Interested Article - Бандо Тамасабуро V

Бандо Тамасабуро V ( яп. 五代目 坂東 玉三郎 Годаймэ Бандо: Тамасабуро: , род. 25 апреля 1950 года в Токио) — японский актёр нескольких разновидностей японского и классического театра и кино, а также режиссёр театра и кино. Один из самых известных ныне живущих актёров кабуки амплуа оннагата (женских ролей) , удостоенный в этом качестве статуса живого национального сокровища .

Биография

Будущий актёр родился 25 апреля 1950 года в Токио под именем Синъити Нирэхара. В раннем детстве переболел в лёгкой форме полиомиелитом , после чего, в качестве формы реабилитации по совету врача его родителям, начал заниматься традиционным японским танцем у наставницы Касиэ Фудзимы, жены актёра и театрального менеджера Ёсиюки Мориты (более известного по сценическому имени и носившего также, в числе прочих, имя Бандо Тамасабуро IV) .

Хотя у Морита Канъя был собственный сын, также актер, по имени Морита Кинъя , именно Синъити стал продолжателем его семейной традиции (родившийся в 1933-м году Кинъя дебютировал в 1944-м как Бандо Митатати, а после Второй мировой войны выступал как Кинъя в "косибай", театре более низкого класса). Когда Синъити было 6 лет, Канъя и его жена усыновили мальчика (изменив его имя на Синъити Морита), с чего и началось его вхождение в кабуки.

Дебют Морита Синъити на сцене состоялся в декабре 1957 года в 7-летнем возрасте, под сценическим именем Бандо Кинодзи, в роли Котаро в драме «Храмовая школа» на сцене « » (яп.) . По некоторым сведениям, Бандо может претендовать и на сценическое имя Морита Канъя XV (имя Тамасабуро традиционно бралось на относительно раннем этапе карьеры, сменяясь потом более «зрелым»), но артист несколько раз заявлял, что не намерен этого делать .

На церемонии имяположения/смены имён в июне 1964 года в театре « Кабуки-дза » юноша унаследовал от приёмного отца имя Бандо Тамасабуро, став его пятым носителем . Первыми ролями, сыгранными им под новым именем (в тот же день), стали персонажи Отамы и Омиё в постановках «Синдзю Яи ва Кори но Цуитати» и «Итикава Дандзюро VIII» .

На протяжении 1960-х годов Тамасабуро играл роли различной направленности: в 1965 он и его приёмный отец (преимущественно специализировавшийся на юношеских ролях ) вместе играли дочь и мать в постановке «Тюсингуры» («47 ронинов») , в 1967 играл Сирагикумару в пьесе Цуруи Намбоку «Сакура-химэ адзумабунсё» , а в 1969 играл в пьесе Юкио Мисимы и юношескую, и женскую роли — принца Сиротаэ и принцессы Сирануи . С конца же 1960-х Тамасабуро сосредотачивается на амплуа оннагата, играя женские роли. К значимым ролям этого периода, помимо Сирануи, относятся образы принцессы Таэмы в постановке (1970) и принцессы Новакэ в пьесе «Сумидагава гонити но омокагэ» (1971) .

Морита отличался консерватизмом в отношении форм театра, однако после смерти приёмного отца в 1975 году Тамасабуро стал пробовать свои силы и в других жанрах, как в японском «новом театре» (сыграв, например, в «Веере для учения», 1975), так и в мировом классическом театре, сыграв, в частности, таких разных персонажей, как античных Электру и Медею , шекспировских героинь Джульетту , Дездемону и леди Макбет , Маргариту Готье из «Дамы с камелиями» Дюма и других.

С конца 1970-х Бандо также снимается в кино, а в 1990-х годах и сам поставил несколько значимых фильмов, удостоенных номинаций кинопремии Японской академии и представленных на нескольких международных фестивалях. В частности, картина участвовала в основной конкурсной программе 43-го Берлинского кинофестиваля (1993) .

