитвы», которые можно назвать «этнографическими», « представляют собой студенческого уровня рефераты на этнографическую тему, написанные по материалам чужих трудов, выполненных реальными учёными, которые занимаются проблемами истории и этнографии ». Называя автора книги «Татарские молитвы» «идеологом нового религиозного движения», Зарипов также обвиняет его в гуруизме, указывая, что Девбаш « и не считает нужным скрывать, что адепты тенгрианства расценивают его в качестве гуру ». Его также обвиняют в фальсификации истории в духе «фолк-хистори». Ему указывают, что в своей статье «Язык и дух в национальном вопросе России» Фирдус Девбаш цитирует (в качестве научного источника) статью из оккультно-эзотерического журнала «Аномалия», за авторством эзотерика В. С. Орлова. Данная статья также включает в себя абзацы, заимствованные из практически одноимённой статьи Девбаша под названием «Язык и дух народа», опубликованной « ещё в 2008 году на сайте тенгрианской секты » ", причём «некоторые абзацы перепечатаны без изменений». Девбашу ставится в вину, что в своих статьях у него « присутствуют ссылки на труды „исследователей“ из псевдонаучных оккультно-эзотерических журналов», и присутствуют «перепечатки с сайта неоязыческой секты » .

Против Фирдуса Девбаша неоднократно выдвигались обвинения в исламофобии. На его неприязненные взгляды в отношении ислама указывали журналистка Халида Хамидуллина в своей статье «Кто финансирует исламофобов» и публицист А.Малихов в своей статье «Раскрылся» в газете «Звезда Поволжья» . Фатхел Исламов обвинял Девбаша в экстремизме и в призывах, противоречащих Конституции России . Публицист Ф.Загидулла считает, что исламофобия Девбаша исходит из его тенгрианских (неоязыческих) взглядов . Гульфания Залялова обвинила Девбаша в " борьбе против ислама и в попытках раздробить татарский этнос" .

Лидер кряшенского национального движения Татарстана, кандидат исторических наук Аркадий Фокин критиковал Девбаша за организацию под эгидой Казанского (Приволжского) центра этнорелигиозных исследований РИСИ круглого стола «Кряшены: социальный портрет и особенности восприятия», посвященного проблемам кряшен, на который не были приглашены сами кряшены, но обсуждалось их положение и судьба в Татарстане с позиций выгодной властям этой республики, тем самым, заведомо в ангажированной форме .

Религиозная деятельность

В своей книге «Татарские молитвы» Девбаш пишет о том, что « разработал соответствующие религиозные ритуалы, приемлемые для современного человека » . Согласно информации сайта «Украина сектантская», Фирдус Девбаш является учеником известного на просторах СНГ идеолога тенгрианства Рафаэля Безертинова , который сформулировал теоретическую базу тюркского неоязычества .

«Девбаш» (тат. «Большая Голова») — это «тенгрианское имя», которое было присвоено духовному лидеру неоязычников после проведения «тюркского ритуала имянаречения». Ритуал проводился другими тенгрианскими шаманами. После чего Девбаш и получил право называть себя словом «кам» («шаман тенгрианства»). Фирдуса Девбаша считают своим духовным лидером тенгрианцы ряда регионов России и Украины. Встречи тенгрианцев со своим духовным наставником обычно ежегодно проходят на территории Турции. В остальное время общение с духовным лидером происходит через интернет. Во время встреч с адептами Девбаш проводит для своих последователей мастер-классы по « получению энергии из космоса », « защите от сглаза и порчи », учит медитации на образ тюркской богини Умай. Известно, что на каждую встречу для проведения медитаций Фирдус Девбаш привозит компакт-диски с восточной медитативной музыкой, за которые адепты платят ему деньги .

Согласно учению Девбаша, турецкий политический деятель Мустафа Кемаль Ататюрк, которого он объявил « борцом с исламом », является отцом не только для турецкой нации, но и для всех тюркских народов, и к Ататюрку нужно обращаться с молитвой. « Дух такой великой личности как Ататюрк подобен богам », — считает Фирдус Девбаш. Одна из центральных идей разработанного им религиозного учения состоит в том, что ислам является религией именно арабов, «чуждой» для тюркских народов, которые для «арабского бога» являются «пасынками». При этом, согласно учению Девбаша, «арабский бог» просто не в состоянии услышать молитву каждого мусульманина, вследствие того, что Аллах — один, а тех, кто обращается к нему с молитвами — слишком много, и все эти верующие не имеют в «небесной канцелярии» никаких заступников, кто мог бы замолвить слово за них перед Аллахом. Преимущества же тенгрианства Девбаш видит в следующем: « В тенгрианстве есть культ предков. Этот культ основан на вере в силу духов. Души добрых порядочных людей после их смерти возносятся на небеса и становятся могущественными духами, божествами. Духи предков помогают живущим на земле потомкам. Они вхожи к богам и доводят до них просьбы живых. Поэтому велика вероятность того, что молитва с земли дойдёт до адресата в небесах. Молитва будет услышана богами и даже самим Тенгри, так как у каждого молящегося есть свои божества в небесной канцелярии » .

