Interested Article - Саура, Карлос
- 2021-11-20
- 1
Ка́рлос Са́ура Атаре́с ( исп. Carlos Saura Atarés ; 4 января 1932 , Уэска , Испания — 10 февраля 2023 , Кольядо-Медьяно , Испания ) — испанский кинорежиссёр, фотограф , сценарист. Младший брат художника Антонио Сауры .
Биография
В полнометражном кино дебютировал лентой «Бродяги» (1960), которая проложила в испанский кинематограф дорогу неореализму — стилю, распространившемуся к тому времени по всей Европе. Он же есть и в « Охоте » (1966), серьёзной работе, анализирующей раны, нанесённые гражданской войной . Это жуткая история охоты трёх ветеранов Фаланги , занимающих различные жизненные позиции. Натурные съёмки, скучные ландшафты и контрастная операторская работа Луиса Куадрадо сделали этот фильм ориентиром для последующих кинолент и принесли большой международный успех, подтверждённый Серебряным медведем на Международном Кинофестивале в Берлине .
В 1967 году Саура начинает сотрудничество с продюсером Элиасом Керехетой на фильме « Охлаждённый мятный коктейль », дающем начало более известному периоду в его карьере. Это оригинальное психологическое исследование последствий франкистских репрессий по окончании гражданской войны — сексуальной закрепощённости и других недостатков. Развязка фильма такая же жестокая, как и в «Охоте», но теперь она происходит в памяти или в более примитивных инстинктах персонажей.
Темы и образы, отшлифованные этим абстрактным стилем, развивались в сотрудничестве с Керехетой, который стремился обмануть цензуру и высветить недостатки испанского общества, и продолжились в фильмах « » (1968), «Нора» (1969) и « » (1970).
« Ана и волки » (1973) представляет замкнутый мир большой усадьбы одной испанской аристократической семьи. Рафаэла Апарисио, владычица этого замкнутого мира, повторно появится в фильме « Маме исполняется сто лет » (1979) — своеобразном продолжении фильма «Ана и волки». В родовой замок приезжает гувернантка-иностранка, чтобы обучать детей Хуана — хозяина дома. Подавленные желания трёх мужчин прорываются после приезда этой красивой девушки, чьи манеры более свободны, а её искренность пробуждает в подсознании мужчин потаённые желания. Ана взбудораживает окружающий её мир замкнутой и консервативной семьи, разоблачая таким образом проблемы, которые во многом определяют испанское общество того времени.
В фильме « » (1974), который получил специальный приз жюри на Каннском кинофестивале , прошлое (1936) и настоящее (1973) объединяются, и это показывается посредством смешения прошедшего времени, которое воспроизводится в сценах фильма, включённых в рамки одного и того же эпизода. Таким образом раскрывается тема присутствия страданий прошлого в настоящем — классический приём психоанализа . Присутствие прошлого в настоящем также имеет такие сокрущающие последствия, как контраст детской любви Луиса и Анхелики, которая была, возможно, её единственной любовью, и взрослых отношений Луиса и Анхелики, уже женатых, в ситуации, которая делает невозможным восстановление прежних эмоциональных отношений. Воспоминания и проникновение прошлого в настоящее были хорошо показаны уже в предыдущей работе «Сад наслаждений» (1970).
« Выкорми ворона » (1975), также отмеченный жюри на Каннском кинофестивале, снова использует тему воспоминаний, противопоставляя взгляд девочки Аны авторитарным персонажам.
В фильме « Элиза, жизнь моя » (1977), исходя из очень амбициозной идеи взаимоотношений кино и литературы, ведётся непрерывный диалог с характерными элементами кино: изображением, звуком, музыкой и текстом. В ряде сцен есть глубокая связь между написанием текстов и составлением визуальных композиций. Дневник, который ведёт персонаж Фернандо Рея , является источником воспринимаемых нами высказываний, но всё осложняется его дочерью, которую играет Джеральдина Чаплин , когда она читает этот дневник своей смерти. Во всё это вплетены ссылки на «El gran teatro del mundo» Кальдерона де ла Барка , «El Criticón» Бальтасара Грасиана и миф о Пигмалионе , который слышен в виде оперы Жан-Филиппа Рамо ( Пигмалион , 1748 ). Лейтмотивом фильма является музыка «Первой Гноссиенны» знаменитого французского композитора начала XX века , Эрика Сати , которая переносит нас в область воспоминаний.