Бандо Тамасабуро активно участвует в международной популяризации кабуки, участвовав на протяжении своей карьеры в гастролях «Кабуки-дза» и других театров; в частности, он участвовал в американских турах японских театров кабуки в 1982, 1984 (в ) и 1985 годов, общеевропейском туре 1989 года, кабуки-выступлениях во Франции, Великобритании и Польше 1986, 1991 и 1992 годов. В настоящем Бандо также активно участвует самостоятельно в международных проектах, в том числе, не связанных напрямую с театром, среди которых выделяются, в частности:

  • Исполнение двух главных ролей ( Настасьи Филипповны и князя Мышкина — после 3—4-летних уговоров сыграть мужскую роль ) в « Настасье » Анджея Вайды по роману Достоевского « Идиот » (1994).
  • Сотрудничество с виолончелистом Йо-Йо Ма , в ходе которого Тамасабуро исполнял традиционный японский танец на музыку Баха (1996).
  • Совместная балетная постановка с Михаилом Барышниковым (1998) .
  • Участие в 2006 в мировых гастролях на 25-летие известного ансамбля традиционных японских больших барабанов . Впоследствии, с 2012, Бандо возглавил Kodo в качестве художественного руководителя .
  • Постановка и участие в главной роли в классической пьесе традиционной китайской оперы куньцюй , представленной на Шанхайском международном фестивале искусств в 2009 (получившая ряд положительных отзывов и позднее поставленная также в Токио) .

Известные работы

В качестве актёра

В кабуки
  • — паучья принцесса Таэма (Кумо-но-Таэма-химэ)
  • — принцесса Сакура (Сакура-химэ)
  • — Сидзука Годзэн
  • « Даннора кабуто-гунки » — Акоя
  • — Яцухаси
  • — Идзаёи
  • — Сирабёси Ханако
  • — Саги но Сэй
  • — Агэмаки
  • — Хотаруби
В симпа и классическом театре
В кино

В качестве режиссёра/постановщика/сценографа/художественного руководителя

В театре и др. сценических постановках
  • « Ромео и Джульетта » (1986)
  • « Хрустальная маска » (1988)
  • « Наётакэ »
  • « Куротокагэ »
  • Мировые гастроли барабанной шоу-группы Kodo (2006; позднее стал их постоянным художественным руководителем)
  • Китайская опера « Пионовая беседка » (2008—2009)
В кино
  • 1992 —
Фильм был представлен вне конкурса на 42-м Берлинале и 17-м кинофестивале в Торонто (1992), а также получил премию за лучший монтаж и ещё 4 номинации кинопремии Японской академии.
  • 1993 — « »
Фильм был представлен в основной конкурсной программе 43-го Берлинале (номинирован на «Золотого медведя»), а также получил шесть номинаций кинопремии Японской академии.
  • 1995 — « Тэнсю моногатари »
Фильм получил номинацию кинопремии Японской академии за лучшую работу художника-постановщика.

Отзывы о творчестве Бандо Тамасабуро

Ещё в 1970 году, в период ранней карьеры актёра, известный писатель и драматург Юкио Мисима отозвался о нём, как о превосходном оннагате и одном из молодых хранителей традиции кабуки в целом:

Оннагата — цветы кабуки, и, при основополагающем вкладе корифеев прошлого в этой области, если бы не распускались их новые бутоны, кабуки был бы обречён. В настоящее время, при всём желании культивировать эти цветы, пропала историческая почва для их появления, и нам остаётся лишь надеяться на чудо. Тамасабуро, родившийся для наполнения этих надежд — молодой оннагата, чьё изящество и элегантность ассоциируются с шедеврами из слоновой кости, — есть живое подтверждение тому, что театр кабуки ещё жив.

