Interested Article - Хаджи-Мухаммад

Хаджи-Мухаммад ( Кажы-Мухаммед , тат. Хаҗи Мөхәммәт ) (ум. 1427 ) — хан Улуса Джучи (Золотой Орды) (1419 г.), хан Тюменского ханства ( 1420 1427 гг.), представитель династии Шибанидов .

Происхождение и потомки

Хаджи-Мухаммад являлся потомком Шибана в 7-м поколении, правнуком первого хана Улуса Шибана (ум. после 1357 ). Его генеалогия следующая:

Чингисхан — Джучи — Шибан — Бахадур — Джучи-Бука — Бадакул-оглан — Минг-Тимур — Бек-Кунды — Али-оглан — Хаджи-Мухаммад .

Согласно генеалогии, Хаджи-Мухаммад приходился:

В соответствии с «Избранными летописями из книги побед» ( Таварих-и гузиде нусрат наме ) у Хаджи-Мухаммада имелось три сына: Сайидек-хан, Махмудек-хан и Шиба-Гази . Правнуком Сайидека являлся касимовский хан Шах-али II (ум. 1535 ). В свою очередь, детьми Махмудека были правитель Большой Орды и основатель Сибирского ханства хан Ибак , казанский хан Мамук и сибирский хан Агалак .

Путаница с другими Мухаммедами

В начале XV века в истории Улуса Джучи (Золотой Орды) встречаются несколько ханов с именем «Мухаммед», что даёт повод для путаницы. Так, двух ханов Улуса Джучи (Золотой Орды) прозвали «большой Мухаммед» ( Улу-Мухаммед ) и «меньшой Мухаммед» ( Кичи-Мухаммед ) сознательно во избежание путаницы.

При этом сначала Б. Д. Греков и А. Ю. Якубовский , а затем М. Г. Сафаргалиев приписывают Улу-Мухаммеду часть деяний Хаджи-Мухаммада, опираясь на сообщения восточных авторов (египтятина Эль-Айни , гератца Абд ар-Раззака Самарканди ) о Мухаммед-хане . Однако Ж. М. Сабитов доказывает, что сообщения о Мухаммед-хане необходимо относить на счёт Хаджи-Мухаммада, потому что Улу-Мухаммед получил право называться ханом позже, а именно после смерти своего кузена Худайдата в 1424 году .

Другим источником путаницы является хан (ум. 1430 ), которого М. Г. Сафаргалиев полностью отождествляет с Хаджи-Мухаммадом . В. В. Трепавлов в данном вопросе не имеет какой-то определённой позиции . В то же время автор большого труда по генеалогиям чингизидов Ж. М. Сабитов настаивает на том, что Махмуд-Ходжа троюродный брат Хаджи-Мухаммада .

В обоих случаях дополнительным поводом для путаницы, помимо сходства имён и неясности источников, является также факт соперничества всех трёх ханов с Барак-ханом . Вероятно, окончательная точка в этом вопросе ещё не поставлена.

Биография

Впервые некий Хаджи Мухаммед наряду с Махмудом упоминается в тарханной грамоте хана Тимур Кутлуга от 1398 года . Сведений о том, кем был этот Хаджи Мухаммед, не имеется. Учитывая связь и Тимур Кутлуга, и Хаджи-Мухаммада с беклярбеком Едигеем , теоретически можно предположить, что Хаджи-Мухаммад мог получить налоговое освобождение как союзник Едигея.

Царевич Хаджи-Мухаммад стал последней кандидатурой могущественного темника Едигея, выбранной им в качестве марионеточного хана Улуса Джучи (Улуса Джучи) при своей персоне. Союз был заключен накануне боёв Едигея с Кадыр Бирди-ханом, сыном его заклятого врага Тохтамыша . В ходе сражений на Яике в 1419 1420 годах погибли оба противника, как Едигей, так и Кадыр Бирди. Однако Хаджи-Мухаммад свою часть соглашения выполнил: он вместе с войском воевал на стороне Едигея. Поэтому возглавивший после гибели темника род мангытов князь Мансур реализовал обещание отца и провозгласил Хаджи-Мухаммада ханом . В ответ новоявленный хан сделал Мансура своим беклярбеком , то есть продолжилась начатая Едигеем традиция иметь при хане мангытского беклярбека .