Книги и статьи

1. Фирдус Девбаш . . — Казань: ПФ «Гарт», 2011. — 2-е изд., перераб. и доп. — 213 с. — Библиогр.: с. 207—211. — ISBN 978-5-905372-03-2

2. Фирдус Фатклисламов . Язык и дух народа. — Казань: Издательство Казанского университета, 2008. — 19 с. — ISBN 978-5-98180-552-3

3. Фирдус Девбаш . Ислам — он и в России ислам // «Глобалист», 24.11.2011

4. Фирдус Девбаш . Ислам — локомотив русской революции // ИА REGNUM, 21.12.2011

5. Фирдус Девбаш . Российский ислам на развилке истории // "Аргументы недели", 05.05.2011

6. Фирдус Фатклисламов . Язык и дух в национальном вопросе России // Сайт Российского института стратегических исследований, 11.01.2014

Примечания

  1. В КФУ представили нового руководителя центра РИСИ в Казани // Сайт Казанского (Приволжского) федерального университета, 22 октября 2013 года от 26 августа 2014 на Wayback Machine
  2. Фирдус Нурисламович Фатклисламов // Сайт Российского института стратегических исследований
  3. Российский институт стратегических исследований. Казанский региональный центр этнорелигиозных исследований. – от 5 октября 2016 на Wayback Machine
  4. Определение Арбитражного апелляционного суда по делу №А65-4475/2006 от 16 мая 2007 года от 3 сентября 2014 на Wayback Machine
  5. В Казанском центре РИСИ - новый руководитель // Телеканал "KZN", 22.10.2013 от 26 августа 2014 на Wayback Machine
  6. Татарская электронная библиотека. Фирдус Девбаш от 26 августа 2014 на Wayback Machine
  7. Поэты из Татарстана приняли участие в празднике поэзии в городе Тарсус: Казань, 28 сентября 2010, ИА «Татар-информ», Алия Сабирова от 1 октября 2016 на Wayback Machine
  8. Проза.ру. Фирдус Девбаш от 1 октября 2016 на Wayback Machine
  9. Руководитель Казанского центра РИСИ номинирован на литературную премию «Писатель года 2016» от 1 октября 2016 на Wayback Machine
  10. Валентин Королёв . Расследование // Звезда Поволжья, 28.02.2014 от 26 августа 2014 на Wayback Machine
  11. Фирдус Дэубаш // Татарская электронная библиотека от 26 августа 2014 на Wayback Machine
  12. Татарские молитвы от 6 октября 2016 на Wayback Machine
  13. Тюркское неоязычество в Урало-Поволжье: учение и практика // "Неорегион", 14.08.2014 от 26 августа 2014 на Wayback Machine
  14. Сергей Павлов . Почему возглавлять Казанский филиал РИСИ доверили «попавшему под лошадь»? // Русская народная линия, 29.01.2014 от 26 августа 2014 на Wayback Machine
  15. Фирдус Фатклисламов . Язык и дух народа от 9 февраля 2022 на Wayback Machine
  16. Марат Зарипов . Кто дискредитирует Российский институт стратегических исследований // Русская народная линия, 25.03.2014 от 12 июля 2014 на Wayback Machine
  17. Халида Хамидуллина . Кто финансирует исламофобов? // Татарская газета, 12.05.2011 от 26 августа 2014 на Wayback Machine
  18. А.Малихов . Раскрылся...// Звезда Поволжья, 23.03.2014 от 26 августа 2014 на Wayback Machine
  19. Фатхел Исламов . Крестовый поход? // Звезда Поволжья, 13.03.2014 от 5 марта 2016 на Wayback Machine
  20. Ф.Загидулла . Чья религия ислам? // Звезда Поволжья, 23.02.2014 от 26 августа 2014 на Wayback Machine
  21. Гульфания Залялова . Раздробить этнос // Звезда Поволжья, 08.03.2014 от 26 августа 2014 на Wayback Machine
  22. Аркадий Фокин . Дебют Девбаша // Звезда Поволжья, 28.02.2014 от 26 августа 2014 на Wayback Machine
  23. Фирдус Девбаш . Татарские молитвы. — Казань: ПФ «Гарт», 2011. — с. 2
  24. Дмитрий Бунин . Верующие в Тенгри украинцы раскололись по политическим предпочтениям // "Украина сектантская", 8.08.2014 от 12 августа 2014 на Wayback Machine
  25. Неоязычество в современной России: идеология, распространение, влияние на молодежь // Этнорелигиозные исследования в Поволжье, 6.03.2012 от 26 августа 2014 на Wayback Machine
  26. На Урале действует секта тенгрианцев, хулящих Православие // Русская народная линия, 21.08.2014 от 25 августа 2014 на Wayback Machine
  27. Фирдус Девбаш . Татарские молитвы. — Казань: ПФ «Гарт», 2011. — с. 11-13
  28. Фирдус Девбаш . Ислам — он и в России ислам // «Глобалист», 24.11.2011 от 26 августа 2014 на Wayback Machine
  29. Фирдус Девбаш . Ислам — локомотив русской революции // ИА REGNUM, 21.12.2011http://www.regnum.ru/news/polit/1482310.html
  30. Фирдус Девбаш . Российский ислам на развилке истории // Аргументы недели, 05.05.2011 от 26 августа 2014 на Wayback Machine
  31. Фирдус Фатклисламов . Язык и дух в национальном вопросе России // Сайт Российского института стратегических исследований, 11.01.2014
Источник —

Same as Фатклисламов, Фирдус Нурисламович