Юкио Мисима, август 1970

Номинации и награды

Профессиональные (от театральных, кинематографических и т. п. институций и общественных организаций)
  • 1971 — от Ассоциации журнальных издательств Японии в категории «Театр»
  • 1978 — Golden Arrow Award в категории «Театр»
  • 1981 — в категории «Выдающееся театральное исполнение»
  • 1997 — от издания « Майнити симбун »
  • 1997 — в категории «Лучший актёр» от издания «Ёмиури симбун» и телекомпании Nippon Television
  • 2009 — Премия имени Кикути Кана от издания и Общества продвижения японской культуры
  • 2011 — Премия Киото в категории «Философия и искусства» от
  • 2019 — Императорская премия

Иностранные или международные

Государственные (муниципальные и правительственные)

Иностранные или международные

Примечания

  1. Marilyn Ivy. . — University of Chicago Press, 1995. — P. 199. — 261 p. — ISBN 0-226-38832-8 .
  2. H. Paul Varley. . — 4th edition, updated & expanded. — University of Hawai'i Press, 2000. — P. 325. — 387 p. — ISBN 0-8248-2152-1 .
  3. Lawrence Kingsbury. Kabuki Theater Art // . — P. 17.
  4. . — Известия, 1986, №9-12. — С. 256.
  5. (яп.) . Министерства образования, культуры, спорта, науки и технологий Японии (20 июля 2012). Дата обращения: 26 августа 2014. 24 января 2013 года.
  6. от 26 октября 2014 на Wayback Machine (англ.) . — статья из Encyclopædia Britannica Online . Проверено 27 августа 2014. .
  7. Bandô Tamasaburô (1950—) // / Daniel Meyer-Dinkgräfe. — Routledge. — 2000. — P. 19. — 345 p. — ISBN 0-415-14161-3 .
  8. . www.kabuki21.com . Дата обращения: 22 января 2023. 22 января 2023 года.
  9. от 18 октября 2014 на Wayback Machine (англ.) на портале KABUKI21
  10. 赤嶺成喜. . — 2002. — P. 289. — 303 p. — ISBN 4-8355-4341-6 .
  11. За рубежом // . — 1987, №1-4. — P. 131.
  12. (англ.) . . Дата обращения: 27 августа 2014. 31 октября 2014 года.
  13. (нем.) . Официальный сайт Берлинского международного кинофестиваля berlinale.de. Дата обращения: 27 августа 2014. 21 июля 2013 года.
  14. Со слов Анджея Вайды в различных интервью, в частности:
    • // Малая Земля. — 6 апреля 2002. 21 октября 2014 года.
    • // Учительская газета . — 3 июня 2003. — № 23 . 23 октября 2014 года.
    • Ирина Любарская. // Итоги . — 4 февраля 2008. — № 6 / 608 . 23 октября 2014 года.
  15. (англ.) . Официальный сайт группы Kodo. Дата обращения: 27 августа 2014. Архивировано из 23 августа 2014 года.
  16. . — М. : ВНИИ киноискусства Госкино СССР, 2005, №75. — С. 282.
  17. Кёка Идзуми . // Иностранная литература . — 2012. — № 2 . 3 сентября 2014 года.
  18. (яп.) . Официальный сайт Ассоциации журнальных издательств Японии (JMPA). — Сводная таблица лауреатов 1964-2007 годов. Дата обращения: 28 августа 2014. 18 августа 2017 года.
  19. от 4 декабря 2013 на Wayback Machine (яп.) на официальном сайте Премии имени Кикути Кана.
  20. (англ.) . Официальный сайт Inamori Foundation . Дата обращения: 28 августа 2014. 4 февраля 2012 года.
  21. (англ.) . Официальный сайт Inamori Foundation (12 ноября 2011). — Релиз о награждении. Дата обращения: 18 октября 2014. Архивировано из 18 октября 2014 года.

Ссылки

  • — официальный сайт Бандо Тамасабуро V
  • (яп.) на портале Kabuki on the web .

Интервью с Бандо Тамасабуро на YouTube

  • в составе документального фильма Дэниела Шмидта The Written Face / 書かれた顔 (1995). Включает архивную видеозапись исполнения начинающим 6-летним актёром традиционного танца в пьесе Tsumorokoi Yuki no Seki no to .