Однако фактически Хаджи-Мухаммад правил восточной частью Улуса Джучи . С этого момента начинается окончательный распад Улуса Джучи (Золотой Орды). Хаджи-Мухаммад и его преемники по-прежнему именуют себя ханским титулом «хан Дешт-и-Кыпчак», но фактически его улус стал основой формирующегося Узбекского ханства . Ж. М. Сабитов дополнительно указывает Хаджи-Мухаммада и в качестве основателя Сибирского ханства .

В западной части Улуса Джучи в это время ( 1421 1422 годы ) развернулась война между провозглашённым в Крыму ханом Улу-Мухаммедом , его двоюродным братом Худайдатом и внуком Урус-хана Бараком . Царевича Барака поддерживал султан Мавераннахра Улугбек , к которому Барак обратился в 1419 году ; Улугбек хотел повторить комбинацию Тимура , поддержавшего в борьбе за престол Улуса Джучи (Золотой Орды) Тохтамыша . М. Г. Сафаргалиев считает, что первоначально Барак вступил в борьбу с Хаджи-Мухаммадом, но потерпел поражение и в 1422 году вынужденно переключился на западную часть Улуса Джучи .

В 1423 году потерпевший поражение на западе Барак вернулся на земли Хаджи-Мухаммада. Известно, что беклярбек Мансур предал хана и перешёл к своему родственнику по матери Бараку, Хаджи-Мухаммад был убит . Есть версия, что Мансур и Хаджи-Мухаммад вместе сражались против Барака и пали одновременно . По крайней мере, нет достоверных данных о гибели Хаджи-Мухаммада именно в 1423 году. В этом случае факт смерти Хаджи-Мухаммада надо датировать более поздним сроком — 1427 годом , когда был казнён Мансур .

Местонахождение улуса Хаджи-Мухаммада

Границы улуса Хаджи-Мухаммада сейчас можно определить только очень приблизительно. Так, согласно А. З. Валиди , полная версия « Чингиз-наме » сообщает о владениях Хаджи-Мухаммада следующее:

Шейбанид Хаджи-Мухаммед хан ибн Гали был великим падишахом во всех вилаятах , (завоевав) башкир , алатыр , мукши и город Болгар (с окрестностями), а также известных под именем мангытских поселений город Туру .

Среди современных историков есть разногласия по поводу того, что считать столицей улуса. Традиционно столицей считается Чинги-Тура . В то же время З. Я. Бояршинова , Н. Н. Степанов, Н. Г. Аполлова и Г. Л. Файзрахманов придерживаются того мнения, что столицей Хаджи-Мухаммада был городок (ныне село Усть-Ишим ) на месте впадения Ишима в Иртыш . Традиционно особое мнение принадлежит Ш. Марджани , по словам которого:

Сибирское государство есть государство Хаджи-Мухаммеда, сына Али. Резиденция его государства находилась от крепости Тобол 12 верст выше, в городе Искер , иначе называемая Сибирью.

Возможно, у Марджани имело место неправильное толкование следующего отрывка из рукописи XIX века « Маджма ал-ансаб ва-л-ашджар » о генеалогии сибирских ханов:

Потомки пятого сына Джучи Шайбан-хана выбрали своей столицей (дар ал-мулк) крепость под названием Сибирь, или, как её ещё называют, Искир , в 12 верстах от Тубила ( Тобольска ). Вначале правителем был Хаджжи Мухаммад-хан ибн Али ибн Бик-Кунди-углан ибн Минк-Тимур ибн Бада-Кул ибн Джучи-бука ибн Шайбан-хан ибн Джучи-хан ибн Чингиз-хан, затем его сын Махмудак-хан и так до конца.

Судя по времени составления рукописи и её тексту, рукопись констатирует, что столицей Сибирского ханства во времена хана Кучума был Искер. В то же время из рукописи не следует, что Искер являлся столицей во времена Хаджи-Мухаммада.

