Interested Article - Госё, Хэйноскэ

Хэйноскэ Госё ( яп. 五所平之助 Heinosuke Gosho: ) ( 1 февраля 1902 , Токио , Япония 1 мая 1981 , Мисима , префектура Сидзуока , Япония ) — японский кинорежиссёр . Был одним из самых маститых творцов японского кино в течение нескольких десятилетий XX века , наряду с Ясудзиро Одзу считается одним из родоначальников и виднейшим представителем жанра «сёмин-гэки» (жанра японского кино, в котором на экране реалистически показана жизнь низших и средних слоёв общества). На протяжении всей карьеры Госё в своих работах выражал веру в гуманистические ценности.

Биография

Ранние годы

Хэйэмон (таково настоящее имя будущего кинорежиссёра) был незаконнорождённым . Его матерью была гейша , у которой отец забрал Хэйэмона после того, как у него умер единственный законный наследник . Отец, торговец табаком, имевший кроме того продуктовую лавку, с того момента, как Хэйэмон появился в его доме (в возрасте пяти лет), стал готовить ребёнка к тому, чтобы он унаследовал семейное дело. Ему было запрещено связываться с родной матерью даже по телефону, и он потерял её из виду, между тем как ей и его братьям и сёстрам пришлось очень тяжело . После окончания средней школы отец отдал Хэйэмона в торгово-промышленное училище Кэйо , где смышлёный мальчик прилежно изучал бухгалтерию, но также проявил интерес к изучению английского языка, для чего стал посещать отдельно ещё и занятия в специальной английской школе .

Юному Хэйэмону отец и дед, кроме всего прочего, привили любовь к искусству: мальчику часто доводилось присутствовать при посещении дедом знакомых художников. Ещё в юности Хэйэмон начал писать стихи хайку и пристрастился к походам в кино, да ещё и по случаю снялся в массовке на студии «Дайкацу» . Поэтому после окончания учёбы (в 1921 году ) и отбытия года обязательной воинской службы, он наперекор воле предков решает посвятить себя не семейному бизнесу, а кинематографу. Он уже самостоятелен во всём, в том числе и в том, что поменяет своё имя на Хэйноскэ, так как его имя Хэйэмон казалось ему несколько старомодным .

По совету Сиро Кидо, с которым он познакомился в чайном домике «Хирата» , Хэйноскэ Госё с 1923 года начинает работать в кинокомпании « » ассистентом режиссёра у маститого Ясудзиро Симадзу . За это он разгневанным отцом был лишён прав наследования, так как кино в ту пору не считалось серьёзным занятием. Сиро Кидо, руководивший в то время студией в Камата (принадлежавшей кинокомпании «Сётику»), разглядел в парне талант, ибо славился своей гениальной интуицией, он в числе прочих открыл и пестовал таких талантов, как Ясудзиро Одзу и Хироси Симидзу .

Кинокарьера

Хэйноскэ Госё дебютировал самостоятельной работой, поставив киноленту «Весна на южных островах» ( 1925 ). Большой успех выпал на долю фильма « Деревенская невеста » ( 1928 ). Уже с первых своих постановок режиссёр вырабатывает собственный стиль, который некоторыми критиками так и будет назван «госёизм». Изображение на фоне опоэтизированной природы пасторального веселья и грусти сельских провинциалов, заставляющее плакать и смеяться одновременно — это и есть «госёизм», как его определяют критики , и в его кинолентах обязательно присутствовал образ времени года, что вообще характерно японскому искусству. Госё под влиянием своего наставника Ясудзиро Симадзу , одним из первых, даже чуть раньше своего соратника по студии Ясудзиро Одзу начал разработку темы «сёмин-гэки» — драм из жизни рабочего класса, «маленьких горожан».

Госё поставил первый японский звуковой фильм « Соседка и жена » ( 1931 , лауреат премии журнала « Кинэма Дзюмпо » как лучший фильм года). Среди его лучших работ 1930-х годов : немой фильм « Танцовщица из Идзу » ( 1933 ), лучшая среди многочисленных экранизаций повести Ясунари Кавабаты ; « Бремя жизни » ( 1935 ), в котором сталкивается традиционный образ жизни японцев с западным; « » ( 1936 ); « » ( 1937 ) — об обитателях задворков городских окраин. С конца 1930-х и до окончания Второй мировой войны работал на студии «Дайэй».