С приходом демократии в Испанию Саура становится выдающимся кинематографистом переходного периода (Transición española — переход от диктатуры Франко к демократическому и правовому обществу). Фильм «С завязанными глазами» (1978) — рассуждение о страданиях и несправедливости в Латинской Америке. В следующем году Саура берётся за свою первую комедию «Маме исполняется сто лет», пересматривая семью из фильма «Ана и волки» в комическом ключе и с ощущением конца эпохи Франко. Фильм достигает успеха у критики и публики, награждается на разных кинофестивалях и выдвигается на «Оскар» в номинации «лучший иностранный фильм».
Саура умер от дыхательной недостаточности , в своём доме в Кольядо-Медьяно , Мадрид 10 февраля 2023 года в возрасте 91 года. Он должен был получить почётную премию «Гойя» за пожизненные достижения , на следующий день после его смерти, 11 февраля во время 37-й церемонии вручения премии «Гойя». Он был удостоен почётной премии посмертно во время церемонии.
Фильмография
- 1955 — Фламенко / Flamenco (к/м)
- 1956 — Маленькая река Мансанарес / El pequeño río Manzanares (к/м)
- 1957 — Воскресный вечер / La tarde del domingo (к/м)
- 1958 — Куэнка / Cuenca (док.; специальное упоминание на кинофестивале в Сан-Себастьяне )
- 1959 — Бродяги / Los golfos
- 1964 — / Llanto por un bandido
- 1966 — Охота / La caza ( Серебряный медведь на Берлинском кинофестивале )
- 1967 — Охлаждённый мятный коктейль / Peppermint frappé (Серебряный медведь на Берлинском кинофестивале)
- 1968 — / Stress es tres, tres
- 1969 — / La madriguera
- 1970 — / El jardín de las delicias
- 1973 — Ана и волки / Ana y los lobos
- 1974 — / La prima Angélica (Специальный приз жюри на Каннском кинофестивале )
- 1975 — Выкорми ворона / Cría cuervos (Приз жюри на Каннском кинофестивале)
- 1977 — Элиза, жизнь моя / Elisa, vida mía ( приз за лучшую мужскую роль Фернандо Рею на Каннском кинофестивале)
- 1978 — / Los ojos vendados (номинация на Золотую пальмовую ветвь ; премия за лучший сценарий от Общества писателей-сценаристов)
- 1979 — Маме исполняется сто лет / Mamá cumple 100 años (номинация на Оскара за лучший иностранный фильм; специальный приз жюри на кинофестивале в Сан-Себастьяне)
- 1980 — / Deprisa, deprisa ( Золотой медведь на Берлинском кинофестивале )
- 1981 — Кровавая свадьба / Bodas de sangre (приз за лучший фильм от CEC)
- 1981 — Сладкие часы / Dulces horas
- 1982 — / Antonieta
- 1983 — Кармен / Carmen (номинация на Оскар за лучший иностранный фильм, премия BAFTA, приз жюри Каннского кинофестиваля и другие награды)
- 1984 — Ходули / Los zancos
- 1986 — Колдовская любовь / El amor brujo
- 1988 — / El Dorado
- 1988 — Тёмная ночь / La noche oscura
- 1990 — / ¡Ay Carmela! (тринадцать премий «Гойя» и другие награды)
- 1991 — / Sevillanas
- 1991 — Юг / El sur
- 1992 — Марафон / Maratón
- 1993 — Стреляй! / ¡Dispara!
- 1995 — / Flamenco
- 1996 — / Taxi
- 1997 — / Pajarico
- 1998 — Танго / Tango (номинация на Оскар за лучший иностранный фильм, Приз за операторскую работу в Каннах и др. награды)
- 1999 — / Goya en Burdeos (Гран-При двух Америк в Монреале)
- 2001 — Бунюэль и стол царя Соломона / Buñuel y la mesa del rey Salomón
- 2002 — / Salomé (приз за артистическую ценность в Монреале)
- 2004 — / El séptimo día
- 2005 — / Iberia ; Премия « Гойя » за лучшую операторскую работу Хосе Луиса Лопеса-Линареса (José Luis López-Linares).
- 2007 — / Fados (документальный)
- 2009 — / Io, Don Giovanni
- 2010 — / Flamenco, Flamenco
- 2013 — / 33 días
- 2015 — / Argentina
- 2016 — / Jota de Saura
- 2018 — Ренцо Пьяно, архитектор света / Renzo Piano, an Architect for Santander
- 2021 — Гойя, 3 мая / Goya 3 de mayo
- 2021 — Роза роз. Гражданская война / Rosa Rosae. La Guerra Civil
Спектакли
- 2009 — Фламенко сегодня / Flamenco hoy (музыкальное шоу)
Литературные работы
- . — Libros del Alma, 1997. — 95 с. — ISBN 978-8492248131 .