Дополнительные публикации и литература

На русском языке
  • Раздел «За рубежом» // . — 1987, №1-4. — С. 128-131.
  • Оннагата // / Г. Ф. Ким , К. О. Саркисов, В. Н. Еремин , А. И. Сенаторов, В. М. Алпатов . — Республика, 1992. — С. 427. — 543 с.
  • Ирина Любарская. // Итоги . — 4 февраля 2008. — № 6/608 . Интервью с Анджеем Вайдой перед 58-м Берлинале .
  • . Японский репортер (12 февраля 2013). Дата обращения: 30 августа 2014.
  • Жак Луйери, Кёко Хасэгава (в перев. А.Кальчевой) . . Новости из Японии (22 февраля 2013). Дата обращения: 30 августа 2014.
На английском языке
  • Toby Tobias. (англ.) // New York Magazine. — July 19, 1982. — P. 58-59.
  • Shinji Ogata. . — Heibonsha, 1983. — 200 p.
  • Toby Tobias. (англ.) // New York Magazine. — May 21, 1984. — P. 101-103.
  • (англ.) // East West Journal. — Kushi Foundation, 1985. — Vol. 15 , no. 1-6 . — P. 48-51 .
  • . Preface // . — University of California Press, 1988. — P. 8. — 431 p. — ISBN 0-520-06627-8 .
  • . Shinjuku Thieves // . — Indiana University Press, 1988. — P. 190. — 247 p. — ISBN 0-253-20469-0 .
  • . Male ideal of woman // . — University of Chicago Press, 1988. — P. 80. — 317 p. — ISBN 0-226-31551-7 .
  • Japan // / Ian Herbert, Nicole Leclerc. — Routledge, 2000. — P. . — ISBN 978-0-415-23866-3 .
  • / Stanca Scholz-Cionca, Samuel L. Leiter.. — Brill, 2000. — 499 p. — ISBN 90-04-12011-4 .
  • Laurence Senelick. The Changing Room: Sex, Drag and Theatre. — Routledge, 2000. — P. 96-98, 149. — 545 p. — ISBN 0-415-15986-5 .
  • Anya Peterson Royce. . — Walnut Creek, CA: AltaMira Press / Rowman and Littlefield, 2004. — P. 173-184. — 261 p. — ISBN 0-7591-0224-4 .
  • Chris Desjardins. Masahiro Shinoda // . — I.B. Tauris, 2005. — P. 117-118. — ISBN 1-84511-090-0 .
  • Katherine Mezur. . — Palgrave Macmillan, 2005. — P. 33-40, 133-141. — 307 p. — ISBN 978-1403967121 .
  • Donald Richie . Tamasaburo Bando // . — Singapore: Tuttle Publishing, 2006. — P. 119-121. — ISBN 978-1-4629-0217-0 .
  • Rokuo Tanaka, M. Cody Poulton. Ariyoshi Sawako (1931-1984), Izumi Kyōka (1873-1939) // The Columbia Encyclopedia of Modern Drama / Gabrielle H. Cody, Evert Sprinchorn. — Columbia University Press, 2007. — P. 63-64, 723. — 849 p. — ISBN 978-0-231-14422-3 .
  • Janina Falkowska. Grande Finale: Films of the Nineties // Andrzej Wajda: History, Politics, and Nostalgia in Polish Cinema. — Berghahn Books, 2007. — P. 224, 238-240. — 357 p. — ISBN 978-1-84545-508-8 .
  • . . — Oxford University Press, 2010. — P. 42, 294, 437. — 688 p. — ISBN 978-9-19-957419-3 .
  • / Takashi Sasayama, J. R. Mulryne, Margaret Shewring. — Cambridge University Press, 2010. — P. 8, 249. — 372 p. — ISBN 978-0521129510 .
На японском языке
  • 奥村喜一郎, 谷田貝高幸. . — 松竹株式会社事業部, 1979. — 108 p.
  • 岸野正彦. . — NTT 出版, 1993. — ISBN 9784871882255 .
  • . 山鹿八千代座: 坂東玉三郎華麗に舞う. — NTT 出版, 1993. — 147 p. — ISBN 9784871772402 .
  • . — 新書館, 1997. — 145 p. — ISBN 9784403020230 .
  • 樽屋壽助. 坂東玉三郎 (大和屋) // . — 2010. — P. 40-41. — 249 p.
  • . 坂東玉三郎: 歌舞伎座立女形への道. — 幻冬舎, 2010. — 339 p. — ISBN 9784344981706 .
Источник —

Same as Бандо Тамасабуро V