Примечания

  1. // Материалы по истории казахских ханств XV-XVIII веков (Извлечения из персидских и тюркских сочинений) / Отв. ред. Б. Сулейменов. — Алма-Ата: Наука, 1969. — С. 37. — 652 с.
  2. Греков Б. Д. , Якубовский А. Ю. . — 2-е изд. — М. Л. : Изд-во АН СССР, 1950. — С. 410—412. — 480 с. — 10 000 экз. 27 сентября 2013 года. . Дата обращения: 24 января 2011. Архивировано 27 сентября 2013 года.
  3. Тизенгаузен В. Г. XXV. Из летописи Бедреддина Элайни // . — СПб. : Типография Императорской Академии наук , 1884. — Т. I. Извлечения из сочинений арабских. — С. 533—534. — XVI, 564 с.
  4. Абд ар-Раззак Самарканди . // Сборник материалов, относящихся к истории Золотой Орды. — М. , 1941.
  5. Сабитов Ж. М. . — Алма-Ата, 2008. — С. 51—53, 64, 287, 289. — 326 с. — 1,000 экз. ISBN 9965-9416-2-9 . 27 января 2012 года. . Дата обращения: 18 января 2011. Архивировано 27 января 2012 года.
  6. Сафаргалиев М. Г. Распад Золотой Орды. — Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1960. — С. 195—208. — 279 с. — 1,500 экз.
  7. Трепавлов В. В. История Ногайской Орды. — М. : Восточная литература, 2002. — С. 93, 95. — 752 с. — ISBN 5-02-018193-5 .
  8. Почекаев Р. Ю. // Кодекс info. — 2004. — № 1—2 . — С. 144 . (недоступная ссылка)
  9. Почекаев Р. Ю. Улуг-Мухаммед, или От Сарая до Казани // Цари ордынские. Биографии ханов и правителей Золотой Орды. — СПб. : Евразия, 2010. — С. 197—199. — 408 с. — 1,000 экз. ISBN 978-5-91852-010-9 .
  10. Вэлиди Туган Э.З. Башкорттарзын тарихы. Тэрк татар тарихы. — Уфа, 1984. — С. 25—26.
  11. Файзрахманов Г.Л. История татар Западной Сибири: с древнейших времён до начала XX века. — Казань: Татар. кн. изд-во, 2007. — С. 112—121. — 431 с. — 1000 экз. ISBN 978-5-298-01536-3 .
  12. . Новокаховский клуб исторического фехтования «Братство Стали» (3 февраля 2008). Дата обращения: 24 января 2011. 18 апреля 2011 года.
  13. Абд ал-Кадир ибн Мухаммад-Амин. Маджма ал-ансаб ва-л-ашджар // История Казахстана в персидских источниках / Отв. ред. А. К. Муминов. — Алма-Ата: Дайк-Пресс, 2005. — Т. 2. — С. 275—276. — 692 с. — 3,000 экз. ISBN 9965-699-89-5 .

Литература

  • Абд ар-Раззак Самарканди . // Сборник материалов, относящихся к истории Золотой Орды. — М. , 1941.
  • Ахмедов Б. А. // Из истории эпохи Улугбека (сборник). — 2-е изд. — Ташкент: ФАН, 1965. — С. 5—66.
  • Греков Б. Д. , Якубовский А. Ю. . — 2-е изд. — М. Л. : Изд-во АН СССР, 1950. — С. 410—412. — 480 с. — 10,000 экз. от 27 сентября 2013 на Wayback Machine
  • Почекаев Р. Ю. Цари ордынские. Биографии ханов и правителей Золотой Орды. — СПб. : Евразия, 2010. — С. 194—199. — 408 с. — 1,000 экз. ISBN 978-5-91852-010-9 .
  • Сабитов Ж. М. . — Алма-Ата, 2008. — С. 51—53, 287, 289. — 326 с. — 1,000 экз. ISBN 9965-9416-2-9 . от 27 января 2012 на Wayback Machine
  • Сафаргалиев М. Г. Распад Золотой Орды. — Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1960. — С. 195—208. — 279 с. — 1,500 экз.
  • Тизенгаузен В. Г. XXV. Из летописи Бедреддина Элайни // . — СПб. : Типография Императорской Академии наук , 1884. — Т. I. Извлечения из сочинений арабских. — С. 533—534. — XVI, 564 с.
  • Трепавлов В. В. История Ногайской Орды. — М. : Восточная литература, 2002. — С. 93, 95. — 752 с. — ISBN 5-02-018193-5 .
  • Шашков А. Т. // Проблемы истории России : сборник. — Екатеринбург: Кафедра истории России ист. фак-та УрГУ , 2001. — Вып. 4 . — С. 8—51 . (недоступная ссылка)

Ссылки

  • Борев И. . Хронос . Дата обращения: 24 января 2011. 10 марта 2012 года.
Источник —

Same as Хаджи-Мухаммад