Изданные сценарии
- Esa luz. — Galaxia Gutenberg, 2000. — 266 с. — ISBN 978-8481092929 .
- Goya en Burdeos. — Barcelona: Galaxia Gutenberg, 2002. — 136 с. — ISBN 8481093645 .
- Элиза, жизнь моя = Elisa, vida mía. — Montpellier: Centre d'études et de recherches sociocritiques, 1993. — 116 с.
- Выкорми ворона = Cría Cuervos. — Books Group, Llc Books, 2010. — 90 с. — ISBN 1155189264 .
Награды
- Лучший режиссёр, Берлин — «Охота» (1965).
- Серебряный медведь, Берлин -1968 — «Мятный коктейль со льдом» (1967).
- Prix L’Age d’Or за лучший фильм на кастильском наречии от аргентинской Ассоциации летописцев кинематографии (la Asociación de Cronistas Cinematográficos), за «Анна и волки» (1972)
- Специальный приз жюри, Канны -1974 за фильм «Кузина Анхелика» (1973). Номинация на «Оскар» за лучший иностранный фильм .
- Специальный приз жюри, Канны -1976 за фильм «Выкорми ворона» (1975). Номинация на «Оскар» за лучший иностранный фильм — 1976. Приз французских критиков (1976). Приз критиков на фестивале в Брюсселе (1977). Лучший фильм, Лучший режиссёр, Лучшая актриса (Джеральдина Чаплин) от нью-йоркской Ассоциации летописцев (la Asociación de Cronistas de Espectáculos) — 1978.
- «Элиза, жизнь моя» (1977); Приз актёру Фернандо Рэю в Каннах -1977. Лучший фильм по версии CEC — 1978.
- «Маме исполняется 100 лет» (1979); Специальный приз жюри на Международном кинофестивале в Сан-Себастьяне (1979). Номинация на «Оскар» за лучший иностранный фильм — 1979. Лучший сценарий на фестивале в Чикаго — 1979. Специальный приз критиков на фестивале в Брюсселе — 1980.
- «Быстрей, быстрей» (1980); Золотой медведь на Берлинском кинофестивале 1981 года . Специальный приз на фестивале в Сиднее — 1981.
- Командор ордена «За заслуги перед Итальянской Республикой» — 1984 .
- Премии « Гойя » — 1990 за «Ай, Кармела!»: Лучший фильм, Лучший режиссёр, Лучшая актриса в главной роли ( Кармен Маура ), Лучший актёр в главной роли (Андрес Пахарес), Лучший актёр второго плана (Габино Диего), Лучший адаптированный сценарий (Карлос Саура и Рафаэль Аскона ), Лучший продюсер, Лучший монтаж, Mejor dirección artística, Лучший подбор костюмов, Лучший грим, Лучший звук, Лучшие спецэффекты.
- Золотая медаль Академии кинематографического искусства и наук Испании (la Academia de las Ciencias y las Artes Cinematográficas) — 1992.
- Медаль от la Orden de Artes y Letras Франции — 1993.
- Великий офицер ордена «За заслуги перед Итальянской Республикой» — 2004 .
- Почётный доктор в Университете Сарагосы (1994).
- Приз за вклад в мировой кинематограф (2016, Московский международный кинофестиваль )
- Кавалер Большого креста ордена Альфонсо X Мудрого — 2023, посмертно
Примечания
- (исп.)
- (неопр.) . Дата обращения: 11 июля 2013. 22 июня 2013 года.
- Belinchón, Gregorio (неопр.) . El País (10 февраля 2023). Дата обращения: 11 февраля 2023. 10 февраля 2023 года.
- (неопр.) . . Дата обращения: 13 февраля 2023. 12 февраля 2023 года.
- Martínez, Luis (исп.) . El Mundo (12 февраля 2023). Дата обращения: 11 февраля 2023. 12 февраля 2023 года.
- (неопр.) . Дата обращения: 9 августа 2023. 10 августа 2023 года.
- (неопр.) . Дата обращения: 9 августа 2023. 10 августа 2023 года.
Литература
- Волкова Г. И. Saura, Carlos // Учебный испанско-русский лингвострановедческий словарь-справочник. — М. : Высш. шк. , 2006. — С. 522. — 656 с. — ISBN 5-06-004248-0 .
Ссылки
- от 25 марта 2015 на Wayback Machine
- 2021-11-20
- 1