Interested Article - Тагыл

Тагыл — жертвенник , артефакт сооружаемый из плоских камней, коренным населением Алтая , при проведении календарных обрядов, народных праздников, в особых значимых сакральных местах. Входит в список объектов нематериального культурного наследия Республики Алтай .

Происхождение термина

Алтайское слово тагыл этимологически связано с монг. тахил — жертвоприношение, обряд жертвоприношения; монг. тахил табиха — приносить в жертву, приносить дары . В процессе взаимного культурного обмена произошел сдвиг лексического значения. В алтайском языке, это слово теперь означает не жертвенные подношения, но сами алтари, сооружаемые для коллективных обрядов, являющиеся символом места, где живёт дух-хозяин определённой территории .

Значения термина

Следует заметить, что значения термина описанные в литературе имеют различные нюансы, обусловленные временем написания текста и местом которое описывается. Локальные различия касаются формы, порядка проведения обряда. Древний шаманский обряд в некоторых районах и группах населения испытал на себе сильное воздействие бурханизма , что так же наложило свой отпечаток.

Сегодня термин тагыл имеет несколько значений:

  1. небольшой алтарь у огня;
  2. сложенное из камней сооружение, в данном значение синоним слова ;
  3. место в котором совершают обрядовые действия;

Виды тагылов

жертвенный столик

Сделанный из берёзовых чурбачков столик помещается у входа в или внутри от входа направо, может также устанавливаться в переднем углу под ак-яиком, на этих чурбачках сжигают ветки вереска или арчина. Так же здесь может стоять чашка — адьях из которой особой ложечкой совершается обряд возлияния и кропления молоком и . На тагыле могут храниться фигурки жертвенных животных, сделанные из толкана или сыра-курута . В коллекции Кунсткамеры имеется образец жертвенного столика, с нанесенным на него резным символическим рисунком. В 1915 году, его привезли со средней Катуни. Жертвенный стол имеет 4-е ножки и столешницу размером 17 см на 14,5 см. Описаны жертвенники в виде шкафа высотой до 110 см.

алтарь из дикого камня

Могут быть одиночным сооружением, но чаще устанавливаются группами в составе культовых комплексов — кӱре . Делается из дикого камня, как правило в виде башенки правильной квадратной, прямоугольной или цилиндрической формы. Количество тагылов в одном месте может быть различно, описаны сооружения в 6, 7, 10 и 12 жертвенников. Каждый комплекс имеет свою архитектуру и набор артефактов. Тагылы-алтари посвящают почитаемым горам Алтая, в основание таких тагылов кладутся камни взятые от таких гор.
Атрибутом каждого тагыла является — саҥ-таш (жертвенный камень). На него кладётся принесённая в жертву духам белая пища (мучная и/или молочная), на нём воскуряют веточки арчина.

Перед началом молебна, участники омывают руки и лицо освященной водой с можжевельником. Принесённые жертвенные веточки привязываются к веткам берёзы или других деревьев, потом вслед за исполнителем обряда ( ), несколько раз со сложенными руками обходят по солнцу тагыл, произнося молитвы .

место проведения обряда

Тагил типологически схож с сооружениями типа Обо , которые широко представлены на всём пространстве Центральной Азии . Различия лежат в представлениях о распределении функций. Обо устанавливается на значимых, особых местах: дорога, перевал и т. д. Тагыл же — связан с совершением два раза в год обряда поклонения Алтаю. Весенний — jажыл бÿÿр и осенний — сары бÿÿр .

Форма святилища может менять форму в зависимости от ландшафта местности и от исторически сложившейся культурной общности. На севере алтая, это часто строения в виде шалаша из хвороста, в южных районах, это как правило сооружения их камня.

В таком контексте тагыл — это не только совокупность алтарей, но вся гора целиком, всё то место на котором располагается святилище. Объединяющем фактором различных по конструкции святилищ, как правило является шест, с флагом (мааны) воткнутый в центральный тагыл. В северной части, всегда установлена коновязь (чакы) .

Галерея

Примечания

  1. О.Н. Балакина, В.С. Дедеева. Алтайско-Русский словарь / под редакцией Н.А. Тепуковой. — 1. — Горно-Алтайск: РОО "Лепта", 2015. — 168 с.
  2. Правительство Республики Алтай. : постановление. — 2014. — 14 мая ( № 140 ). 8 марта 2019 года.
  3. Черемисов К.М. Бурят-монгольско-русский словарь. — 1952. — С. 432.
  4. Н.Р. Ойноткинова. . — Институт филологии СО РАН, Новосибирск. Сибирский филологический журнал, 2016 - 4. 25 марта 2019 года.
  5. Екеева Э.В., Белекова Э.А. [ Культовая атрибутика в традиционном мировоззрении алтайцев]. — Горно-Алтайск: БНУ РА «НИИ алтаистики им. С.С. Суразакова», 2018. — 120 с. 25 марта 2019 года.
  6. Данилин А.Г. Бурханизм на Алтае. — С. 70.
  7. Л.И Шестова. Бурханизм: истоки этноса и религии / В.П. Зиновьев. — Томск: Томский государственный университет, 2010. — С. 212. — 288 с.
  8. Л.И Шестова. Бурханизм: истоки этноса и религии / В.П. Зиновьев. — Томск: Томский государственный университет, 2010. — С. 104. — 288 с.
  9. Екеева Э.В., Белекова Э.А. Культовая атрибутика в традиционном мировоззрении алтайцев / Научный редактор канд. ист. наук Н.О. Тадышева. — Горног-Алтайск: БНУ РА «НИИ алтаистики им. С.С. Суразакова», 2018. — С. 9. — 120 с.
  10. Д.В. Арзютов. . — Электронная библиотека Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера). 26 февраля 2019 года.
Источник —

Same as Тагыл