Interested Article - Обо

Обо в Монголии
Комплекс обо на южном берегу озера Дурген-Нуур (Западная Монголия)
Обо на горе Хараты близ села Зарубино в Джидинском районе Бурятии

Обо́ (реже обоо , овоо ) ( монг. овоо , бур. обоо , хак. обаа «куча, груда, насыпь») — культовые места в культуре монголов , бурят , тувинцев , хакасов и других тюрко - монгольских народов Центральной Азии .

В традиционной форме представляют собой кучи из камней или деревья, украшенные ленточками и флажками. Располагаются у дорог, на горных перевалах, на вершинах, у озёр, аршанов , на берегах рек. Встречаются как одиночные обо, так и группы.

Обо — место поклонения местным духам, родовым или территориальным, то есть хозяевам данной местности. Хозяева обо — это духи умерших шаманов , предков или божества небесного происхождения.

Наиболее распространённый обряд поклонения — обрызгивание пространства вокруг обо молочной ( ) или обычной водкой, подношения в виде камней, ленточек из ткани, флажков, монет, конфет, сладостей, еды и т. п. В Монголии и Бурятии принято обходить вокруг обо три раза в направлении по часовой стрелке.

Культ обо возник у ранних кочевников и связан с шаманизмом . Во время распространения буддизма отмечались случаи уничтожения обо ламами . Постепенно были включены в буддийскую обрядность, в функциональном плане сблизившись с субурганами .

Считается, что обо создаёт погоду, отвечает за урожаи, здоровье, благополучие, не пускает людей на гору. Широко распространены придорожные обо, у которых путешественники оставляют подношения на «добрую дорогу».

В Забайкалье и Монголии часто встречаются топонимы , содержащие слова обо, обоо, обон .

См. также

Литература

  • Герасимова К. М. Культ обо как дополнительный материал для изучения этнических процессов в Бурятии // Этнографический сб. Улан-Удэ, 1969. Вып. 5.
  • Манжигеев И. А. Бурятские шаманистические и дошаманистические термины. М. , 1978.
  • Галданова Г. Р. Доламаистские верования бурят. Новосибирск, 1987.
  • Дугаров Д. С. Исторические корни белого шаманства. М., 1991.
  • Тумунов Ж. Т. Ага и агинцы. Улан-Удэ, 1993.
  • Нацов Г. Д. Материалы по истории и культуре бурят. Улан-Удэ, 1995. Ч. 1.

Ссылки

  • . портал «Родное село» (24 января 2012).
  • Владимир Буяхаев. . Информ Полис (9 июня 2015).
Источник —

Same as Обо