Во время войны режиссёр снимал мало, наиболее интересные работы этого периода: «Новый снег» ( 1942 ), «Пятиэтажная пагода» ( 1944 ), «Девушки из Идзу» ( 1945 ). После войны работал на студии «Тохо», где им поставлен фильм «Ещё раз» ( 1947 , премия «Майнити» за лучший фильм года) о любви, загубленной войной. Фильм имел успех, однако Госё на следующий год примет участие в знаменитой студийной забастовке, за что будет причислен к коммунистам и уволен из «Тохо». В 1951 году вместе с другими кинематографистами основал независимую компанию Studio Eight Productions, на которой будут сняты такие его фильмы, как: «Ветвистые облака» ( 1951 ), «Утренние волнения» ( 1952 ) и одна из самых громких работ режиссёра « Там, где видны фабричные трубы » ( 1953 ), отмеченная призом международного кинофестиваля в Западном Берлине ( 1954 ), с формулировкой «за лучший фильм, борющийся за свободу». Студия Studio Eight Productions просуществует до 1954 года , последней кинолентой Госё, снятой на ней стала причисляемая к лучшим его киноработам « Гостиница в Осаке » ( 1954 ). На студии «Син-тохо» будет сделана одна из интересных его работ « Сверстники » ( 1955 ), героине которой с детства уготована участь проститутки. К числу лучших фильмов режиссёра 1950-х годов относятся также фильмы « Поминальная песня » («Элегия», 1957 ) и « Жёлтая ворона » ( 1957 , отмеченный американской кинопремией « Золотой глобус » как лучший иностранный фильм в США ).

Впоследствии Хэйноскэ Госё вернётся на «Сётику», где среди прочего им будет поставлен фильм « Мать и одиннадцать детей » ( 1966 ), вторая из его работ после «Жёлтой вороны» (а режиссёр за сорок три года кинокарьеры снял 97 фильмов), которая будет показана в прокате СССР .

С 1964 года Госё был генеральным секретарем Ассоциации кинорежиссёров Японии, уйдя на пенсию с этого поста в 1975 году . Неоднократно его фильмы становились лауреатами премии журнала « Кинэма Дзюмпо » и премии « Майнити » как лучшие фильмы года. В 1966 году Хэйноскэ Госё был удостоен почётной императорской награды ордена Восходящего солнца , а в 1972 году ему был вручён Орден Культуры , или как его ещё называют орден «Фиолетовая лента» . В последние годы жизни режиссёр много работал на телевидении. Он умер в 1981 году в возрасте 79 лет. В течение последующих лет его фильмы будут возрождаться из забытья, как в Японии, так и за её пределами: ретроспективы его фильмов пройдут в Париже , Лондоне , Нью-Йорке и Москве (в Музее кино, 2003 ).

Фильмография

Примечания

  1. (яп.) — 2003.
  2. (яп.) — 2009.
  3. (яп.) 朝日新聞 , 2009.
  4. Gosho Heinosuke // (англ.)
  5. . Дата обращения: 30 мая 2014. Архивировано из 31 мая 2014 года.
  6. [ . Дата обращения: 30 мая 2014. 31 мая 2014 года. encyclopedia.com (англ.) ]
  7. «Режиссёрская энциклопедия: Кино Азии, Африки, Австралии, Латинской Америки», НИИ киноискусства, Ветрова Т. Н. (отв.ред.), Материк -М., 2001, ISBN 5-85646-053-7
  8. В советском прокате фильм демонстрировался с апреля 1959 года, р/у Госкино СССР 1193/58 (сроком до 1 октября 1963 года) — опубликовано: «Аннотированный каталог фильмов, выпуска 1959 года», издательство «Искусство», М.-1960, стр. 26.
  9. В советском прокате фильм демонстрировался с февраля 1969 года, р/у Госкино СССР № 2214/68 (до 1 июля 1975 года) — опубликовано: «Каталог фильмов действующего фонда. Выпуск II: Зарубежные художественные фильмы», Инф.-рекл. бюро упр. кинофикации и кинопроката комитета по кинематографии при Совете министров СССР, М.-1972, стр. 80.
  10. Jacoby, Alexander. A Critical Handbook of Japanese Film Directors (англ.) . — Berkeley, California: Stone Bridge Press , 2008. — P. 268—273. — ISBN 978-1-933330 -53-252295.

Ссылки

Литература

  • Акира Ивасаки , «Современное японское кино», 1958, (русский перевод 1962, Переводчики: Владимир Гривнин, Л. Левин), — М.: Искусство, 1962.
  • «Кинословарь» / Под редакцией С. И. Юткевича. — М.: Советская энциклопедия, 1986—1987. — С. 100. — 640 с.
  • «Режиссёрская энциклопедия: Кино Азии, Африки, Австралии, Латинской Америки», НИИ киноискусства, Ветрова Т. Н. (отв.ред.), Материк -М., 2001, ISBN 5-85646-053-7
  • Joseph L. Anderson & Donalg Richie , The Japanese Film, Grove Press, inc., New York, 1959/1960
  • MacDonald, Keiko I. , Cinema East: A Critical Study of Major Japanese Films, Farleigh Dickinson University Press, 1983.
  • Reframing Japanese Cinema: Authorship, Genre, History, edited by Arthur Nolletti Jr. and David Desser , Indiana University Press, 1992.
  • Jacoby Alexander A Critical Handbook of Japanese Film Directors. — Berkeley, California: Stone Bridge Press, 2008. — P. 268—273. — ISBN 978-1-933330 -53-252295
Источник —

Same as Госё, Хэйноскэ